Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций
Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемый ныне в Казахстане курс на построение социально-ориентированной рыночной экономики нуждается в глубинном теоретическом обосновании. В школе вы изучали историю и основы экономики, которые дали вам определенное представление о развитии человеческого общества. Для того чтобы всесторонне и глубоко понять законы общественного развития, необходимо изучить экономическую теорию. Экономической теории принадлежит ведущая и определяющая роль как научно-теоретической и методологической основе всех прикладных, конкретных экономических дисциплин.
В настоящее время экономическая теория представляет собой огромный массив знания, овладение которым требует напряженного труда. Определенную помощь в этой сложной работе может оказать данный краткий курс лекций.
Курс лекций написан в соответствии с новой типовой программой. В лекциях большое внимание уделяется анализу многих процессов и явлений с учетом становления системы рыночных отношений, реформирования собственности и создания новых форм хозяйствования, создания инновационной экономики.
Опыт показывает, что приступая к изучению темы, студенты вначале испытывают значительные затруднения, не умея выделить из массы материала (первоисточников, учебников и другой рекомендованной литературы) самое главное, определяющее глубокое понимание проблемы в целом.
Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.
Задачей изучения курса являются:
1. достижение и усвоение студентами основных положений экономической теории.
2. приобретение студентами навыков элементарного экономического анализа, что облегчит понимание ими конкретной экономики.
3. формирование у студентов современных представлений о социальной направленности смешанной рыночной экономики.
В результате изучения предмета студент должен знать и уметь использовать:
основные понятия и методы экономической науки;
статистические данные при анализе экономических процессов и явлений;
основные законы и категории экономической теории;
аналитически решать экономические задачи и конкретные проблемные ситуации и т.д.
Студент должен иметь навыки:
разбираться в основных экономических понятиях и категориях;
ориентироваться в происходящих экономических процессах и явлениях;
понимать эффективность решений государства в области экономической политики;
пользоваться методологией экономической теории для исследования процессов и явлений.
Студентам рекомендуется использовать при изучении курса работу казахстанских ученых: «Общая экономическая теория. Учебник» /Под ред. Шеденова У.К.- Актобе, Изд. А-Полиграфия, 2004; Экономическая теория (для экономических вузов). Рабочая тетрадь студента - Алматы: АИЭС./Сост. Мауленова С-Ж.С.-Алматы, 2003; Мырзалиев Б.С, Байбосынова Г.Ж., Абдирова А.С., Сунакбаев Ш.К. «Экономическая теория. Учебное пособие»-Туркестан, 2005. Особо следует подчеркнуть изучение законодательно-нормативных актов нашей страны, Указов и Послании Президента Республики Казахстан по вопросам модернизации национальной экономики, а также других нормативных материалов, положений и т.д.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Цель лекции
Выяснить, как происходило становление экономики как науки. Определить, чем отличаются трактовки различных экономистов на предмет экономической теории. Необходимо определить методы и функции, выполняемы экономической теорией. Уяснить, что такое экономические категории и экономические законы.
Ключевые слова
Абстракция; анализ; дедукция; индукция; макроэкономика; маржинальный анализ; микроэкономика; нормативный анализ; позитивный анализ; потребление; производство; распределение; синтез; функциональный анализ; экономика; экономическая категория; экономическая политика; экономическая теория.
Основные вопросы
1. Экономика и система экономических наук. Основные этапы развития экономической мысли
2. Предмет экономической теории. Функции экономической теории
3. Методы экономической теории. Экономические категории и экономические законы
Содержание лекции
1. Экономика и система экономических наук. Основные этапы развития экономической мысли
Само слово «экономика» происходит от греческого oikonomike – искусство ведения домашнего хозяйства. Впервые термин «экономия» появился в III веке до нашей эры в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-355 гг. до нашей эры) и Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры).
Под словом «ойкономия» - экономия Аристотель понимал свод наставлений по организации и ведению рабовладельческого хозяйства. Впоследствии, опираясь на эти сведения, разрабатывались своды наставлений и для ведения феодального хозяйства.
Таким образом, ойкономия, экономия, экономика - это дом, хозяйство. Однако в современном мире она более многозначна и можно выделить, по меньшей мере, три основных значения.
Во-первых, экономика – это совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают, например, экономику первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, рыночную, административно-командную и смешанную.
Во-вторых, экономика – это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города, района, области, страны или всего мира). Например, экономика Актобе или Актюбинской области, народное хозяйство Казахстана, мировое хозяйство.
В-третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества. Выделяют, например, экономику сельского хозяйства, промышленности, экономику труда и др.
Исходя из этих основных значений, можно дать более общее определение термина. Итак, экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением экономических условий их жизни.
Данный теоретический курс имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной. Однако экономических наук много, но среди них можно выделить две главные линии:
1. Экономическая теория. Она служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики.
2. Конкретные экономические науки. Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
Экономическая теория – общетеоретическая основа системы экономических наук.
Конкретные экономические науки:
отраслевые экономические науки:
- экономика промышленности;
- экономика строительства;
- банковское дело;
- экономика труда и др.
функциональные экономические науки:
- бухгалтерский учет;
- менеджмент;
- статистика;
- финансы и др.
экономические науки на стыке с другими науками:
- экономическая география;
- экономическая история;
- экономическая психология;
- демография и др.
Если экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальные экономические науки – проявление этих основ и принципов в конкретных областях (в промышленности или сельском хозяйстве, в торговом или банковском деле и т.д.)
Как же происходило становление, и развитие экономической мысли. Среди мыслителей древности выделяется Аристотель. Он первым определил некоторые категории экономической теории и в известной мере показал их взаимосвязь.
Первым экономическим учением, зародившимся в этот период, принято считать учение под названием «меркантилизм» (от итальянского «merkante» -купец, торговец). Основное содержание данного учения: источником богатства, благосостояния общества является не производство материальных благ, а сфера товарно-денежного обращения. Благосостояние общества, по мнению меркантилистов, можно достигнуть путем регулирования внешней торговли, преобладания вывоза товаров над ввозом и накоплением денежного капитала.
Меркантилизм господствовал в экономической мысли в XY-XYII вв., существовал и в XYIII в., но был оттеснен другими школами. Наивысшего развития концепции меркантилизма достигли в Англии и во Франции. Представителями меркантилизма во Франции были такие видные государственные и общественные деятели, как П.Буагильбер, А.Тюрго; в Италии – банкир Т.Скаруффи, А.Серра; в Англии – У.Стаффорд, известный по книге, написанной в форме диалога «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников», Т.Мэн – один из директоров Ост-Индской компании.
Французский меркантилист А.Монкретьен (1575-1621) впервые применил термин «политическая экономия». Его «Трактат о политической экономии» увидел свет в 1615 г.
Идея о том, что богатство общества создается не в торговле, а в производстве вначале появилась в трудах школы «физиократов» во главе с французом Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Слово «физиократ» происходит от двух греческих слов: «физис» - природа, « кратос» - власть - власть над природой. По мнению физиократов, источником богатства общества является сельскохозяйственный труд. Они перенесли вопрос о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства – в этом их величайшая заслуга.
Однако физиократические представления о производстве были еще очень ограниченны. Производительным они считали лишь земледельческий труд, который только и создает «чистый продукт» (прибыль). В промышленности же, по их мнению, лишь преобразуется форма продукта, создаваемого в земледелии, поэтому все занятые в этой сфере – «бесплодный класс».
Вслед за меркантилистами и физиократами появилось учение классической школы политической экономии, идеи которой не потеряли своего значения до наших дней. Расцвет этого направления пришелся на XYIII в., особенно его вторую половину и начало XIX в. Первым представителем этого направления считают Вильяма Петти, главными фигурами – Адама Смита и Давида Рикардо, а завершителем Джона Ст. Милля.
Представители классической школы считали источником богатства сферу производства в целом, труд как основу и меру ценности всех товаров, законы, регулирующие экономику, объективными.
Адам Смит является автором и другого экономического учения-учения о свободной рыночной экономике. Данное учение называется в экономической науке «либерализмом». Основная идея данного учения : «пусть все идет само собой - государство не должно вмешиваться в рыночную экономику». Последователей учения А. Смита в современных условиях называют «неолибералистами» или «неоклассиками», а их теории называют «неолиберализмом» или «неоклассическими». Разновидностью теории «неолиберализма» является теория «монетаризма». Основоположником этой теории является американский ученый Милтон Фридмен.
В XIX в. экономическая теория имеет уже довольно сложную систему, порождая направления и школы как внутри классической политэкономии, так и вовне – «пролетарскую политэкономию».
С 1825 г. начались кризисы перепроизводства, колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства. Все это создало благоприятную почву для появления марксизма – радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической формации и ее первой фазы – социализма. Основатель марксизма – Карл Маркс (1818-1883).
Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства. Этой теории, получившей по имени своего создателя название «марксизм», суждено было в XX в. стать государственной идеологией для трети человечества и в конце века потерпеть крушение вместе с мировым социализмом и распадом СССР.