Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:21, курс лекций
Экономика – одна из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и общества, с которой связано производство и удовлетворение потребностей в материальных и духовных благах. Экономическая теория бывает:
- нормативной (обеспечивает должное поведение экономических субъектов)
- позитивная (описывает и объясняет процессы производства и обращения)
№1. Предмет экономической теории. Производительные
силы и производственные
отношения. Экономические интересы.
Экономика – одна из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и общества, с которой связано производство и удовлетворение потребностей в материальных и духовных благах. Экономическая теория бывает:
- нормативной (обеспечивает
- позитивная (описывает и объясняет процессы производства и обращения) Предметом экономической теории является система экономических отношений, возникающих между людьми в процессе производства, распределения, потребления и обмена материальных и духовных благ. Экономическую теорию можно представить как политическую экономику (стремление к раскрытию сущности экономических явлений) и как экономикс (установление функциональных зависимостей между рассматриваемыми переменными). Основой любой экономики является производство, которое характеризуется процессом взаимодействия работника со средством производства (которые состоят из предметов труда и средств труда). Человек и средства производства в их взаимодействии образуют производительные силы общества. В процессе производства, распределения, обмена и потребления благ люди вступают в определенные отношения, которые называют экономическими или производственными отношениями.
Экономические интересы людей выступают движущей силойсоциально-экономического прогресса. Бывают:
- личные (заинтересованность в
получении тех или иных благ,
улучшении собственного
- коллективные (например на предприятии,
групповой подход и общая
- общественные (аопросы о защите окружающей среде, культуры, обороны и т.д.).
№2. Метод экономической теории. Экономические категории и законы.
Экономическая теория пользуется общенаучными методами исследования. Метод экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей. Существуют следующие методы:
1) метод научной абстракции (мысленное представление)
2) метод анализа и синтеза (анализ – мысленное разложение явления на составные части, с целью выявления отличий, синтез - объединение разложенных анализом частей, с целью выявления общего)
3) метод дедукции и индукции (дедукция – знания о явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным суждениям, индукция – познание совершается в процессе выработки единичных утверждений, позволяющих сделать обобщенный вывод)
4) метод математической логики (доказуемость, следствие, выводимость)
5) метод количественного и
6)графический метод (
Экономические категории – это научные абстракции, отражающие объективно существующие экономические отношения, их различные проявления и стороны.
Экономические законы – это необходимые устойчивые и повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимосвязи экономических отношений.
№3. Общественное разделение труда, его виды и исторические этапы развития.
Разделение труда – это исторический процесс обособления различных видов трудовой деятельности в самостоятельные или взаимосвязанные производства. Бывает трех видов:
- естественное (обособление трудовой
деятельности по
- техническое (определяется
- общественное (определяется характером экономических отношений, выраженных в ценах и издержках, спросе и предложении и т.д.). В рамках общественного разделения труда различают единичное (внутри предприятия), частное (в рамках отдельных отраслей), общее (в границах крупных сфер общественного производства).
Формами проявления разделения труда являются дифференциация (процесс обособления видов произв.деятел), специализация (концентрация средств производства и труда на выпуске узкого круга продукции), универсализация (концентрация средств производства и труда с целью выпуска широкой гаммы продукции), диверсификация (расширение предприятием номенклатуры выпускаемой продукции).
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ниче нет в учебнике)
№4. Новые тенденции в развитии общего,
частного и единичного разделения труда.
Обобществление производства.
В рамках общественного разделения труда различают единичное (внутри предприятия), частное (в рамках отдельных отраслей), общее (в границах крупных сфер общественного производства).
Новыми тенденциями является:
1) перерастание единичного
2) частное разделение как основа
общего разделения труда (
Обобществление производства –
это слияние раздробленных
- концентрация капитала (увеличение
посредством накопления
- централизация капитала (увеличение
за счет поглощения слабых
конкурентов или слияния
№5. Собственность: понятие, ее экономическое
и юридическое содержание. Структура
экономических отношений собственности.
Собственность в экономическом смысле выражает экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, в которых реализуется присвоение тех или иных благ. Юридические отношения собственности выражают отношение субъекта к объекту (т.е. человека к вещи).
Экономическое содержание собственности находит свое проявление в единстве отношений :
- пользования (пользование - процесс взаимодействия труда со средствами производства, в котором происходит присвоение продуктов).
- присвоения (осуществлялось на основе единства отношений владения и распоряжения (т.е. владельцем и распорядителем было одно лицо).
В дальнейшем отношения владения
и распоряжения отделились это обусловлено
отделением работника от средств
производства.(например: землевладелец
сдает в аренду участок, он является владельцем,
тот кто берет в аренду - распорядителем).
№6. Основные виды и формы собственности, их преимущества и недостатки.
Собственность в экономическом смысле выражает экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, в которых реализуется присвоение тех или иных благ. Юридические отношения собственности выражают отношение субъекта к объекту (т.е. человека к вещи).
Существует 2 вида собственности:
1) частная, которая выступает в 3 основных формах:
- единичная (когда физ. или юр. лицо реализует все отношения собственности (присвоение, распоряжение, владение, пользование) )
- партнерская (предполагает
- корпоративная (базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности - акций)
2) общественная, также выступает в 3 формах:
- коллективная (формируется путем
ее распределения между
- государственная (отношения
- общенародная (предполагает принадлежность
всего общественного достояния
непосредственно и
№7. Многообразие отношений собственности и рыночная экономика.
Наличие разнообразных форм собственности обуславливает необходимость их реализации через продажу товаров и присвоение доходов в различных экономических формах (З/П, прибыль, рента, процент). Это ведет к установлению экономических взаимосвязей между обособленными собственниками – товаропроизводителями. Рыночные механизмы позволяют выявить наиболее жизнеспособные формы собственности к определенным отраслям и сферам деятельности. Современное производство характеризуется взаимной дополняемостью функционирования многих форм собственности. На основе корпоративной собственности функционируют многочисленные производственные, научно-производственные, производственно-торговые и другие виды объединений.
Развитие товарно-дненежных
№8. Товарное производство и его предпосылки. Рынок: сущность и характеристика его структуры. Инфраструктура рынка, ее формирование и совершенствование.
Товарное производство – это производство при котором продукты изготавливаются не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи. Его развитие происходило на основе природно-климатических факторов, а затем и на социально-экономических факторах.
Рынок – это система экономических связей, которая базируется на отношениях обмена и платности всех товаров и услуг. Основными элементами рыночного механизма является цена, спрос и предложение. Спрос – это потребность населения подкрепленная покупательской способностью. Предложение – совокупность товаров поступающих для окончательной реализации. Соотношение между спросом и предложение устанавливает цену.
Рынок характеризуется весьма сложной структурой:
1) Рынок предметов потребления
- рынок потребительских товаров
и услуг (сфера обращения,
- рынок факторов производства (предполагает куплю продажу ресурсов)
2) Рынок труда (купля продажа услуг всех работающих)
3) Рынок инвестиционных товаров
(составная часть рынка
4) Информационный рынок (
5) Рынок земли (земельные
6) Рынок ценных бумаг (акции, облигации, векселя)
7) Денежный рынок (на нем сами деньги являются товаром)
Инфраструктура рынка – это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков.
- товарная биржа (реализация товаров и сделки будущих поставок)
- фондовая биржа (купля-продажа ценных бумаг, установление их курса)
- банковская система (часть
№9. Свободный рынок, его основные признаки
и механизм функционирования.
Преимущества и недостатки рынка и роль
государства в рыночной экономике.
На рынке выступают полностью независимые агенты, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес. На рынке встречаются два контрагента, один из которых стремится продать товар подороже (продавец), а другой желает приобрести его подешевле (покупатель). Свободное проявление воли агентов является реализацией экономических интересов, которые сводятся к максимилизации выгоды. Подобное состояние рыночных отношений называется свободным рынком.
Признаки свободного рынка:
- свободный доступ на рынок и выход из него (т.е. безграничность его участников)
- отсутствие монополии (нет
- свобода доступа к
- абсолютная мобильность
- недопущение вмешательства
В современных условиях господствуют
несовершенные рыночные структуры (монополии,
олигополии и т.д.). Основным инструментом
прежде всего является цена, которая оказывает
влияние на спрос и предложение. Рост цен
ведет к снижению спроса, но стимулирует
к увеличению выпуска продукции. В то же
время изменение спроса и предложения
оказывает влияние на понижение или повышение
цен. При сбалансированном спросе и предложении,
т.е. при их равенстве, устанавливается
равновесная цена. (приб.= абсолют.прибыль/авансир.
К преимуществам рынка обычно относят:
- эффективное распределение и
использование ресурсов для
-возможность успешного
- высокая степень гибкости и адаптации к изменяющимся условиям рынка