Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть монополию и конкуренцию, показать их взаимодействие.
В данной работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………4
1.1 Сущность конкуренции и её функции……………………………………………………………………..4
1.2 Основные формы, виды и методы конкурентной борьбы…………………………………….6
1.3Механизм функционирования совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………………………10
1.4 Роль конкуренции в развитии экономики…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..17
2.1 Экономическое содержание монополии и её источники…………………………………….17
2.2 Основные типы и виды монополий……………………………………………………………………….20
2.3 Последствия монопольной деятельности…………………………………………………………….23
2.4 Особенности развития монополий в экономике России……………………………………..25
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России………27
3.1 Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию……….27
3.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования…………………………………………28
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………………………31
3.4 Область проблем антимонопольного регулирования в России…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..47
2.2 Основные типы и виды монополий
Типы монополий
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм
монополистических объединений. Монополии
монополизируют все сферы общественного
воспроизводства: непосредственно
производство, обмен, распределение
и потребление. На основе монополизации
сферы обращения возникли простейшие
формы монополистических
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что монополия – это экономическое зло. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.
Существует три вида монополии:
1. Закрытая монополия.
Она защищена от конкуренции
с помощью юридических
2. Естественная монополия
- вид монополии, занимающий
привилегированное положение
3. Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. (8)
Такая классификация монополии
на три категории весьма условна.
Некоторые фирмы могут
2.3 Последствия монопольной деятельности
Современные экономисты считают,
что распространение монополии
снижает экономическую
1) нерациональное использование общественных ресурсов, производственная неэффективность;
Следствием свободной
конкуренции по праву можно считать
и производственную эффективность,
и эффективность размещения общественных
ресурсов.
Производственная эффективность достигается
тем, что предприятия, стремясь удержаться
на рынке, работают при оптимальной норме
выработки, когда удельные издержки производства
– минимальны. Цена продукта при этом
находится на низшем уровне, согласующемся
со средними валовыми издержками.
Эффективность размещения ресурсов отражается
в том, что производство в условиях конкуренции
происходит до той точки, в которой цена
(мера стоимости продукта для общества)
была бы равна предельным издержкам (менее
альтернативной продукции, от которой
отказалось общество, производя любой
данный товар).
2) Неравенство в распределении дохода;
В большинстве случаев
монополии в бизнесе
3) Высокий уровень
Согласно традиционной теории предложения, все фирмы всегда действуют в соответствии со своими кривыми минимально возможных издержек. Монополист, в отсутствие какого-либо конкурентного давления, побуждающего минимизировать издержки, может производить любой данный объем выпуска с издержками на единицу продукции, превышающими минимально возможные, т. е. быть более чувствительным, чем конкурирующие производители, к такому явлению, как X-неэффективность.
X-неэффективность имеет
место тогда, когда
4) отсутствие стимула к НТП;
Конкурентные фирмы имеют стимулы к внедрению наиболее эффективных технологий производства, поскольку это необходимо для их выживания. Но их неспособность поддерживать получение сверхприбыли ограничивает как ресурсы, так и инициативу, необходимые для развития новых технологий. Чистый монополист, напротив, получая сверхприбыли, имеет больше финансовых ресурсов для технического прогресса, но у него уже есть все основания для удовлетворенности существующим положением.
Монополисту зачастую весьма
выгодно отказываться от технологических
усовершенствований и в области
техники, и в области продукции,
с тем, чтобы полностью использовать
действующее капитальное
1.4 Особенности
развития монополий в
Первые монополии в
России образовались в 80-х годах 19 века.
Своеобразие их развития заключалось
в непосредственном вмешательстве
государственных органов в
Ускоряющее действие на процесс монополизации
оказал иностранный капитал.
До начала 20 века роль монополий в экономике
была не велика. Решающее действие на их
развитие оказал экономический кризис
1900-03 г.
Монополии равномерно охватывали важнейшие
отрасли индустрии и чаще всего образовывались
в виде картелей и синдикатов, в которых
был монополизирован сбыт при сохранении
их участниками производственной и денежной
самостоятельности. Появлялись и объединения
трестовского типа.
Отсутствие законодательных и административных
норм, регулирующих порядок деятельности
монополий, делало возможным внедрение
против них государством законодательства,
формально запрещавшего деятельность
монополий. Это привело к распространению
официально не регистрируемых монополий,
часть которых действовала с согласия
и при прямой поддержке правительства.
Нелегальное положение создавало неудобства
(ограничение коммерческой и юридической
деятельности) и поэтому они стремились
к правовой легализации, используя разрешенные
формы промышленных объединений. Многие
крупные синдикаты по форме были акционерными
предприятиями, действительные цели и
деятельность которых определялись особыми
негласными контрагентскими договорами.
Часто одни и те же компании участвовали
сразу в нескольких соглашениях.
В период промышленного подъема (1910-14г.)
происходил дальнейший рост монополий.
Число торговых и промышленных картелей
и синдикатов составило
150-200. Несколько десятков их было на транспорте.
В банковские монополии превратились
многие наикрупнейшие банки, Уровень концентрации
сбыта и производства монополий был неравномерен.
В годы первой мировой войны 1914-18 г.прекратилась
деятельность ряда локальных монополий,
но в целом война увеличила число монополий
и их мощь. Русский монополистический
капитализм существовал на базе сращивания
монополий с государственными органами.
После Октябрьской революции, в ходе национализации
индустрии и банков, монополии были ликвидированы.
Русское правительство частично употребляло
учетные и распределительные органы монополий
при разработке органов управления народным
хозяйством.
При переходе России к рынку вновь появились
монополии и трудности связанные с ними.
В русской экономике распространено такое
явление как “локальный” монополизм.
Вследствие ненасыщенности рынка отдельные
компании в регионах невольно оказываются
в положении монополистов. Такие компании
занимаются переработкой сельскохозяйственной
продукции, торговлей и бытовым обслуживанием
в малонаселенных отдаленных пунктах.
Особенное и существенное место в экономике
России занимают естественные монополии.
Естественная монополия – это монополия,
при которой создание конкурентоспособной
среды на товарном рынке независимо от
уровня спроса нереально либо экономически
неэффективно при существующем уровне
научно-технического прогресса.
Три основных естественных монополиста России:
Четвертым можно назвать “Ростелеком” (сервисы междугородной и интернациональной электрической связи).
ГЛАВА 3 Государственное регулирование деятельности монополий в России
3.1 Общие методологические
подходы к антимонопольному
Проблемы монополизации
хозяйственной жизни, конкуренция
на товарных рынках привлекают сегодня
пристальное внимание не только специалистов,
но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы
остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных
мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы
и переход к рыночной экономике.
Успех экономических
В России процесс
создания государственного
Информация о работе Монополия и конкуренция: сущность виды последствия