Монополия и конкуренция: сущность виды последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие.
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 102.98 Кб (Скачать)

Конгломерат – объединения, основанные на проникновении крупных  корпораций в отрасли, не имеющие  производственной и технологической  связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий  делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

ПОД НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ РЫНОК, НА КОТОРОМ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Несовершенную конкуренцию  подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. При монополистической  конкуренции на рынке продолжает  оставаться большое количество  продавцов и покупателей. Но  возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

2. Олигополистическая  конкуренция представлена таким  рынком, на котором доминирует  несколько фирм (греч. oligos – немногий, poleo – продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится  установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке  фирма.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

3. Чистая монополия  существует на рынке в том  случае, если на нем действует  только один продавец, у которого  нет конкурентов. Ее особенность  в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.

Случается, что на рынке  существует только один покупатель. Такое  явление называется монопсонией (один покупаю).

РОЛЬ МОНОПОЛИИ в  экономике двойственна.

Положительная сторона  в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит  в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса. 
Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Экономическая теория: Учеб. Пособие / И. В. Новикова, Г. А. Примачёнок, В.А Воробьёв и др.; Под ред. И. В. Новиковой. – М.: БГЭУ, 2006. – 543 с.
  2. Журавлева Г.П., Экономика: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — 574 с.
  3. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт – Издат., 203. – 384 с.
  4. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов.- СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 2000. – 480 с.
  5. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие – Ростов н / Д: изд-во « Феникс », 2001. – 544 с.
  6. Экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А. Г. Грязновой, проф. И. П. Николаевой, проф. В. М. Кадыкова – М.: ЮНИТИ – ДАНА, издательство политической литературы « Единство », 2001. – 822 с.
  7. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.
  8. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича -  Санкт – Петербург: Питер, 2004. – 580 с.
  9. http://www.academy35.ru/answers.php?id=6065
  10. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США / М.: Наука, 1997. С 211-223.
  11. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. //"Вопросы Экономики" 1999г. №6.
  12. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 1998. - №1. - с.14-30.
  13. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1997 год № 6.
  14. http://www.socionet.ru/files/book_ekonomika_rus_gp0675/25.xml
  15. http://works.tarefer.ru/102/100557/index.html

 




Информация о работе Монополия и конкуренция: сущность виды последствия