Монополия и конкуренция: сущность виды последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие.
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 102.98 Кб (Скачать)

Запрет  на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия  и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Так, швейцарская фармацевтическая компания «Мерк, Шарп и Доум Идеа» обратилась в Государственный антимонопольный комитет с заявлением о том, что ее оригинальный препарат в качестве дженерика производит словенская фирма «КРКА» и распространяет в России под своей торговой маркой. При этом в рекламе она не сообщает о его побочных эффектах и противопоказаниях, что вводит в заблуждение потребителей, создает угрозу их здоровью и наносит ущерб финансовым интересам компании «Мерк». Компании «КРКА» было предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов  Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют  льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых  договоров, произвольно устанавливают  размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг  «иногородних» предприятий и  т.п.

Подобные действия органов  власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается  создавать министерства, госкомитеты  и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также  наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому  решения исполнительной власти и  местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с  антимонопольным ведомством.

Реестр  как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными  производителями в России отдельных  видов продукции. Количество включенных в реестр предприятий зависит  от границ товарного рынка, на котором  определяется их доля. Чем детальнее  рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может  быть включено в реестр. Антимонопольные  органы выявляют предприятия, имеющие  значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей  и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия  в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и  к нему следует применить ограничительные  меры - скажем, по ценам, ибо само наличие  крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим  доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен  платежеспособный спрос или ресурсы  для развития производства. Монопольное  поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции", причем расширительное применение термина "монополист" не допускается.

Применение методов антимонопольного регулирования не может осуществляться без соответствующей законодательной  базы. В настоящее время антимонопольное  законодательство включает в себя следующие  нормативно-правовые акты:

  • закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.,
  • закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г.,
  • закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г.,
  • закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г.,
  • закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г.,
  • закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.,
  • закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.,
  • закон «О рекламе» от 18 июля 1996 г.,
  • закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» от 14 апреля 1998 г.
  • нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Основным нормативным  актом, регулирующим антимонопольную  деятельность в России является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия  фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров  с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию  фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований  законодательства Антимонопольный  комитет вправе расторгнуть любой  хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

В 1999 году в России было создано Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

Основными задачами Министерства являются:

1) предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции;

2) содействие формированию  рыночных отношений на основе  развития конкуренции и предпринимательства;

3) осуществление государственного  контроля за соблюдением антимонопольного  законодательства Российской Федерации,  законодательства Российской Федерации  о защите прав потребителей, о  государственной поддержке предпринимательства,  о рекламе, а также в пределах  своих полномочий законодательства  Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;

4) проведение государственной  политики, направленной на поддержку  предпринимательства, в том числе  малого и среднего, содействие  становлению и укреплению предпринимательского  сектора экономики Российской  Федерации, государственное регулирование,  межотраслевая и межрегиональная  координация в сфере развития  и поддержки малого предпринимательства;

5) государственное регулирование  и контроль деятельности субъектов  естественных монополий в области  связи (оказание услуг общедоступной  электрической и почтовой связи).

3.4 Область проблем  антимонопольного регулирования  в России и их решения.

Пожалуй, наиболее важной проблемой  антимонопольного регулирования является высокая степень административного  монополизма, в первую очередь, монополизма  центральных государственных органов  управления.

К элементам чрезмерного  государственного монополизма в  настоящее время можно отнести  сохранение всё ещё весьма высокой  доли государственного сектора в  ведущих отраслях индустрии, замедленные  темпы разгосударствления в деревне, сохранение за государством контрольного пакета акций значительной части  приватизированных предприятий, сохранение возможностей для значительной части  государственных предприятий получения  существенной финансово-кредитной  поддержки от государства вне  прямой зависимости от результатов  их производственной деятельности, попытки  сплошного «охвата» предприятий различными формами государственного административного контроля, насильственного объединения нежизнеспособных производств с сильными предприятиями с целью поддержания на плаву фактических банкротов, промонополистическая политика государства по отношению к естественным монополиям.

Одним из специфических обстоятельств, характерных для современного периода  осуществления антимонопольной  политики в России, является то, что  решение задачи преодоления элементов  чрезмерного государственного административного  монополизма предполагает в ближайшей  перспективе определённое оживление  самого же этого монополизма. Так  получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое  зло, но, в то же время, только благодаря усилению прямого вмешательства государства в экономику можно добиться ускоренного выхода страны из состояния глубокого кризиса и расчищения дороги для становления эффективных рыночных структур.

В условиях перехода к рынку, точнее, при тех обстоятельствах, в которых сейчас находится экономика  России, при решении вопроса о  допустимости или недопустимости использования  тех или иных элементов государственного административного монополизма  целесообразно, не упуская, безусловно, из виду критерий ущерба для конкурентной борьбы, учитывать всё же в первую очередь критерий оздоровления экономики. То есть, решая вопрос о том, прогрессивна или не прогрессивна та или иная конкретная форма государственного административного монополизма  в наших условиях, необходимо (хотя бы в ближайшие годы) руководствоваться, прежде всего, оценкой способности  той или иной монополистической  формы повлиять на достижение прогрессивных  структурных сдвигов в экономике.

Безусловно, трудности перехода к рынку многим предприятиям легче  переносить в рамках различного рода объединений и холдингов. Но в  условиях современной отечественной  экономики важно не допускать  таких форм, которые позволяли  бы предприятиям возвращаться опять  к удобному и привычному для них  административному распределению  ресурсов, гарантиям сбыта, размыванию экономической ответственности, гарантиям  поддержки нежизнеспособных за счет сильных и передовых, которые  при этом становятся донорами поневоле. Если государство пойдёт на то, чтобы  насильно опять заставлять жизнеспособные предприятия кормить слабых, то вместо ожидаемого оживления экономики может быть получен прямо противоположный результат.

Сложности встают перед антимонопольной  политикой России и при решении  вопроса о сдерживании или  стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, безусловно, необходимо подавление безудержных  стремлений предприятий-монополистов к взвинчиванию цен на свою продукцию, как одного из главных факторов усиления инфляции. С другой стороны, учитывая кризисное состояние экономики  России и объективно большие возможности  крупных предприятий по увеличению объёма выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских  работ и освоению новых видов  продукции, неизбежно сочетание  курса на сдерживание производственных монополий с разумной поддержкой определённой их части.

Разграничение монопольных  структур различного характера, т.е. выделение  тех из них, которые способны оздоравливать экономику, и тех, которые тянут её назад, к временам массового экономического иждивенчества, является важной задачей современной российской антимонопольной политики.

Особенно перспективным  представляется создание концернов  и финансово-промышленных групп, центрами которых являются предприятия, выпускающие  конкурентоспособную наукоёмкую экспортную продукцию.

Конечно, создание крупных  организационно-хозяйственных структур несёт в себе прямую угрозу усиления тенденции к росту производственного  монополизма. Но, во-первых, наличие  большого количества малых раздробленных  предприятий далеко не во всех случаях  является гарантом наиболее развитой и эффективной конкуренции. Во-вторых, должны быть исключения из антимонопольного законодательства для тех предприятий  и объединений, которые успешно  отстаивают позиции страны на внешних  рынках. В-третьих, речь ни в коем случае не должна идти о сплошном объединении  всех предприятий в промышленно-финансовые группы или концерны. С позиции  эффективной антимонопольной политики не противоречащими ей являются лишь такие промышленно-финансовые группы и концерны, которые связаны преимущественно  с вертикальной интеграцией входящих в них структурных звеньев. В-четвёртых, антимонопольная политика в современных  условиях России не может выступать  как самоцель, и должна использоваться лишь как один из рычагов и инструментов преодоления отсталой отраслевой структуры  экономики и повышения уровня её эффективности.

Информация о работе Монополия и конкуренция: сущность виды последствия