Монополия и конкуренция: сущность виды последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие.
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 102.98 Кб (Скачать)

 

3.2 Зарубежный  опыт антимонопольного регулирования

Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного регулирования экономики является США. Государственное регулирование  в этой стране осуществляется в отношении  отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства  в вопросах построения внутренней системы  организации производства, принятия инвестиционных решений.

В основу комплекса государственных  мер, составляющих антимонопольную  политику США, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее  благосостояние граждан достигается  в случае, когда они имеют возможность  свободно обмениваться производимыми  ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Конкурентный рынок выступает  универсальным регулятором общественного  производства, его пропорций. При  этом вопрос о том, что производить  и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Важнейшие принципы антимонопольной  политики сформулированы в специальном  своде хозяйственного права США  под названием  «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:

  • Закон Шермана (1890 год).

Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в  экономической жизни США. Вне  закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме  треста, либо в иной форме, а также  тайное соглашение, направленное на ограничение  торговли между штатами или с  иностранными государствами».

 

  • Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.

Закон Клейтона запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, влекущие уничтожение конкуренции, создание холдинговых компаний и другие соглашения.Запрещались горизонтальные слияния.

Одновременно с Законом  Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Значение данного органа в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств.

  • Закон Робинсона - Пэтмэна (1936 год) – установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли, т.е. деятельность, направленную на подрыв, устранение или недопущение конкуренции.
  • Закон Селлера- Кефовера (1950 год) – запрет на слияние путём приобретения активов. Запрещались горизонтальные и вертикальные слияния. Предпринимались попытки законодательного контроля соглашений. Картели рассматривались как средства борьбы с «излишней конкуренцией», законы были направлены на недопущение злоупотребления этой формой монополии.(9)

Главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью в США проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

Сложнейшая задача, стоящая  перед государственными органами, непосредственно  проводящими в жизнь антимонопольное  законодательство, заключается в  следующем: а каковы те экономические  критерии, на основании которых устанавливается  факт монополизации? Существуют вопросы, которые предстоит каждый раз  решать государственным службам:

  • что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен?
  • какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате?
  • какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?

Все эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Государство должно балансировать между опасностью разрушительного монополизма и  опасностью ограничения конкуренции. Антимонопольная практика должна действительно  поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим  одним группам производителей (потребителей) за счет других.

 

Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и  профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений. Например, министерством юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры  сделок по слиянию и поглощению компаний, которые попадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке  монополистического превосходства  одного или нескольких предприятий: 33%- для одного предприятия, 50%- для  трех, 66,6%- для пяти.

 

Основная особенность  антитрестовского законодательства США  заключается в принципе запрета  монополий как таковых, то есть признания  их незаконными изначально, в то время как  западноевропейское антимонопольное  законодательство строилось на принципе регулирования монополистической  практики путем устранения ее отрицательных  последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством  которого жесткое правило запрета  всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так  называемое «правило разумности», одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный  суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как «неразумные» согласно принципам общего права.

Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что  в целом открыло для них  и возможность более гибкого  подхода к регламентации монополистической  практики, и широкое поле судебного  усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, что отрицательные  последствия жесткого правила незаконности монополий как таковых могут  быть устранены тремя способами: более узким толкованием этого  правила, установлением исключений из него и использованием как первого  этапа в более широком анализе  монополистической практики в рамках применения «правила разумности».

Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени  претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные  с различными факторами, в частности  со сменой экономической политики после  прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время  является оценка монополизма и его  антипода — конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия  монополизма в плане ограничения  конкуренции могут перекрываться  экономической эффективностью монополизации  тех или иных рынков.

Как видно, в США достаточно высокий уровень организации  процесса государственного регулирования  монополии, основанный на букве закона. Среди всех рассмотренных моментов государственного регулирования особое внимание привлекает то, что частные  компании допускаются в регулируемые отрасли на конкурсной основе. С  одной стороны это позволяет  государственным органам контролировать уровень цен на соответствующие  товары и услуги, с другой стороны, достигается решение ряда вопросов не связанных с экономикой напрямую, и, наконец, третий и основной аспект – достигается решение антимонопольных  задач.(10)

 

3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования

в России

В ходе реализации антимонопольных  мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства экономического  пространства на территории Российской  Федерации

2.   Обеспечение «прозрачности»  процессов, связанных с созданием,  слиянием и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных  средств и нематериальных активов,  а также прав, которые дают  возможность определять условия  деятельности предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке.

3.   Снижение барьеров  входа на товарные рынки

4. Создание эффективных  правовых механизмов, которые обеспечивают  соблюдение запрета на занятие  предпринимательской деятельностью  представителями органов власти, в том числе через использование  государственных и муниципальных  унитарных предприятий как инструментов  совмещения органами власти хозяйственных  и властных полномочий.

5.   Активизация работы по  профилактике и пресечению недобросовестной  конкуренции на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется посредством  применения сложившихся в мировой  практике методов, основными из которых можно выделить следующие:  
применение ограничительных мер, контроль за усилением  экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра. 

Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения  с тем, чтобы создавать или  поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия  договора, невыгодные для него или  не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Наиболее стабильно действует  запрет на установление монопольных  цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных  цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения  прибыли и концепцию сравнения  рынка. Применение первой концепции  осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать  с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при  общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения  рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять  производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или  монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах  с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Среди ограничивающих конкуренцию  факторов следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу  других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с  определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка  по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу  продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

Контроль  за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:

  • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
  • когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Российское антимонопольное  законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

В целом контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые  сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

Информация о работе Монополия и конкуренция: сущность виды последствия