Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:18, реферат
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разложении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ – важный промежуточный этап процесса управления предприятием, цель которого:
- дать правильную оценку состояния объекта и показать, насколько это состояние отличается от требуемого;
При его использовании влияние факторов рассчитывается путем умножения абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, которые находятся слева от него в факторной модели.
Например:
1. Количественное влияние факторов на результат в аддитивной модели (Y = a + b + c) соответствует значению разницы отчетных и базисных значений соответствующих факторов:
Δ Ya = Δ a = a1 – a0
Δ Yb = Δ b = b1 – b0
Δ Yc = Δ c = c1 – c0
2. Количественное влияние
Δ Ya = Δ a * b0 * c0
Δ Yb = a1 * Δ b * c0
Δ Yc = a1 * b1 * Δ c.
Таким образом, роль факторного анализа в общей системе экономического анализа определяется возможностью количественного расчета влияния факторов на итоговые показатели деятельности предприятия, что составляет информационную базу для формирования практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия как целостной системы.
Тема 5. Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг).
Анализ деятельности
промышленного предприятия
Цель данного раздела экономического анализа заключается в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема производства и реализации продукции, улучшения ее качества, расширения рынков сбыта.
Основными задачами анализа объема производства и реализации являются:
1. оценка динамики и степени выполнения плана производства и реализации продукции;
2. определение влияния факторов на изменение объема и ассортимента продукции;
3. оценка выполнения договоров по объему, ритмичности поставок, качеству и комплектности продукции;
3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
4. разработка практических рекомендаций по освоению выявленных резервов.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Обобщающие показатели объема производства получают с помощью стоимостной оценки. При этом основными показателями считаются:
- валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство;
- товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, то есть этот показатель характеризует объем продукции, законченной производством и предназначенной для реализации;
- объем реализованной продукции определяется по отгрузке продукции покупателям, или по факту оплаты.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели (штук, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Этапы анализа производства и реализации продукции:
1 этап. Изучение динамики и выполнения плана по общему объему выпущенной продукции.
а) расчет цепных и базисных отклонений
б) расчет средних показателей временного ряда
- средний объем товарной продукции,
- среднее абсолютное отклонение,
- среднее относительное отклонение
в) изучение трендовой составляющей временного ряда (тенденции изменения показателя в динамике).
При анализе динамики объема выпуска необходимо приводить объемы выпуска в сопоставимые цены, рассчитываемые на основании индекса цен.
2 этап. Анализ выполнения плана по ассортименту продукции.
Ассортимент - это перечень наименований продукции (номенклатура) с указанием объема выпуска по каждому виду.
При формировании ассортимента
предприятие должно учитывать, с
одной стороны, спрос на данные виды
продукции, а с другой - наиболее
эффективное использование
Методы оценки выполнения плана по ассортименту:
1. метод наименьшего процента, который заключается в том, что наименьший процент выполнения плана по конкретному изделию считается относящимся ко всему ассортиментному перечню продукции.
При этом следует иметь в виду, что применение данного метода правомерно в том случае, если изделие, по которому наблюдается наименьший процент выполнения плана, имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпуска.
2. по удельному весу наименований, по которым выполнен план, в общем количестве наименований продукции.
Этот способ следует применять на тех предприятиях, где достаточно обширная номенклатура продукции (как правило, более 50 наименований).
3. метод среднего процента, который определяется путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, выпущенная сверх плана или не предусмотренная планом, в расчет не берется).
ТП ф (пл)
Ср.% = -------------,
ТП пл
где ТП ф (пл) - зачтенная продукция, или факт в пределах плана,
ТП пл - плановый объем товарной продукции.
Пример:
Выполнение плана по ассортименту
Изделие |
Объем выпуска продукции отчетного года в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
Недовыпущено продукции против плана,
тыс. руб. |
Выполнение плана,
% |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту,
тыс. руб. | |
план |
факт | ||||
А |
16 100 |
16 400 |
101,86 |
16 100 | |
Б |
7 280 |
6 900 |
380 |
94,78 |
6 900 |
В |
22 800 |
23 400 |
102,63 |
22 800 | |
Г |
8 000 |
7 800 |
200 |
97,5 |
7 800 |
Итого |
54 180 |
54 500 |
580 |
100,59 |
53 600 |
Как видно из представленных данных, план выпуска продукции в целом по предприятию составил 100,59 %, но степень выполнения плана по различным изделиям значительно различается (от 94,78 до 102,63 %).
По способу наименьшего процента процент выполнения плана по ассортименту составил 94,78 %. Однако, на анализируемом предприятии удельный вес доля изделия «Б» с таким процентом выполнения плана составляет лишь 12,7%, что не позволяет делать обоснованный вывод в целом по предприятию на основании этой цифры.
Метод удельного веса для данного предприятия неприменим в силу небольшого количества наименований.
По способу среднего процента оценка выполнения плана по ассортименту составила 98,93 % (53 600 : 54 180 х 100).
Таким образом, наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью третьего и четвертого способов расчета, в соответствии с которыми степень выполнения плана составила 98,93 %.
3 этап. Анализ выполнения плана по структуре продукции.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, то есть соотношения отдельных изделий в общем выпуске.
Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры
оказывает большое влияние на
все экономические показатели. Если
увеличивается удельный вес более
дорогой продукции, то объем ее выпуска
в стоимостном выражении
Для расчета влияния
структурного фактора на объем производства
продукции в стоимостном выраже
Σ (Уд i 1 - Уд i 0) х Ц i 0
Δ Ц ср. стр. = ---------------------------- .
100
Затем, умножая полученный результат на общий объем производства продукции отчетного периода в натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
Δ ТПстр = Δ Ц ср. стр. х Vобщ1.
Аналогичным образом определяется влияние структурных сдвигов и на другие итоговые показатели деятельности предприятия.
Тема 6. Анализ состояния и использования основных фондов (средств).
Повышение уровня и темпов развития предприятия, увеличение выпуска продукции и снижение ее себестоимости во многом зависят от состояния и развития материально-технической базы, то есть от степени оснащенности основными средствами и уровня их использования.
Задачи анализа:
1. Оценка обеспеченности предприятия основными средствами и уровня их использования по соответствующим показателям.
2. Расчет влияния использования основных фондов на объем производства продукции и другие показатели.
3. Изучение степени использования производственной мощности предприятия и оборудования.
4. Выявление резервов повышения эффективности использования основных средств.
Этапы анализа:
Изучение движения, технического состояния и структуры основных средств.
Анализ движения основных фондов проводится на основе расчета следующих показателей:
1.1. коэффициент обновления, характеризующий долю новых фондов в общей их стоимости на конец года:
,
1.2. коэффициент выбытия, показывающий долю основных фондов, выбывших из производства за период:
,
1.3. коэффициент прироста (превышение стоимости поступивших в отчетном периоде основных фондов над стоимостью выбывших) характеризует уровень прироста основных фондов или отдельных их групп за определенный период:
При проведении анализа коэффициенты обновления, выбытия и прироста следует рассматривать во взаимосвязи.
1.4. Важнейшей характеристикой технического состояния основных фондов, позволяющей судить о степени их морального износа, является возрастной состав оборудования.
Для анализа возрастного состав оборудования используют следующие инструменты:
- группировка по видам и срокам службы,
- определение удельного веса каждой возрастной группы в общем количестве единиц действующего оборудования,
- сопоставление фактических сроков службы с нормативными по важнейшим группам или с аналогичными показателями за предыдущие отчетные периоды.
Использование указанных аналитических приемов позволит сделать вывод об уровне морального износа оборудования и основных направлениях его снижения, судить о резервах производственных мощностей.
1.5. коэффициент износа:
.
В случае, если на предприятии
имела место переоценка основных
средств, в знаменателе следует
указывать восстановительную