Монополия и конкуренция: сущность виды последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие.
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 102.98 Кб (Скачать)

 

2.2 Основные типы  и виды монополий

Типы монополий

Современная экономическая  теория выделяет три типа монополий:

  1. монополия отдельного предприятия;
  2. монополия как соглашение;
  3. монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается  в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому  над ними экономического контроля с  целью проведения единой монопольной  политики продаж и цен.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились и   начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного  единства.

За свою историю человечество накопило немалый опыт  столкновений  с монополиями и убедилось, что  монополия – это экономическое  зло. Появление монополий  нарушает нормальную работу  рыночных механизмов, а это вредно для интересов  нации в целом. И потому большинство  стран мира постепенно пришло к пониманию  необходимости борьбы с монополией.

Существует три вида монополии: 

1. Закрытая монополия.  Она защищена от конкуренции  с помощью юридических ограничений.  Примером может служить монополия  почтовой службы США на доставку  почты первым классом. Другими  вариантами возникновения закрытой  монополии является патентная  защита, институт авторских прав.

2. Естественная монополия  -  вид монополии, занимающий  привилегированное положение на  рынке в силу технологических  особенностей производства (в связи  с эксклюзивным обладанием необходимыми  для производства ресурсами, крайне  высокой стоимостью или исключительностью  материально-технической базы). Чаще  всего, естественные монополии  — это фирмы, управляющие трудоёмкими  инфраструктурами, повторное создание  которых другими фирмами экономически  неоправданно или технически  невозможно (напр. системы водоснабжения,  системы электроснабжения, железные  дороги).

3. Открытая монополия  - это монополия, при которой  одна фирма (по крайней мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. (8)

Такая классификация монополии  на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические  и газовые компании, которые могут  быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство  дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто могут изобрести новые  продукты.

 

2.3 Последствия монопольной деятельности

Современные экономисты считают,  что распространение монополии  снижает экономическую эффективность  по следующим причинам:

1) нерациональное использование  общественных ресурсов, производственная  неэффективность;

Следствием  свободной  конкуренции по праву можно считать  и  производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов. 
Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства – минимальны.  Цена продукта при этом находится на низшем   уровне, согласующемся со  средними  валовыми издержками. Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (менее альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар).

2) Неравенство в распределении  дохода;

В большинстве случаев  монополии в бизнесе способствуют неравенству в распределении  дохода.  Пользуясь своей властью  над рынком, монополии назначают  более высокие цены, чем назначила  бы конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также  могут наложить на потребителя «частный налог»  и получить значительную экономическую прибыль.  Эта прибыль  монополий распределяется среди  узкого круга  владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся  к группе с высокими доходами. Таким  образом. Владельцы монополистических  предприятий обогащаются за счет  остальных слоев общества.

3) Высокий уровень производственных  издержек;

Согласно традиционной теории предложения, все фирмы всегда действуют  в соответствии со своими кривыми  минимально возможных издержек. Монополист, в отсутствие какого-либо конкурентного  давления, побуждающего минимизировать издержки, может производить  любой  данный объем выпуска с издержками на единицу продукции, превышающими минимально возможные, т. е. быть более  чувствительным, чем  конкурирующие  производители,  к такому явлению, как   X-неэффективность.

X-неэффективность имеет  место тогда, когда фактические  издержки для любого объема  производства оказываются больше  минимально  возможных. Это происходит, например, из-за несовершенств в организации труда, неэффективного использования ресурсов, возникающего в результате бюрократического произвола, а также из-за недостатка стимулов у рабочих в достижении максимальных объемов выпуска. Монополисты защищены от конкурентных сил и обладают изолированным рыночным положением, что и способствует возникновению Х-неэффективности, которая может составлять 5% и более издержек монополистов (но только 3% издержек олигополистической отрасли среднего размера).

4) отсутствие стимула  к НТП;

Конкурентные фирмы  имеют  стимулы к внедрению наиболее эффективных  технологий производства, поскольку это необходимо для  их выживания. Но их неспособность поддерживать получение сверхприбыли  ограничивает как ресурсы, так и инициативу, необходимые для развития новых  технологий. Чистый монополист, напротив, получая сверхприбыли, имеет  больше финансовых ресурсов  для технического прогресса, но у него уже есть все  основания  для удовлетворенности  существующим положением.

Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических  усовершенствований и в области  техники, и в области продукции, с тем, чтобы полностью использовать  действующее капитальное оборудование. Новые и усовершенствованные  техника и продукты могут быть скрыты монополистами, чтобы избежать любых потерь, вызванных  неожиданным  моральным износом уже  действующих  машин и оборудования.

1.4 Особенности  развития монополий в экономике  России

Первые монополии в  России образовались в 80-х годах 19 века. Своеобразие их развития заключалось  в непосредственном вмешательстве  государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, либо имевших особенное  значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и  сахарная индустрия). Это привело  к раннему возникновению государственно-монополистических  тенденций. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. 
Ускоряющее действие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. 
До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее действие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г. 
Монополии равномерно охватывали важнейшие отрасли индустрии и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и денежной самостоятельности. Появлялись и объединения трестовского типа. 
Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий, делало возможным внедрение против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых действовала с согласия и при прямой поддержке правительства.  Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Часто одни и те же компании участвовали сразу в нескольких соглашениях. 
В период промышленного подъема (1910-14г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 
150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие наикрупнейшие банки, Уровень концентрации сбыта и производства монополий был неравномерен. В годы первой мировой войны 1914-18 г.прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Русский монополистический капитализм существовал на базе сращивания монополий с государственными органами.  
После Октябрьской революции, в ходе национализации индустрии и банков, монополии были ликвидированы. Русское правительство частично употребляло учетные и распределительные органы монополий при разработке органов управления народным хозяйством.  
При переходе России к рынку вновь появились монополии и трудности связанные с ними. 
В русской экономике распространено такое явление как “локальный” монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные компании в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие компании занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. 
Особенное и существенное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентоспособной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса нереально либо экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Три основных естественных монополиста России:

  • РАО “ЕЭС” (создание электроэнергии, сервисы по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
  • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
  • МПС (железнодорожные перевозки);

Четвертым можно назвать  “Ростелеком” (сервисы междугородной и интернациональной электрической связи).

 

ГЛАВА 3 Государственное  регулирование деятельности монополий  в России

 

3.1 Общие методологические  подходы к антимонопольному регулированию.

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой  в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации  экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке  монополий.

 В России процесс  создания государственного контроля  по недопущению недобросовестной  конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая  еще совсем недавно в управлении  экономикой командно-административная  система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности. Поэтому  на данном этапе огромное значение  имеет создание и усовершенствование  законодательной базы по поводу  регулирования монополистических  процессов и конкуренции, понимание  населением России необходимости  экономических реформ в данной  сфере. Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают  сегодня пристальное внимание  не только специалистов, но и  широких слоев населения. Изучение  монопольных рынков актуально  для принятия экономических решений  по разным вопросам. Развитие     антимонопольного     регулирования   очень актуально для развития   российской экономики,  где степень  монополизации рынка выше, чем  в государствах с исторически  сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала  от советской экономики высокий  уровень концентрации производства  во многих отраслях хозяйства.  В России также большой рыночной  властью обладают естественные  монополии, функционирующие в  базовых сферах экономики - электроэнергетике  и транспорте. Так, «РАО ЕЭС  России» контролирует 98% потребителей  электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 % внутреннего газового рынка, МПС  - 77% грузооборота.   Антимонопольное   регулирование   в сочетании  с поддержкой отечественного  предпринимательства и организацией  защиты прав потребителей служат  одним из существенных условий  успешного социально-экономического  развития   России.

Информация о работе Монополия и конкуренция: сущность виды последствия