Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие.
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47
Немало проблем при
проведении современной антимонопольной
политики в России возникает в
связи с недостаточной
Прежде всего, не способствует
проведению антимонопольной политики
слабая законодательная проработка
вопроса о мерах
Что касается льгот, предоставляемых
современным российским законодательством
малому бизнесу, то они пока касаются
лишь некоторых вопросов, связанных
с выплатами налогов, прежде всего
на прибыль. Очевидно, российским законодателям
представлялось, что данный объём
льгот является достаточным для
успешного развития малого бизнеса.
Между тем в других странах
государства оказывают
Как известно, к настоящему
времени издано Постановление Совета
Министров- Правительства Российской
Федерации «О первоочередных мерах
по развитию и государственной поддержке
малого предпринимательства в
Не отличается достаточной
последовательностью и «
Что касается закона о приватизации
и программы приватизации, то в
них нет достаточно чёткой увязки
задач приватизации с проблемой
оздоровления и качественного обновления
структуры российской экономики. В
данных документах имеются положения,
которые фактически способствуют увеличению
круга монополий, особенно активных
лишь в реализации главного негативного
эффекта монопольных форм (росте
цен), и в то же время препятствуют
обеспечению нормального
Определенные проблемы при
проведении антимонопольной политики
в России порождает и непосредственно
современное антимонопольное
Не лучше обстоят дела
и с другими антимонопольными
документами. Так, в законе «О конкуренции
и ограничении
Не совсем удачными представляются
и некоторые приведенные в
законах формулировки, например, формулировка
в законе о конкуренции понятия
«монополистическая деятельность». Эта
деятельность определяется здесь как
«противоречащие настоящему закону
действия... хозяйствующих субъектов...,
направленные на недопущение, ограничение
или устранение конкуренции и (или)
причиняющие ущерб
Уточнения целесообразно
было бы внести и в официальные
документы о регулировании цен
на продукцию предприятий-
Недоработки антимонопольного законодательства сочетаются с непродуманной практикой его исполнения. Особенно неудовлетворительной представляется практика преобладающего использования метода установления предельного норматива рентабельности не по отношению к фондам предприятий-монополистов, а по отношению к себестоимости их продукции. Такой метод критикуется в печати как побуждающий предприятия не к снижению цен, а к накручиванию издержек, снижению качества и расточительству, снижению инвестиционной активности предприятий. Недостаточно эффективно ведётся реализация принятой еще в 1994 году государственной антимонопольной программы. На одном из заседании Президиума Правительства РФ представителями Государственного антимонопольного комитета было отмечено, что за трёхлетний период работы Комитета в него поступило более 11 тысяч жалоб на нарушение антимонопольного законодательства. К рассмотрению было принято 2 тысячи дел, но в 1,9 тысяч случаев нарушения были устранены до передачи материалов в суд.
При этом особо было отмечено,
что на долю естественных монополий
приходилось 40% от общего числа принятых
к рассмотрению дел. Около 700 дел
касались злоупотреблений местных
органов власти, которые устанавливали
незаконные барьеры на пути рыночной
конкуренции и перемещения
Пока уровень развития
конкуренции в России явно недостаточен.
Специалисты называют несколько
причин этого: во-первых, приватизация
не привела, как ожидалось, к появлению
эффективных собственников, которые
заботились бы о развитии предприятия;
во-вторых, принудительная реорганизация
(реструктуризация) предприятий не
была использована должным образом,
хотя могла бы облегчить массовое
образование новых
Во многих странах именно
малый бизнес является естественной
основой формирования конкурентной
среды, полигоном для испытания
венчурных технологических и
экономических проектов. У него больше
возможностей маневрировать капиталом,
переключаясь с одного вида деятельности
на другой, ниже операционные расходы,
у работников выше чувство причастности
к делам фирмы и
Как показывает зарубежный
опыт, чем выше доля малых предприятий
в общем числе хозяйствующих
субъектов и численности
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо
сделать некоторые общие выводы
из проведенного исследования конкуренции,
как многообразной
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
В зависимости от того,
каким образом конкурируют
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.
Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.
Монополия (греч.: monos – один, poleo – продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ –
ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО
Монополии образуются путем
слияния нескольких компаний и имеют
следующие организационные
Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат – объединение
с целью организации
Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Информация о работе Монополия и конкуренция: сущность виды последствия