Монополия и конкуренция: сущность виды последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие.
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 102.98 Кб (Скачать)

Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Если на рынке существует только один покупатель, то имеет место монопсония.

Чистая монополия выступает  как единственный производитель  той или иной продукции, у которой  нет заменителя. Уникальность продукции  предполагает, что покупатель может  купить товар только у монополиста. Это дает последнему ряд преимуществ  в виде:

  • Уменьшения издержек (расходов на рекламу и на содержание маркетинговых служб), связанных с необходимостью «отбивать» покупателей у аналогичных продавцов;
  • Возможности давления на рынок через навязывание своих условий покупателям;
  • Формирования барьеров для притока новых капиталов и монополизированную отрасль, что позволяет монополисту сохранять сои привилегии.[6. с.125].

Роль монополии в экономике  двойственна. Положительная сторона  в том, что продукция монополистических  компаний отличается, как правило, высоким  качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и  экономить ресурсы. Отрицательный  эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие  прибыли благодаря монопольно высокой  цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда  нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности  за счет технического прогресса. Учитывая это, государство старается противостоять  монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого  служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и  монополией.

1.4 Роль конкуренции  в развитии экономики

Конкуренция — основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса  и снижения издержек производства и  цен. Побуждая предприятия снижать  свои производственные затраты, приводя  к ликвидации обременительных для  общества убыточных производств, конкуренция  способствует интенсификации, повышению  эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция  создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.

Создание конкуренции  товаропроизводителей — важнейшее  условие перехода к эффективной  рыночной экономике.

конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических  отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет  возможность выбрать определенного  контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца — добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара.

конкуренция создает одно из главных условий, необходимых  для эффективного выполнения ценой  координирующих функций. Свободное  ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а  значит, можно утверждать, что конкуренция  является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

Роль конкуренции как  движущей силы развития экономики проявляется прежде всего в том, что она создает важные стимулы для научно-технического прогресса.

Применение новой прогрессивной  техники и технологии, которые  способствуют снижению издержек производства, обеспечивает предприятиям значительные преимущества перед конкурентами. Игнорирование  технического прогресса неизбежно  приводит к банкротству. Конкуренция  как один из важных элементов функционирования рыночного механизма саморегулирования  возможна только при условии, когда  большая часть товаропроизводителей - предприятий, организаций, граждан - имеет  свободу хозяйственной деятельности и предпринимательства. Такие товаропроизводители  свободно распоряжаются имуществом, которое им принадлежит, арендуется или переданы в пользование, по собственному усмотрению выбирают поставщиков и  потребителей, распоряжаются прибылями, которые остаются после уплаты налогов, решают вопросы, связанные с хозяйственной  деятельностью и развитием производства.

 

ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ  И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Экономическое  содержание монополии и её источники

Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции1. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В нашей литературе термин «монополия»  охватывает, как правило, широкий  круг экономических структур, для  обозначения которых в работах  зарубежных экономистов применяются  наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодейстие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное. Типичным же явлением для рыночной экономики стран Запада является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой индустрии, прежде всего машиностроения, охватив даже область информатики.

Олигополии, тем более монополии, могут иметь разные количественные параметры. Но, как правило, они формируются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполняют крупные корпорации.

Возможность перехода от олигополии или иной немонопольной структуры  к собственно монополии существует всегда, что обусловлено тенденцией естественного монополизма. Такая возможность реализуется посредством монополистической практики и монополизации экономки. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются различными актами государства, в ряду которых надо выделить законодательство о конкуренции (или о противодействии монополизму). История развития рыночной экономики за рубежом свидетельствует о том, что возможность возникновения монополий, как правило, не реализуется.

В США, к примеру, крупные олигополистические структуры охватывают немногим более 50% валового национального продукта и менее 50% занятых. Подобная картина наблюдается и в западноевропейских странах. Такое положение характерно для современного научно-технического развития этих стран. Гибким и мобильным небольшим фирмам удается порой быстрее и с меньшими потерями приспосабливаться к изменениям хозяйственной конъюнктуры. Эффект гибкости производства к использованию которого лучше приспособлены мелкие и средние фирмы нередко обеспечивает больший выигрыш, чем эффект масштабности и концентрации ресурсов. К тому же небольшие фирмы легче и охотнее идут на риск.

Наряду с этим просматривается  и тенденция усиления непосредственных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между олигополиями и небольшими фирмами. Горизонтальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями в форме кооперации фирм, выпускающих однородные товары, либо в форме взаимодействия фирм, находящихся на одной стадии производственного процесса и выполняющих разные функции по изготовлению основного продукта (например, субконтрактная кооперация крупных корпораций с мелкими фирмами, выпускающими отдельные узлы, компоненты изделий, сбора которых происходит на заводах головной корпорации).

Вертикальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями, находящимися на разных стадиях производственного процесса. Характерным примером таких связей являются отношения крупных корпораций, занятых переработкой сырья, и мелкими фирмами, осуществляющими поставку этого сырья, дальнейшую обработку основной и побочной продукции корпораций, утилизацию отходов, вспомогательные работы, реализацию продукции, а также и освоение производства новых товаров. В качестве одной из наиболее   распространенных   форм   вертикальных   взаимосвязей используется система «франчайзинг» – заключение контракта, по которому корпорации передают право продажи своих марочных товаров мелким самостоятельным фирмам (дилерам). Этой системой охвачено в США почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж свыше 200 млрд. долларов. (7)

  Источники монополий

Экономисты насчитывают  четыре фактора, каждый из которых, сочетание  некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая  фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов:

1.Полный (исключительный) контроль  над вводимыми важными факторами  производства;

Например, в течение многих лет фирма “Ксерокс” контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она  обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев  защищенными патентами.

Также, подобное монопольное  положение создалось в результате полного контроля фирмы “Де Бирс Даймонд Майнз” над большинством мировой добычи и поставок необработанных алмазов. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.

В результате фирма “Де  Бирс Даймонд Майнз”, контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией, пользующейся неограниченной властью. Для производства существующих видов изделий непрерывно разрабатываются все новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.

2. Экономия, обусловленная  ростом масштаба производства (проявляющаяся  в снижении долгосрочных средних  издержек  производства на единицу  продукции при увеличении объема  выпуска продукции);

Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных  ценах на вводимые ресурсы) представляет собой  нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить  отраслевой продукцией потребителя  заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в  руках одной единственной фирмы.

Рынок, который обслуживается  с наименьшими затратами одной  фирмой, носит название естественной монополии.

Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при  отсутствии экономии, обусловленной  ростом масштаба производства. Это  может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно  падает, а выпуск промышленной продукции  расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к  числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом  случае зависят от уровня выпуска  продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной  фирмой.

3. Патенты;

В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью  той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет  право исключительного получения  прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также  издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя.

4.  Государственные лицензии  или привилегии;

На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.

В подобных случаях государственная  лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом  деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.

Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые  четко регламентируют, что может  гарантировать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ресторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство просто устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой.

В конечном счёте, наиболее важным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае.

Информация о работе Монополия и конкуренция: сущность виды последствия