Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:24, курс лекций
Часть I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Основные этапы и направления развития экономической теории.
1.2. Предмет изучения экономической теории.
1.3. Методы изучения, используемые в экономической теории.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести отчасти предприятия, предоставляющие некоторые коммунальные услуги (теплосети, водоканал, электросети), компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Каковы же реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль?
1. Эффект масштаба. Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства). Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественной монополией», т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.
3. Патенты и лицензии. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «Ксерокс», «Истман Кодак», «Интернэшнл Бизнес Машин» (IBM), «Сони» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и др.). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример – история водочной монополии в России).
Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.
4. Собственность на важнейшие виды сырья. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов. «Алюминиум компани оф Америка» является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская компания «ИНКО» контролировала около 90% известных мировых запасов никеля.
8.3.2. Монополистическая конкуренция
Большинство производителей старается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
На рынках монополистической конкуренции на долю 4-х крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на 8 – менее 50%. Например, в США в 1988 г. насчитывалось 1132 независимых продавца мягкой мебели, причем на долю четырех крупнейших приходилось 17% общих поставок, а на восемь крупнейших – 25%.
Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.
Следует подчеркнуть, что дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену, например, стройматериалы – железобетон и кирпич.
8.3.3. Олигополия
(oligos – немногочисленный, poleo – продаю)
Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой – монополистической конкуренцией. Об этом свидетельствуют данные таблицы 5, где показана также различная степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США.
Таблица 5.
Тема 9. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
9.1. Понятие издержек и их классификации.
9.2. Явные и вмененные (альтернативные) издержки.
9.3. Классификация издержек
в зависимости от объема
9.4. Издержки производства в долговременном периоде
9.5. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.
9.1. Понятие издержек и их классификации
Общее понятие «издержки» – это выраженные в денежной форме затраты, связанные с расходованием различных видов экономических ресурсов: сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов в процессе производства и обращения товаров.
В марксисткой экономической теории издержки делятся на два основных вида: издержки производства и издержки обращения.
Издержки производства – это полные издержки, непосредственно связанные с производством продукции. Это затраты на заработную плату, сырье, тепловую и электроэнергию, а также амортизация основных средств (станков, машин, промышленных зданий и т.д.).
Издержки обращения связаны со сбытом и приобретением товаров, с их продвижением в сфере обращения.
Издержки производства и издержки обращения каждое предприятие (фирма) стремится эффективнее использовать, располагая множеством рычагов снижения затрат. В нашей стране издержки производства и реализации еще принято называть себестоимостью продукции, работ, услуг.
В современной международной экономической теории и практике принято выделять явные и неявные, прямые и косвенные, постоянные, переменные, валовые, средние и предельные издержки.
9.2. Явные и вмененные (альтернативные) издержки
К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства: заработная плата, аренда земли, расходы на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью – как прибыль.
Однако чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные) затраты.
Понимание экономистами издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Поэтому выбор определенных ресурсов для производства какого-то товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. Издержки в экономике непосредственно связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров и услуг.
Альтернативными называются издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Например, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать за это процент.
Учет явных и альтернативных издержек позволяет более точно оценить прибыль фирмы.
Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом явных издержек. Однако экономисты определяют прибыль иначе.
Экономическая прибыль определяется как разница между валовым доходом и суммой явных и альтернативных издержек.
9.3. Классификация издержек в зависимости от объема производимой продукции
В этом случае выделяют издержки постоянные, переменные, общие, средние и предельные.
Постоянные издержки. Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства.
Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалованье высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы.
В таблице 7 в колонке 2 показана сумма постоянных издержек фирмы, которая составляет 100 долларов. Обратите внимание на то, что, согласно определению, показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая нулевой.
Переменные издержки. Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы.
В колонке 3 таблицы 7 мы обнаружим, что сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. Однако следует отметить, что прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. В начале процесса увеличения производства переменные издержки будут какое-то время возрастать уменьшающимися темпами; и так будет продолжаться до четвертой единицы производимой продукции. Затем переменные издержки начнут увеличиваться нарастающими темпами в расчете на каждую последующую единицу производимой продукции. Такое поведение переменных издержек обусловливается законом убывающей отдачи.
Общая сумма издержек. Термин «общая сумма издержек» говорит сам за себя: это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства. В таблице 7 она показана в колонке 4. При нулевом объеме производства общая сумма издержек равна сумме постоянных издержек фирмы. Затем при производстве каждой дополнительной единицы продукции – с 1 по 10 – общая сумма издержек изменяется на ту же величину, что и сумма переменных издержек.
Тема 10. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
И ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРНЫХ ДОХОДОВ
10.1. Рынок труда. Распределение доходов.
10.2. Рынок капитала. Ссудный процент.
10.3 Рынок земли. Экономическая рента.
10.4. Предпринимательские
способности и
Фактор производства – это часть какого-либо экономического ресурса, вовлеченная в процесс производства. Важнейшими факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Экономической теории и хозяйственной практике известны два основных способа (механизма) вовлечения экономических ресурсов в процесс производства: непосредственный или прямой и опосредованный (косвенный) или рыночный. Начиная с этой темы мы приступаем к изучению рыночного механизма вовлечения экономических ресурсов в процесс производства – рынков факторов производства. Спрос и предложение на этих рынках формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос, а предложение ресурсов зависит, в конечном счете, от предложения потребительских благ.
10.1. Рынок труда. Распределение доходов
Рынок
труда (рабочей силы) – важная и многоплановая сфера экономической
и социально-политической жизни общества.
На рынке труда получает оценку стоимость
рабочей силы, определяются условия ее
найма, в том числе величина заработной
платы, условия труда, возможность получения
образования, профессионального роста,
гарантии занятости и т.д. Рынок труда
отражает основные тенденции в динамике
занятости, ее основных структурах (отраслевой,
профессионально-