Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:24, курс лекций

Описание работы

Часть I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Основные этапы и направления развития экономической теории.
1.2. Предмет изучения экономической теории.
1.3. Методы изучения, используемые в экономической теории.

Работа содержит 1 файл

Лекции Эконом Теор..doc

— 551.50 Кб (Скачать)

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление – обмен товаров.

В соответствии с методом  логического восхождения от простого к сложному курс лекций строится таким образом, что после введения и общих основ теории рыночного хозяйства нам предстоит изучить сначала микроэкономику – экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий – производителей и потребителей), затем макроэкономику – систему национального хозяйства, и, наконец, завершим курс переходом к исследованию мирового хозяйства – глобальной экономики.

Экономическим процессам  и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением  моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются  в нашей повседневной  жизни, и  мы чаще всего не осознаем это. Они  имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит о цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной или аргументом, а спрос – зависимой переменной или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М.Аллэ писал 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

В зарубежной учебной  экономической литературе зачастую термины «теория», «модель», «принципы» и «законы» используются как синонимы (К.Макконнелл и С.Брю).

Большинство моделей, принципов  экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

При анализе экономических  проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную экономические теории. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле, что было или что может быть. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки: справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент  – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование  на микроуровне связано с деятельностью  Р.Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда и Э.Мейо, а на макроуровне – с именами Дж.М. Кейнса и М.Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.

Таким образом, экономическая  теория – это системное описание действительности на основе ее отражения и абстрактного обобщения основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленное как закон, правило, принцип или модель экономической жизни хозяйствующих субъектов.

 

 

 Тема 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

2.1. Хозяйственная деятельность людей и ее сущность.

2.2. Структура общественного воспроизводства.

2.3. Экономические ресурсы  и факторы производства.

 

2.1. Хозяйственная деятельность  людей 

и ее особенности

 

Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность людей по производству благ и услуг для удовлетворения их различных потребностей. Потребности – это нужда в чем-либо, удовлетворяемая материальными и нематериальными благами для поддержания жизнедеятельности и развития личности, побуждающая человека к хозяйственной деятельности с помощью производительных сил.

Производительные  силы – это совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие.

Средства  производства – это совокупность средств (орудий) и предмета труда.

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта. Предметы труда либо даны самой природой (например, земля, залежи руды), либо являются продуктом предшествующего труда, т.е. сырым материалом.

В результате научно-технического прогресса человек создает предметы труда с заранее заданными  свойствами (химическое сырье), такими, которых нет в природе. Природа, земля, а в широком смысле весь окружающий нас мир, включая околоземное пространство, составляют всеобщий предмет труда. Роль сырых материалов в производстве возрастает, однако первичной основой предметов труда остается земля.

Средства  труда – то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт. Средства труда являются важнейшим показателем уровня развития производства. Средства труда подразделяются на материальные средства труда и нематериальные средства труда.

Материальные  средства труда подразделяются на естественные (земля, палка, камень и т.п., прирученные домашние животные, органические удобрения) и технические (т.е. искусственно создаваемые человеком). В состав технических средств труда входят орудия труда – различные машины, механизмы, приспособления, инструменты, двигатели, передаточные устройства. В условиях машинного производства механические средства труда развились в систему машин с тремя составными частями: рабочей машиной, двигателем, передаточным устройством. НТР добавила системе машин четвертый компонент – управляющее устройство, выполняющее функции умственного труда по управлению системой машин.

Все большее применение находит так называемая кибернетическая техника, принципиальное отличие которой от любых других машин заключается в том, что она перерабатывает не энергию (как физические машины) и не вещество (как химические), а информацию. Получает распространение робототехника. Компьютеризация и автоматизация производства вызывает изменение роли человека: он постепенно выходит из непосредственного процесса производства и становится с ним рядом.

Нематериальные  средства труда – это нематериальные активы хозяйствующих субъектов, их интеллектуальная собственность и информационные ресурсы.

Существенной чертой человеческой жизнедеятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Это свободные и даровые блага.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода «редкости»). Чтобы удовлетворить потребности в них и иметь их в достаточном количестве, необходимы усилия для их добычи и приспособления их к потребностям. Эти блага называются экономическими или хозяйственными. Именно они интересуют практика – хозяйственника и экономиста-теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, пожертвований. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.

 

2.2. Структура  общественного воспроизводства

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет 4 стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление. ПРОИЗВОДСТВО – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте. ОБМЕН – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ. ПОТРЕБЛЕНИЕ – процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

 

 

Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь этих 4-х стадий, важно  подчеркнуть, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный – воспроизводственный: постоянно повторяясь, оно исторически развивается – идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью примитивных  средств)  до  современного  автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства (и с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы) можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.

Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью  приспособить их для удовлетворения тех или иных потребностей. Хотя производство вообще – это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений.

Согласно марксистской теории, соотношение и взаимосвязь  четырех стадий хозяйственной деятельности выражаются следующим образом:

- производство – основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества. Оно  исходный пункт хозяйственной деятельности;

- потребление – конечный пункт; распределение и обмен – опосредствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства: поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством – появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Распределение и обмен  продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно  только то, что произведено. Но, в свою очередь, они не пассивны по отношению к производству, они оказывают активное обратное воздействие на производство.

Таким образом, марксизм утверждает примат производства. Сегодня далеко не все экономисты разделяют это теоретическое положение. Это связано с тем, что первичность производства всегда трактовалась как начало начал научной политической экономии и всей общественной науки. Насколько такой подход обоснован? Если иметь в виду, что раньше, чем обменивать, распределять и потреблять, нужно произвести, то такое утверждение представляет собой доказанную простую очевидность. Современная экономическая наука начинается не только и не столько с производства, а в большей мере с рынка, с рыночных отношений. Низкий уровень жизни российских народов отдельные экономисты связывают с исходной теоретической посылкой о примате производства в экономической политике СССР, где производство развивалось ради производства, в отрыве от необходимости развивать социальную сферу, сферу услуг, производство предметов потребления - то, что чрезвычайно необходимо человеку. Некоторые экономисты подвергают сомнению это теоретическое положение, указывая на необходимость учета современного реального уровня развития общества, его материальной базы и его зависимости от развития духовной сферы, разума человека, ноосферы.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"