Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Сами ценные бумаги, как инструмент фондового рынка, являются носителями
прав собственности их владельца на тот или иной имущественный объект. В
связи с этим остро встает вопрос о легитимности перехода прав
собственности на имущество посредством выпуска и обращения ценных бумаг.
Между тем период становления отечественного рынка ценных бумаг
сопровождался низким уровнем развития нормативно-правовой базы, в том
числе касающейся регулирования эмиссии ценных бумаг. Это, в частности,
явилось одной из причин социально-экономических потрясений, связанных с
деятельностью различного рода финансовых пирамид.
Выпуск ценных бумаг
означает совокупность ценных бумаг
одного эмитента,
которые предоставляют одинаковый объем
прав владельцам и имеют
одинаковые условия размещения.
Размещение эмиссионных
ценных бумаг – это отчуждение
их первым
владельцем путем заключения гражданско-правовых
сделок.
Таким образом, говоря о
выпуске ценных бумаг, в данной работе
он будет
рассматриваться как с точки зрения совокупности
ценных бумаг, так и с
точки зрения осуществления процесса
эмиссию.
Процедура эмиссии ценных бумаг акционерными обществами регламентируется:
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ (ч.ч. 1-2)
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ч.ч. 1-2)
Федеральный закон «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» от 22.04.1996г. №39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.11.98 N 182-ФЗ, от 08.07.99 N 139-ФЗ)
Федеральный закон «ОБ
АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» от 26.12.1995г.
№208-ФЗ (в
ред. Федеральных законов от 13.06.96 N 65-ФЗ,
от 24.05.99 N 101-ФЗ)
Федеральный закон «О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» от 05.03.1999г. №46-ФЗ
Федеральный закон «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ОБ ОСНОВАХ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 21.07.1997г. №123-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 116-ФЗ, от 05.08.2000 N 109-ФЗ)
Федеральный закон «О НАЛОГЕ НА ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ» от 12.12.1991г. №2023-1(в ред. Федеральных законов от 18.10.95 N 158-ФЗ, от 23.03.98 N 36-ФЗ)
Федеральный закон «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.07.1998г. №135-ФЗ Федеральный закон «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» от 08.01.1998г. №6-ФЗ (Прим. – в случае учреждения акционерного общества на базе имущества должника)
Федеральный закон «О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ» от 22.03.1991г. №948-ФЗ (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 15.07.1992 N 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 06.05.1998 N 70-ФЗ, от 02.01.2000 N 3-ФЗ)
«СТАНДАРТЫ ЭМИССИИ АКЦИЙ И
ОБЛИГАЦИЙ ПРИ УЧРЕЖДЕНИИ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ, ОБЛИГАЦИЙ И ИХ
ПРОСПЕКТОВ ЭМИССИИ», утвержденных
Постановлением Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг от 11.11.98г.
№47
«СТАНДРТЫ ЭМИССИИ АКЦИЙ
И ОБЛИГАЦИЙ И ИХ ПРОСПЕКТОВ ЭМИССИИ
ПРИ
РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИЙХ ОРГАНИЗАЦИЙ»,
утвержденных Постановлением
Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг от 11.11.98г. №48
«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
И ОБЪЕМЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ОТКРЫТЫМИ
АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ
АКЦИЙ И ЦЕННЫХ БУМАГ,
КОНВЕРТИРУЕМЫХ В АКЦИИ, ПУТЕМ ПОДПИСКИ»,
утвержденное Постановлением
ФКЦБ России от 20.04.1998г. №9
Распоряжение ФКЦБ России
от 26.02.1997г. №61-р «О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ
ВЫПУСКАМ ЦЕННЫХ БУМАГ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
РЕГИСТРАЦИОННЫХ НОМЕРОВ»
Распоряжение ФКЦБ России
от 24.11.1999г. №1158-р «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ТРЕБОВАНИЙ К МАГНИТНЫМ НОСИТЕЛЯМ И ФОРМАТУ
ТЕКСТОВ РЕШЕНИЯ О ВЫПУСКЕ
ЦЕННЫХ БУМАГ, ПРОСПЕКТА ЭМИССИИ ЦЕННЫХ
БУМАГ, ИЗМЕНЕНИЙ (ДОПОЛНЕНИЙ) В
РЕШЕНИЕ О ВЫПУСКЕ (ПРОСПЕКТ ЭМИССИИ) ЦЕННЫХ
БУМАГ И ОТЧЕТА ОБ ИТОГАХ
ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА МАГНИТНЫХ НОСИТЕЛЯХ»
Приказ Министерства Финансов
Российской Федерации № 71,ФКЦБ России
№ 149
от 05.08.1996г. «О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ
ЧИСТЫХ АКТИВОВ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ»
А также другими нормативными
документами, в зависимости от конкретного
случая.
Первичная эмиссия ценных
бумаг осуществляется при учреждении
акционерного общества и при увеличении
размеров его уставного капитала
(фонда) путем выпуска акций.
При финансировании заемного
капитала она происходит путем выпуска
долговых ценных бумаг (облигаций).
Согласно ст. 19 Закона «О
рынке ценных бумаг» процедура эмиссии
состоит
из нескольких этапов (если иное не предусмотрено
законодательством РФ):
принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;
для документарной формы
выпуска — изготовление сертификатов ценных
бумаг;
размещение эмиссионных ценных бумаг;
регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Регистрация выпусков ценных
бумаг и отчетов об итогах выпусков
ценных
бумаг акционерных обществ осуществляется,
в соответствии с Перечнем
регистрирующих органов, Федеральной
комиссией по рынку ценных бумаг и её
Региональными отделениями*. Для упрощения
составления решения о выпуске
ценных бумаг и отчета о его итогах, а также
для удобства размещения
информации, содержащейся в указанных
документах, в Internet**, ФКЦБ
России совместно с Региональными отделениями
разработала Электронную
анкету (Приложение - дискета).
Чем обусловлена данная проблема?
Во-первых, обязательность
государственной регистрации
акционерного общества закреплена законодательно.
В ранее действовавшем
Положении о выпуске и обращении ценных
бумаг и фондовых биржах в РСФСР,
утвержденном постановлением Правительства
РСФСР от 28 декабря 1991 г. №
78, была закреплена обязательность государственной
регистрации выпуска
акций акционерного общества. Так, в соответствии
с пунктами 7 и 8
указанного Положения, ценные бумаги допускались
к обращению на
территории Российской Федерации только
при условии их государственной
регистрации в Министерстве экономики
и финансов РСФСР. В настоящее время
требования о государственной регистрации
выпуска ценных бумаг нашли свое
отражение в Федеральном законе «О рынке
ценных бумаг».
В соответствии со ст. 18 указанного
Федерального закона эмиссионные
ценные бумаги, выпуск которых не прошел
государственную регистрацию, не
подлежат размещению. Данное требование
также закреплено в ст. 24 этого
Федерального закона: «Эмитент имеет право
начинать размещение
выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг
только после регистрации их
выпуска».
Во-вторых, в соответствии
с нормативными актами Российской Федерации
ФКЦБ России и ее региональные отделения
наделены правом обращения в суд
с иском о ликвидации юридического лица,
нарушившего требования
законодательства Российской Федерации
о ценных бумагах, и о применении к
нарушителям санкций, установленных законодательством
Российской
Федерации (пункт 19 статьи 42 Федерального
закона «О рынке ценных
бумаг»).
Данное право было, к
примеру, реализовано Челябинским
региональным
отделением ФКЦБ России, которое обратилось
с иском в арбитражный суд о
ликвидации юридического лица в связи
с тем, что не была осуществлена
государственная регистрация выпуска
ценных бумаг акционерного общества.
Дело рассматривалось в первой, апелляционной
и кассационной инстанциях.
В мотивировочной части постановления
федерального арбитражного суда
Уральского округа (кассационная инстанция)
было указано, что выпуск
акций акционерного общества, созданного
в июне 1996 г., подлежал
обязательной государственной регистрации
в соответствии с Федеральным
законом «О рынке ценных бумаг».
Согласно пункту 2 статьи
61 Гражданского кодекса Российской
Федерации
юридическое лицо может быть ликвидировано
по решению суда в случае
осуществления деятельности с неоднократными
или грубыми нарушениями
закона или иного правового акта. Суд счел,
что действия, связанные с
размещением незарегистрированных акций
путем их распределения среди
учредителей в целях формирования уставного
капитала акционерного
общества, необходимо квалифицировать
как совершенные с грубым нарушением
законодательства Российской Федерации
о ценных бумагах, что служит
основанием для ликвидации юридического
лица.
В-третьих, сформировалась
судебная практика по вопросам выпуска
и
обращения ценных бумаг. В частности, в
Обзоре практики разрешения
споров, связанных с размещением и обращением
акций, приведенном в
Информационном письме Президиума Высшего
Арбитражного Суда от 21 апреля
1998 г. № 33, указано, что сделка по договору
купли-продажи акций,
совершенная до регистрации решения о
выпуске акций, признается судом
недействительной (ничтожной).
Можно сделать вывод, что
если в акционерном обществе происходила
смена
акционеров путем заключения гражданско-правовых
договоров, связанных с
отчуждением ценных бумаг, и выпуск этих
ценных бумаг не прошел
государственную регистрацию, то акционеры
общества могут понести убытки
вследствие признания недействительными
таких сделок судом.
Таким образом, государственная
регистрация выпуска ценных бумаг
является
необходимой и обязательной. Вместе с
тем норм, запрещающих
государственную регистрацию выпуска
акций акционерных обществ,
размещение которых произведено до выхода
Федерального закона «О рынке
ценных бумаг» и государственная регистрация
которых не осуществлена,
законодательство Российской Федерации
не содержит.
Открытая подписка является
одним из предусмотренных
Российской Федерации способов для осуществления
эмиссии ценных бумаг,
направленной на привлечение инвестиций.
Содержание понятия «открытая
подписка» вытекает из самого названия
и заключается в предоставлении
возможности всем желающим экономическим
субъектам (физическим и
юридическим лицам, резидентам и нерезидентам,
коммерческим и
некоммерческим организациям) приобрести
размещаемые ценные бумаги на
предложенных (заранее определенных) условиях.
Принципиальное значение
при этом имеет предоставление эмитентом
всем инвесторам равных условий и
возможностей, которое достигается, в
частности, посредством процедуры
государственной регистрации выпуска
ценных бумаг и соблюдения
специальных норм и требований по раскрытию
информации.
В случае размещения путем
открытой подписки голосующих акций
и ценных
бумаг, конвертируемых в голосующие акции,
законодательством налагаются
дополнительные требования к порядку
и условиям осуществления такой
эмиссии. Эти требования связаны прежде
всего с наличием у акционеров —
владельцев голосующих акций эмитента
преимущественного перед всеми
остальными приобретателями права приобретения
размещаемых ценных бумаг.
Это своего рода защитный механизм, позволяющий
акционерам сохранить свою
долю в уставном капитале акционерного
общества - эмитента при
предпринимаемой им дополнительной эмиссии
акций или ценных бумаг,
конвертируемых в акции.
Эмиссия ценных бумаг, размещаемых
путем открытой подписки при наличии у
акционеров - владельцев голосующих акций
преимущественного права их
приобретения
Любая эмиссия ценных бумаг
представляет собой определенную
последовательность действий, направленных
на размещение ценных бумаг. Не
является исключением и эмиссия ценных
бумаг, размещаемых путем открытой
подписки (в нормативных документах используется
также термин "публичное
размещение"), т.е. среди неограниченного
круга лиц. Отличительной
особенностью открытой подписки является
необходимость подготовки и
регистрации проспекта эмиссии ценных
бумаг, а также раскрытия информации
о принятых акционерным обществом решениях
и действиях, связанных с такой
эмиссией. В рассматриваемом случае к
указанным действиям (этапам)
следует добавить действия, связанные
с осуществлением акционерами
- владельцами голосующих акций преимущественного
права
приобретения ценных бумаг (под ценными
бумагами в данном случае мы
понимаем голосующие акции, а также ценные
бумаги, конвертируемые в
голосующие акции).
Любая эмиссия ценных бумаг
начинается с принятия решения о
размещении
ценных бумаг. В случае эмиссии голосующих
акций таким решением является
решение об увеличении уставного капитала
путем выпуска дополнительных
акций, а в случае выпуска конвертируемых
в голосующие акции облигаций -
решение о размещении таких облигаций.
При этом, и в первом, и во втором
случае решение о размещении может быть
принято только в пределах
количества объявленных акций определенной
категории (типа), определение
которого в соответствии с пунктом 2 статьи
28 Федерального закона "Об
акционерных обществах" относится к
исключительной компетенции общего
собрания акционеров.
Решение о размещении ценных
бумаг путем открытой подписки может
быть
принято общим собранием акционеров или,
в случае, если полномочия по
принятию указанного решения уставом
акционерного общества или решением
общего собрания акционеров предоставлены
данному органу управления -
советом директоров (наблюдательным советом)
акционерного общества.
Решения о количестве объявленных акций,
о размещении ценных бумаг или о
передаче полномочий по принятию решения
о размещении ценных бумаг совету
директоров, могут быть приняты на одном
общем собрании акционеров.
Информация о работе Эмиссия ценных бумаг как способ финансирования предприятия