Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:24, курс лекций

Описание работы

Часть I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Основные этапы и направления развития экономической теории.
1.2. Предмет изучения экономической теории.
1.3. Методы изучения, используемые в экономической теории.

Работа содержит 1 файл

Лекции Эконом Теор..doc

— 551.50 Кб (Скачать)

Часть I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

1.1. Основные этапы  и направления развития экономической  теории.

1.2. Предмет изучения  экономической теории.

1.3. Методы изучения, используемые  в экономической теории.

 

Экономическая теория является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей.

1.1. Основные этапы и направления развития

экономической теории

 

Экономическая теория в  своем развитии прошла ряд этапов.

  1. Истоки экономической теории следует искать в учениях мыслителей стран Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Впервые сам термин «экономика» вводят в научный оборот древнегреческие ученые Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Термин образован от двух латинских корней: ойкос – дом, хозяйство и «номос» – закон. Таким образом, под экономикой понимались  законы (или искусство) ведения хозяйства. В этой связи Аристотель выделяет два термина: «экономика» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и «хрематистика» (искусство наживать богатство, делать деньги).

2. Следующий этап развития  экономической теории получает  впоследствии название меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец).

Основу учения меркантилистов составляла концепция о том, что богатством нации являются деньги, а их источником является торговля, и в первую очередь – внешняя торговля, поскольку наиболее распространенной формой экономических отношений между государствами того времени была внешняя торговля. Экономической политикой государства, которая, по мнению меркантилистов, вела к росту национального богатства, был протекционизм, смысл которого состоял во всемерной поддержке отечественного купечества на внешних рынках и в ограничениях, проводимых по отношению к иностранным купцам на внутреннем рынке.

Различают ранний и поздний  меркантилизм.

Представители раннего меркантилизма (нач. – сер. XVI в.) основной целью государственной политики считали накопление капитала в форме золота и серебра, а также запрещение его вывоза за границу. Этому должны были способствовать высокие цены на экспортируемые (вывозимые) товары и всемерное ограничение импорта (ввоза). Центральной идеей раннего меркантилизма была идея «денежного баланса», а экономическая политика правительства в этот период носила ярко выраженный фискальный характер. Сторонники позднего (мануфактурного) меркантилизма (сер. XVI – сер. XVII вв.) во главу угла ставили идею «торгового баланса». Они считали, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, и оно должно способствовать развитию промышленности и защищать отечественных производителей. В этот период фискальная направленность экономической политики сменяется политикой, в основу которой легли соображения хозяйственного характера.

3. Физиократизм (от греч. physis – природа + kratos – власть) означает «власть природы». Основоположником этого направления является французский ученый-экономист Франсуа Кенэ (1694-1774). Физиократы считали богатством нации не деньги, а «произведение земли». Источником же этого богатства они называли сельскохозяйственные производства, а не торговлю и промышленность. Только класс земледельцев они считали производительным классом богатства общества, а всякий иной труд, по их мнению, являлся «бесплодным» согласно естественным законам природы. Для физиократов богатство нации прирастает в том случае, если существует и постоянно воспроизводится разница между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для производства этой продукции в течение года, т.е. так называемая земельная рента в натуральной форме. Ф.Кенэ называл эту разницу «чистым продуктом». Составной частью экономической теории физиократов является идея невмешательства или ограниченного вмешательства правительства в естественный ход экономической жизни общества. Однако эта теория отражала переходное состояние  общества того времени, когда основная часть продукции создавалась в сельском хозяйстве.

4. Классическая экономическая школа. Особенность экономического учения классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая теория как наука.

Классическая школа  может быть представлена, по крайней  мере, четырьмя именами: Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Мальтус (1766-1834), Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Как и их предшественники, основатели классической школы рассматривали экономическую теорию как учение о богатстве и способах его увеличения. А.Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» исходит из того, что богатство нации воплощено в продукции, которая потребляется народом, населяющим данную страну. Чем больше соотношение между количеством потребляемой продукции и численностью населения страны, тем выше уровень материального богатства. Само же соотношение, в свою очередь, зависит от таких двух факторов, как производительность труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный класс. Первый фактор, по А.Смиту, следует рассматривать как наиболее значимый. Производительность труда определяется так называемым разделением труда и уровнем накопления капитала. По Смиту, прогресс общества, рост богатства зависят, в конечном счете, от уровня накопления капитала и способов его использования.

Таким образом, чем выше степень разделения труда  и уровень накопления капитала, тем больше продукции может быть произведено. Возникает естественный вопрос: каким образом в хозяйстве должен идти процесс перераспределения капитала между paзличными oтpacлями? А.Смит не видит в этом проблемы. Если на рынке цена товара оказывается выше ее «естественной цены», которая определяется по затратам труда, количество продавцов, желающих производить и продаватъ этот товар, возрастет и капитал будет накапливаться на предприятиях, производящих именно этот товар. Таким образом, «невидимая рука» рынка сама отрегулирует процесс накопления капитала в нужных размерах и в нужном направлении.

При такой трактовке  хозяйственной жизни всякие действия правительств по экономическому регулированию существенно ограничены, так как они нарушают эффективную работу «невидимой руки» рынка и приводят к замедлению процесса накопления капитала и как результат – к снижению производительности труда. «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей», - писал А.Смит. Отсюда со времени А.Смита и до наших дней пользуется популярностью девиз проведения экономической политики по принципу «laisses fair», что означает «пусть все идет само собой, естественным образом, без внешнего принуждения». Смит был сторонником механизма рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.

Яркий, своеобразный вклад в экономическую  науку внес представитель классической школы англичанин Т.Мальтус. Трактат Т.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения», опубликованный в 1798 году, произвел и производит на читающую публику такое мощное впечатление, что дискуссии об этой работе ведутся по настоящее время.

С точки зрения Т.Мальтуса, существует противоречие между  «инстинктом продолжения рода» и ограниченностью земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Инстинкты заставляют человечество размножаться с очень высокой скоростью, «в геометрической прогрессии». В свою очередь земледелие, а только оно производит необходимые для людей продукты питания, способно производить эти продукты с гораздо меньшей скоростью, «в арифметической прогрессии». Следовательно, любое увеличение объема производства продуктов питания будет раньше или позже поглощено увеличением численности населения. Таким образом, причиной бедности является соотношение темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попытка улучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым на нет возрастающей людской массой.

Относительно низкие темпы  прироста продуктов питания Т.Мальтус  связывает с действием так  называемого закона убывающего плодородия почв. Смысл этого закона состоит в том, что количество земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, ограничено. Объем производства может расти лишь за счет экстенсивных факторов, и каждый следующий земельный участок включается в хозяйственный оборот все с большим количеством затрат, естественное плодородие каждого следующего земельного участка ниже, чем предыдущего, а поэтому общий уровень плодородия всего земельного фонда в целом имеет тенденцию к снижению. Прогресс в области технологии сельскохозяйственного производства вообще идет очень медленно и не способен компенсировать снижение плодородия.

Таким образом, наделяя  людей способностью к безграничному  размножению, природа через экономические  процессы налагает на род человеческий ограничители, которые регулируют рост численности. Среди этих ограничителей Т.Мальтус выделяет: ограничители морального характера и слабость здоровья, которые приводят к снижению рождаемости, а также порочную жизнь и нищету, которые приводят к росту смертности. Снижение же рождаемости и рост смертности в конечном итоге определяются ограниченностью средств к существованию.

Из такой постановки проблемы в  принципе можно сделать совершенно различные выводы. Некоторые комментаторы и толкователи Т.Мальтуса увидели в его теории человеконенавистническую доктрину, которая оправдывает нищету и призывает к войнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие считают, что Т.Мальтус заложил теоретические основы политики «планирования семьи», которая широко используется в последние тридцать лет во многих государствах мира. Сам же Т.Мальтус лишь всячески подчеркивал только одно: необходимо каждому человеку заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Еще один представитель  классической школы – Д.Рикардо. Самым крупным его произведением стала опубликованная в 1817 г. работа «Начала политической экономии и налогового обложения».

Являясь строгим  последователем А.Смита и Т.Мальтуса, Д.Рикардо внес существенный вклад  в разработку и уточнение различных специфических проблем экономической теории. Исходя из трудовой теории стоимости и общей концепции классического анализа, им была предложена теория «сравнительных издержек» (сравнительных преимуществ), которая стала теоретической основой политики «фритредерства» (свободной торговли) и в современных вариантах используется для обоснования и разработки так называемой политики «открытой экономики».

Общий смысл этой концепции  состоит в том, что, если правительства различных стран не налагают каких-либо ограничений на внешнюю торговлю друг с другом (пошлины, законодательные запреты на экспорт или импорт и т.д.), экономика каждой страны начинает постепенно специализироваться на производстве тех товаров, изготовление которых требует меньших затрат рабочего времени. Это приводит к более эффективному использованию ресурсов и обеспечивает более высокий объем производства, чем до специализации. Продавая часть дополнительно произведенной продукции, нация может приобретать больше тех товаров, которые сама не производит. При этом все участники внешней торговли оказываются в выигрыше. Следовательно, свободная торговля позволяет странам потреблять не меньшее (а возможно, и большее) количество товаров, чем до специализации, минимизируя расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров.

Необходимо отметить, что наследие классической школы гораздо разнообразнее и может быть представлено еще добрым десятком имен теоретиков этого направления, однако в рамках настоящего параграфа мы лишь кратко характеризуем направление в целом. Заинтересованный читатель может познакомиться с более детальным анализом классического направления, обратившись к другим, более фундаментальным исследованиям.

Вместе с тем, необходимо отметить, что во второй половине XIX века единый поток экономической теории как бы разделился на два самостоятельных потока. С одной стороны, выделилось такое направление экономического анализа, которое впоследствии получило обобщенное название марксизма. С другой стороны, появляется так называемая маржинальная теория, которая затем превращается в крупнейшую неоклассическую школу.

5. Марксистская экономическая теория формируется в XIX в. Опираясь на высшие достижения классической политической экономии, К.Маркс (1818-1883) выработал собственную систему взглядов на теоретическую экономику (политическую экономию). Он опирался в основном на трудовую теорию стоимости, воззрения классической школы, но существенно изменил многие их положения. В определенной степени идеи, замыслы развитой К.Марксом теории были дополнены и несколько переработаны Фридрихом Энгельсом (1820-1895) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Эта теория получила название научного социализма (коммунизма) или марксизма-ленинизма.

Наиболее полно экономическая  теория К.Маркса была изложена в так и не законченной книге «Капитал» (первый том появился в 1867 г., два следующих тома вышли уже после смерти автора – в 1885-м и в 1894 гг. соответственно).

Маркса так много  и так разнообразно толковали, что  под наслоениями интерпретаций порой трудно обнаружить собственные взгляды основателя марксизма. Кроме того, К.Маркс создал систему, охватывающую все социальные науки, поэтому чисто экономический компонент его системы скрыт философскими, социологическими, историческими идеями. И наконец, в России, где, как считается, впервые в мире была на практике реализована экономическая система марксизма, отношение к этому человеку и его теориям во многом неоднозначно и зачастую вытекает не из сути его теории, а из того, как повлиял марксизм на судьбы людей. Поэтому, не вступая в дискуссию по этому вопросу, хочется заметить лишь следующее, Во-первых, факт, что не все, что было освящено именем К.Маркса в нашей стране, имеет отношение к марксизму. Во-вторых, по глубине анализа экономических проблем К.Маркс вряд ли имеет конкурентов среди теоретиков XIX в., и этот факт признан профессиональными экономистами во всем мире.

К.Маркс исходит  из идеи классической школы о том, что в основе цены товара лежит  так называемая стоимость (меновая  стоимость) или ценность этого товара, которая определяется в зависимости от количества труда, затраченного на его производство. Далее, в отличие от классиков он уточняет, что затраты труда, определяющие величину стоимости, являются не индивидуальными, а общественно необходимыми, то есть численно равными тому количеству часов рабочего времени, которое требуется в среднем для производства товара при данном уровне развития производства. Таким образом, лишь наемная рабочая сила, пролетариат, производит стоимость.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"