Монополия и конкуренция: сущность виды последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие.
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 102.98 Кб (Скачать)

«Монополия и конкуренция: сущность виды последствия»

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4 
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4 
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6 
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10 
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15

 

ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17 
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17 
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20 
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23 
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25

 

ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27 
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27 
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28 
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31 
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы определяется тем, что  среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала перехода к рыночной экономике, феномен конкуренции привлекает к себе относительно небольшое внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Вместе с тем, профессиональные экономисты придают понятию конкуренции на рынке поистине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно. Кроме того, исторический процесс показывает, что для рыночной экономики  с течением времени характерна концентрация производства, так, например, в США в 1909 г. на 1.1% предприятий было занято 30.5% рабочих, которые производили 43.8% всей промышленной продукции, поэтому мы просто не можем обойти своим вниманием понятие монополии, ее плюсов и минусов, а также способов борьбы с монополистами, т.е. антимонопольное законодательство (российское).

Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие. 
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень. Одновременно с этим отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции. 
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. 
Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства. 
Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. 
В России за годы экономических преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим действие конкурентных закономерностей хаотично и имеет свои особые формы.  
В этом смысле интерес для анализа представляет   политика   государства, являющаяся   основным   регулятором монополистических противоречий в экономике. 
Необходимым условием успешного развития производительных сил и одновременно результатом этого процесса является, как известно, постоянный рост уровня их обобществления. Действие данного общего экономического закона ведет к непрерывной и всей увеличивающейся концентрации и централизации капитала, монополизации производства. Масштабы указанного явления  красноречиво характеризуют следующие цифры: в Великобритании, например, одна компания производит свыше 90% продукции черной металлургии и две - 75% компьютеров; во Франции два концерна контролируют почти 100% выпуска автомобилей, а два других -  70%  выплавки  стали;  в  Японии  пять  компаний  практически монополизировали все производство ЭВМ; в Италии одна компания производит более 90% автомобилей, а другая - 94% чугуна.

Задачи – раскрыть понятия монополии и конкуренции, показать их соотношение в современной экономике.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ  И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    1. Сущность конкуренции и её функции.

Термин «конкуренция»  имеет несколько значений. Изначально конкуренция (от лат. concurrentia, сoncurrere – сталкиваться, сбегаться) толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком – либо поприще. Этим объясняется подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами – за наиболее выгодные условия купли – продажи товаров; производителями – за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производства и источники сырья; потребителями – за лучшие условия покупки и благ; собственниками ресурсов – за лучшие варианты продажи ресурсов.[1. с.113]

 Конкуренция служат одним  из важнейших способов повышения  эффективности, как целой экономической  системы, так и всех ее звеньев.  Конкуренция есть цивилизованная  форма борьбы за выживание,  это сильнейший способ непрерывного  стимулирования работников и  трудовых коллективов.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и  другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричным. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Наглядное представление об этом мы получим в табл.1, которая характеризует положение продавцов благ.                                 

Таблица 1.

Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка

Конкуренция

Монополия

Число продавцов

Барьеры входа на рынок  и выхода из него

Участие товаровладельцев в  контроле над целями

Много

 

Нет

 

Нет

Один

 

Есть (нет вхождения)

 

Полный контроль


 

Из материалов табл.1 нетрудно сделать  следующее заключение. Конкуренция  представляет собой нормальное состояние  рынка. Разве можно назвать естественным такое положение, когда всю рыночную власть захватывает один продавец, который никого не допускает к  торговой деятельности и сам диктует  цены на продаваемые им товары?

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе  ее функций.

Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.  
Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.  
Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.  
Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.  
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. 
Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.  
Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.  
При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.  

1.2. Основные формы,  виды и методы конкурентной  борьбы

Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических субъектов, выступающий в форме экономического соперничества за лучшие условия производства; за наиболее выгодные условия сбыта; за право обладания экономическим благом, приносящим полезность. По форме или применяемым методам различают несколько видов конкуренции. Одно бесспорно, если нет конкуренции, то нет и рынка, нет самоуправляемости, саморегулирования рыночной системы.

По критерию формы конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая  конкуренция

Это соперничество предпринимателей одной отрасли за наилучшие условия  производства и сбыта продукции. Под лучшими условиями производства понимаются лучшие техника и технология, лучшие специалисты (инженеры, проектировщики, технологи, экономисты) и рабочие, лучшие управление и организация труда, позволяющие производить продукцию  с меньшими издержками, чем среднеотраслевые, и более высокого качества. Наилучшие  условия сбыта обеспечиваются лучшими  приемами рекламы и продвижения  товаров, лучшим местом продажи, продуманной  маркетинговой политикой. В результате внутриотраслевой конкуренции формируется  единая отраслевая стоимость товара, служащая общественным нормативом затрат на производство, общая среднеотраслевая структура капитала и скорость его  оборота.

Положительными следствием внутриотраслевой конкуренции является быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и удешевление  производимой продукции. Те предприниматели, которые обеспечивают на своих предприятиях более высокую эффективность  использования ресурсов, получают дополнительную прибыль, которая существует до тех  пор, пока остальные фирмы отрасли  не выйдут на такой же уровень применения техники, управления и организации  труда. Результатом становится снижение общей среднеотраслевой себестоимости  единицы продукции. К негативным последствиям внутриотраслевой конкуренции  следует отнести неизбежную имущественную  дифференциацию производителей: компании, обеспечившие себе временное лидерство, получают возможность его закрепить, капитализируя свою высокую прибыль. Менее успешные предприятия, как  правило, испытывают трудности в  финансировании расширения и модернизации своего производства. Процесс укрупнения предприятий-лидеров отрасли объективно ведет к ее монополизации, к захвату  ими основной доли отраслевого производства, позволяющего диктовать рыночные цены, ущемлять интересы потребителей и применять  специфические методы конкурентной борьбы против компаний-аутсайдеров, затрудняющие их деятельность, включая методы прямого  насилия.

Межотраслевая конкуренция представляет соперничество экономических субъектов разных отраслей, т. е. производителей товаров, удовлетворяющих различные конкретные потребности. Конкуренция ведется за платежеспособный спрос, как и при внутриотраслевой конкуренции, но в иной форме. Поскольку одним из главных критериев экономической эффективности деятельности отрасли является норма прибыли, то в результате межотраслевой конкуренции происходит «перелив» реального капитала из отрасли с низкой нормой прибыли в отрасль с более высокой нормой прибыли. Таким способом обеспечивается корректировка отраслевой структуры народного хозяйства в соответствии с изменяющейся структурой потребностей общества. Норма прибыли, как относительный экономический показатель, характеризует степень доходности, роста, выгодности вложения средств в отрасль. Рассчитывается норма прибыли как выраженное в процентах отношение всей массы прибыли, полученной за период (год) к стоимости всей массы средств, вложенной в отрасль. Так, например, в отрасли с нормой прибыли в 10 % обеспечивается прибыль в 10 копеек на каждый рубль, вложенный в ресурсы отрасли, а в отрасли с нормой прибыли в 5 % каждый вложенный рубль (затраты) оборачивается доходом в 105 копеек, т. е. прибылью лишь в 5 копеек. В более прибыльных отраслях создаются новые предприятия или увеличивают объемы производства, старые – за счет перераспределения, «перелива» средств (ресурсов) из наименее прибыльных отраслей.

Конкуренты - это фирмы, производящие аналогичный вашему товар и торгующие им на вашем целевом рынке.

Анализ деятельности конкурентов  осуществляется: для выявления существующих и возможных товаров-конкурентов; определения настоящих и потенциальных  конкурентов - про-изводителей этих товаров: разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов. В результате анализа деятельности конкурентов фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют так, а не иначе, и выработать свою собственную стратегию.

Следует отметить, что в  сфере маркетинга принято выделять три вида конкуренции: предметную, видовую и функциональную.

Предметная конкуренция возникает при предложении покупателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид конкуренции для производящих и посреднических фирм.

Действительно, товаром называется продукт, оснащенный рыночной атрибутикой (упаковка, товарная марка, средства продвижения). Таким образом, при предметной конкуренции  на рынке соперничают между собой  товары, полученные из конкретного  основного продукта лишь с добавлением  различной рыночной атрибутики, либо с различным качеством.

Информация о работе Монополия и конкуренция: сущность виды последствия