Монополия и конкуренция: сущность виды последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие.
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 102.98 Кб (Скачать)

Видовая конкуренция возникает при удовлетворении потребности покупателя однообразными товарами, различающимися существенными характеристиками (например, авто-мобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает новыми характеристиками.

Функциональная  конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами.

Если предметная конкуренция  более характерна для случаев  массовых продаж, то для персональной продажи дорогостоящих товаров, уникальных устройств или при  продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая  и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать  долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.

Так же выделяют ещё два  основных вида конкуренции – это совершенная и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. (2)

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда  отдельные производители имеют  возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

Наличие основ конкурентоспособности  само по себе не гарантирует успеха на мировом рынке. Для фирмы нужна  активная борьба за сохранение своих  позиций при поддержке национального  государства. Обычно конкурентная борьба сводится к двум основным методам: ценовым и неценовым, которые в свою очередь могут быть добросовестными и недобросовестными.

Ценовые методы конкуренции  — это конкуренция, в которой  главным средством борьбы является цена.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товара или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью их разорения или вытеснения из отрасли. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п. Победитель получает возможность производить и продавать большее количество товара за счет привлечения покупателей от проигравшего конкурента. По мере укрупнения конкурирующих предприятий снижаются возможности ценовой конкуренции. Все большее распространение обретает конкуренция неценовая.

Неценовая конкуренция  — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения  цен,  а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции. Она основана на совершенствовании производства, качества товара и условий его продажи.

Неценовая конкуренция  предполагает:  
- предложение продукции более высокого качества, с лучшими показателями надежности и срока службы;  
- изменение свойств (например, безопасность, экологичность, эстетичность, удобство и простота эксплуатации);  
- создание новой продукции для удовлетворения не существовавших ранее потребностей;  
- постоянное обновление свойств продукции, являющейся символом моды или престижности, фирменных товаров (товарные марки, знаки);  
- совершенствование сопутствующих услуг (демонстрация, установка, доставка), послепродажного сервисного обслуживания (гарантийный ремонт, в частности). [3. с.116]

Добросовестной  конкуренцией на рынке является ситуация, при которой не формальными, а реальными методами обеспечиваются равные условия, чтобы могли функционировать все без исключения субъекты рыночных отношений и сбалансировать все их интересы.  
Основные методы добросовестной конкуренции:

  • повышение качества продукции,
  • снижение цен («война цен»),
  • реклама,
  • развитие до- и послепродажного обслуживания,
  • создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Недобросовестной  конкуренцией является метод конкурентной борьбы, связанный с применением нарушений норм и правил, которые приняты на рынке конкуренции.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

  • экономический (промышленный шпионаж);
  • подделка продукции конкурентов;
  • подкуп и шантаж;
  • обман потребителей;
  • махинации с деловой отчетностью;
  • валютные махинации;
  • сокрытие дефектов и т.д.

 

1.3Механизм функционирования  совершенной конкуренции и несовершенной  конкуренции

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называется «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного  количества покупателей и продавцов  означает, что ни один из них не владеет  большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя  на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти, ведь рынок сам диктует  цену в каждый момент времени. Такая  ситуация позволяет новым продавцам  на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного выхода с рынка. Свобода рыночного перемещения  создает условия для того, что  на рынке всегда происходит изменение  количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов  по-прежнему отсутствует возможность  контролировать рынок, поскольку они  представляют мелкое производство и  их крайне много.

Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

• бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

• однородность и делимость продаваемой продукции;

• отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

• высокая мобильность факторов производства;

• равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

• наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

• стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

• отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

В реальной экономической  действительности рынок совершенной  конкуренции практически не встречается. Он представляет собой идеальную  структуру, подразумевая, что свободная  конкуренция существует скорее как  абстрактная идея, к которой реально  существующие рынки могут лишь в  большей или меньшей степени  стремиться. Но есть рынки некоторых  товаров, больше всего подходящие под  критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок  сельскохозяйственной продукции).

Несовершенная конкуренция подразделяется на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление - дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.  Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т.к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой - в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

Теория монополистической  конкуренции разработана в трудах Дж. Робинсон и Э. Чемберлена. Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. [4]

 

 Как и при совершенной  конкуренции, предполагается, что  в отрасли действует много  фирм и имеется достаточно  свободный вход и выход. Однако (черта, присущая монополии) все  фирмы отрасли располагают определенными  возможностями видоизменять цену  производимого ими товара, поскольку  каждая фирма продает товар,  имеющий значительное отличие  от товаров, выпускаемых конкурентами. Например, все фирмы «Dobroshiv» выпускают один и тот же товар - мужские костюмы. На самом деле, отдельная фирма производит свой товар (мужской костюм), который отличается от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фурнитурой и т.п. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т.п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры.  Олигополия представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos - немногий, poleo - продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта - установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

Обычно на олигополистическом рынке конкурируют между собой  несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок  новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и  полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских  товаров (автомобили). Существование  олигополии связано с ограничениями  входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия, в связи  с крупномасштабным производством  олигополистических фирм.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, т.к. последняя в таких условиях является более эффективной. Производители  знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна  в условиях совершенной конкуренции, олигополия использует неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг  и гарантий, дифференциацию условий  оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность  олигополистического рынка - зависимость  поведения каждой фирмы от реакции  и поведения конкурентов. Крупные  размеры и значительный капитал  фирм крайне немобильны на рынке, и  в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими  фирмами в целях поддержания  цен и максимизации прибыли. Производители  договариваются о сотрудничестве и  заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – «картельное  соглашение». [5. с.117]

Для олигополии характерны три признака:

  • в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
  • кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
  • в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от флуктуаций спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае флуктуаций спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками - нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо.

Информация о работе Монополия и конкуренция: сущность виды последствия