Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:24, курс лекций
Часть I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Основные этапы и направления развития экономической теории.
1.2. Предмет изучения экономической теории.
1.3. Методы изучения, используемые в экономической теории.
Часть II. МИКРОЭКОМИКА
Микроэкономика является составной частью в экономической теории.
Изучение проблем
Понятие «микроэкономика» происходит от греческого слова micros – малый, отсюда микроэкономика предусматривает изучение относительно маломасштабных экономических процессов, в основном деятельности предприятий (фирм) в рыночных условиях с учетом потребительского спроса и предпринимательского предложения.
В центре внимания микроэкономики находятся процессы, связанные с деятельностью производителей и потребителей в отношении продаж и покупок, что отражается на объемах производства с учетом потребностей, цен, затрат, получаемых фирмами или отдельными частными производителями доходов. Поведение рыночных субъектов рассматривается как отношения между ними в процессе производства, обмена, распределения и потребления. В определенной степени в микроэкономике затрагиваются и отношения хозяйствующих субъектов с государством, его экономической деятельностью.
Микроэкономика одновременно является основой для обобщений и анализа макроэкономических процессов на народнохозяйственном уровне. Образно говоря, микроэкономика – это как бы отдельные деревья в лесу, существующие по своим природным законам, а макроэкономика – лес в целом. Для его жизни также характерны свои процессы и законы.
Как на микроуровне, так и макроуровне в экономических процессах взаимодействуют домашние хозяйства, бизнес и само государство как основные субъекты экономической деятельности. Для раскрытия и понимания рыночного механизма их взаимодействия необходимо рассмотреть такие экономические категории, как спрос, предложение и зоны их функционирования.
Тема 6. АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
6.1. Спрос: сущность понятия, величина спроса, закон и кривая спроса.
6.2. Предложение: понятие, величина, закон и кривая спроса.
6.3. Эластичность спроса и предложения.
6.4. Проблема установления рыночного равновесия.
6.1. Спрос: сущность понятия, величина спроса,
закон и кривая спроса
Среди фундаментальных понятий рыночной экономики в микроэкономике в первую очередь выделяют спрос, потребительский выбор, полезность, издержки и предложение.
В определенной степени эти понятия уже затрагивались в части I «Основ экономической теории». Данные понятия в микроэкономике более широко рассматриваются в связи с издержками и доходом фирмы как элементами рыночного механизма. Спрос как понятие означает желание, возможность и готовность потребителей приобрести данный товар. Спрос еще можно охарактеризовать как платежеспособную потребность.
Спрос характеризуется его величиной (или объемом), означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.
Объем и структура спроса зависят от цен на товары, а также от других неценовых факторов: доходов и структуры населения, моды, вкусов потребителей, а также от изменения цен на товары-заменители, сопутствующие товары и от экономической политики правительства.
В рыночных условиях действует закон спроса, суть которого в том, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара; и, наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Графически зависимость между ценой и спросом может быть отображена следующим образом: (см. рис. 10).
6.2. Предложение: понятие, величина, закон и кривая предложения
Предложение – это стремление, желание производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может продать по данной цене в определенный период времени.
Предложение подчинено действию закона предложения, суть которого в том, что при прочих равных условиях наращивание предложения и вывод результатов производства на рынок будет тем больше, чем выше цены на вынесенную на рынок продукцию предприятием (фирмой).
В таких условиях кривая предложения будет выглядеть так:
С ростом цены наращивание предложения от точки А к точке Б характеризует действие закона предложения и действие главного ценового фактора роста предложения. К неценовым его факторам относятся изменение издержек фирмы, технические нововведения, налоговая политика, выход на рынок новых фирм с увеличением предложения вне зависимости от цен, изменение цен на другие товары, что обусловливает перелив капитала в смежные отрасли, природные катастрофы, войны и т.п.
Тема 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
8.1. Понятие экономической конкуренции и классификация рыночных структур.
8.2. Совершенная (свободная) конкуренция, ее достоинства и недостатки.
8.3. Типы рыночных структур несовершенной конкуренции.
8.3.1. Монополия (чистая монополия).
8.3.2. Монополистическая конкуренция.
8.3.3. Олигополия.
8.3.4. Другие
формы несовершенной
8.4. Антимонопольное
Изучив эту тему, вы усвоите: во-первых, какие характеристики определяют структуру рынков; во-вторых, насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; в-третьих, что понимается под монополией как формой экономического поведения фирмы, каковы причины и результаты такого поведения; в-четвертых, как государство использует законодательство для создания гарантий конкуренции; в-пятых, в чем заключаются особенности монополизма в России.
8.1. Понятие экономической конкуренции
и классификация рыночных структур
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов своей хозяйственной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как экономические конкуренты.
Под экономической конкуренцией (от лат. concurro – сталкиваться) понимается соперничество хозяйствующих субъектов на рынке за лучшие условия производства и сбыта своих товаров, за предпочтение потребителей или, как говорят, за «рубль потребителя», в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
Примерно до середины XIX в. для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Со второй половины XIX в. картина меняется: крупные предприятия постепенно захватывают большую долю рынков (рынков отдельных товаров). Развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX в. предприятий.
Эти процессы привели
к существенному изменению конк
Наиболее глубокий и полный анализ новых моментов в поведении экономических агентов на рынках и новой рыночной конъюнктуры был дан в фундаментальных работах «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Робинсон и «Теория монополистической конкуренции» Эдварда Чемберлина.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемых товаров, степенью контроля над ценами, условиями входа на рынок и выхода из него, доступностью информации и др.
По сути дела, понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная (свободная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью экономической свободы и конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Представленная характеристика типов рыночных структур (табл. 2) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная (свободная) конкуренция и монополия (чистая монополия), встречаются редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия охватывают множество существующих рынков.
8.2. Совершенная (свободная) конкуренция,
ее достоинства и недостатки
Рынок совершенной (свободной) конкуренции состоит из большого числа экономических субъектов (производителей, продавцов, покупателей, потребителей и др.), конкурирующих между собой. Например, каждый из продавцов предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.
Все экономические субъекты конкурентного рынка имеют равный доступ к информации. Например, все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, все покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.
Для каждого экономического субъекта существует свобода входа на рынок и выхода из него. Например, любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интенсивными – сравните цену яблок в конце лета и весной. Но разница в цене – это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру, например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.
8.3. Типы рыночных структур несовершенной
конкуренции
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополия (чистая монополия), монополистическая конкуренция, олигополия.
8.3.1. Монополия (чистая монополия)
(monos – один, poleo – продаю)
Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру зарубежными компаниями «Дженерал моторс», «Эксон», «Кока-Кола» и др. В отечественной экономике к предприятиям-монополистам можно отнести сегодня РАО «Газпром», ОАО «Татэнерго», «Татнефть» и др.
Но есть и другая трактовка понятия «монополия» – это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.