Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Сами ценные бумаги, как инструмент фондового рынка, являются носителями
прав собственности их владельца на тот или иной имущественный объект. В
связи с этим остро встает вопрос о легитимности перехода прав
собственности на имущество посредством выпуска и обращения ценных бумаг.
Между тем период становления отечественного рынка ценных бумаг
сопровождался низким уровнем развития нормативно-правовой базы, в том
числе касающейся регулирования эмиссии ценных бумаг. Это, в частности,
явилось одной из причин социально-экономических потрясений, связанных с
деятельностью различного рода финансовых пирамид.
В соответствии со статьей
43 Федерального закона «О рынке ценных
бумаг»
ФКЦБ России в пределах предоставленных
ей прав издает нормативные акты в
форме постановлений, которые являются
обязательными для исполнения
федеральными министерствами и иными
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления, а также
эмитентами ценных бумаг,
профессиональными участниками рынка
ценных бумаг и саморегулируемыми
организациями.
Нормы административного
права устанавливают также
законодательства Российской федерации
на фондовом рынке. Так, согласно
статье 46 Федерального закона «О рынке
ценных бумаг», неоднократное или
грубое нарушение профессиональными участниками
рынка ценных бумаг
законодательства Российской Федерации
о ценных бумагах дает основание
для принятия решения о приостановлении
или аннулировании лицензии,
выданной на осуществление профессиональной
деятельности с ценными
бумагами и т.д.
Не менее важную роль
призваны сыграть и нормы финансового
права, в
особенности это касается вопросов налогообложения
операций с ценными
бумагами, а также участников рынка ценных
бумаг. Так, согласно Закону
Российской Федерации от 12 декабря 1991
г. «О налоге на операции с
ценными бумагами» (в ред. Федерального
закона от 30.05.01г. № 69-ФЗ)
плательщиками налога (0.8%) на операции
с ценными бумагами являются
юридические лица — эмитенты ценных бумаг,
а объектом налогообложения
является номинальная сумма выпуска ценных
бумаг, заявленная эмитентом.
Центральное место в
системе законодательства Российской
Федерации о
фондовом рынке занимают нормы гражданского
права. Гражданско-правовые
нормы определяют правовое положение
участников фондового рынка. В
частности, в главе 4 Гражданского кодекса
Российской Федерации
«Юридические лица» не только устанавливаются
самые общие положения,
касающиеся понятия, классификации, правоспособности
и других вопросов,
относящихся ко всем без исключения юридическим
лицам, но и содержатся
ключевые положения относительно отдельных
их категорий (хозяйственные
товарищества и общества, производственные
кооперативы и т.д.). В
развитие этих положений в настоящее время
принят ряд федеральных
законов, в том числе: Федеральный закон
«Об акционерных обществах»,
Федеральный закон «О производственных
кооперативах», Федеральный закон
«Об обществах с ограниченной ответственностью»
и другие.
Нормы гражданского права
определяют правила совершения сделок
на рынке
ценных бумаг, закрепляя как общие правила
гражданско-правовых сделок,
так и особенности гражданско-правовых
договоров, заключаемых при
приобретении (передаче) ценных бумаг
(договора купли-продажи, мены,
поручения, комиссии, доверительного управления
и т.д.).
Кроме того, гражданско-правовые
нормы устанавливают меры имущественной
ответственности, а также иные меры защиты
гражданских прав участников
фондового рынка. Согласно статьям 15 и
393 Гражданского кодекса
Российской Федерации устанавливается
обязанность по возмещению убытков,
причиненных нарушением права, в том числе
права кредитора в
обязательстве. В статье 12 Гражданского
кодекса Российской Федерации
даны основные способы защиты гражданских
прав. Кроме того, специальные
нормы об ответственности за нарушение
отдельных видов обязательств
содержатся в части второй Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Необходимо также отметить,
что наряду с нормами конституционного,
административного и гражданского права,
составляющими основу правового
регулирования рынка ценных бумаг, отдельные
вопросы, имеющие
непосредственное отношение к деятельности
на фондовом рынке,
урегулированы нормами уголовного права.
Иерархическая структура
законодательства Российской Федерации
о фондовом
рынке включает в себя как федеральные
законы, так и значительное
количество подзаконных нормативных актов.
Законодательное регулирование
деятельности на фондовом рынке начало
складываться сравнительно недавно и
связано прежде всего с принятием и
введением в действие Гражданского кодекса
Российской Федерации,
Федерального закона «О рынке ценных бумаг»,Федерального
закона «Об
акционерных обществах» и Федерального
закона «О защите прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных
бумаг». Процесс этот еще далек от
завершения. Кроме того, структура и содержание
опорного законодательного
акта, регулирующего принципиальные вопросы
организации фондового рынка,
— Федерального закона «О рынке ценных
бумаг» — дает основания полагать,
что он имеет «рамочный» характер и предназначен
в основном для
определения общей структуры рынка, субъектного
состава его участников,
важнейших видов деятельности профессиональных
участников, а также общих
принципов управления и контроля государства
за законностью их
деятельности. Следовательно, в ближайшем
будущем можно прогнозировать
дальнейшее увеличение влияния подзаконного
регулирования всех основных
вопросов развития и совершенствования
рынка ценных бумаг.
Подзаконные акты в структуре
рассматриваемого законодательства можно
разделить на две категории. Первую категорию
составляют правовые акты
общего характера. К ним относятся указы
Президента Российской Федерации
и постановления Правительства Российской
Федерации. К наиболее важным из
них следует отнести Указ Президента Российской
Федерации от 11 июня 1994
г. № 1233 «О защите интересов инвесторов»,
Указ Президента Российской
Федерации от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах
по государственному
регулированию рынка ценных бумаг в Российской
федерации», Указ
Президента Российской федерации от 3
июля 1995 г. № 662 (в ред. Указа
Президента Российской Федерации от 4
января 1996 г. № 6) «О мерах по
формированию Общероссийской телекоммуникационной
системы и обеспечению
прав собственников при хранении ценных
бумаги расчетов на фондовом рынке
Российской федерации», Указ Президента
Российской Федерации от 18 ноября
1995 г. № 1157 "О некоторых мерах по защите
прав вкладчиков и
акционеров», Указ Президента Российской
Федерации от 11 сентября 1997 г.
№ 1009 «О региональных и местных фондах
по защите прав вкладчиков и
акционеров», Указ Президента Российской
Федерации от 16 сентября 1997 г.
№ 1034 «Об обеспечении прав инвесторов
и акционеров на ценные бумаги в
Российской Федерации» и некоторые другие.
Что касается постановлений
Правительства Российской Федерации,
то ряд
важных вопросов, касающихся развития
рынка ценных бумаг, нашел
отражение, в частности, в постановлении
Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 1995 г. № 336 «О мерах
по развитию рынка ценных
бумаг в Российской Федерации», постановлении
Правительства Российской
Федерации от 13 октября 1995 г. № 101 «О комплексной
программе
стимулирования отечественных и иностранных
инвестиций в экономику
Российской Федерации» и других.
Во вторую категорию
входят нормативные акты федеральных
органов
исполнительной власти, регулирующие
отдельные вопросы, связанные с
функционированием фондового рынка. К
такого рода актам относятся
постановления и распоряжения Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг,
приказы и инструкции Министерства финансов
Российской Федерации,
различные нормативные акты Центрального
банка Российской Федерации,
Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства
по имущественным
отношениям РФ и т.д.
Нормативные акты федеральных
органов исполнительной власти призваны
решать специальные вопросы, касающиеся
отдельных сторон правового
регулирования отношений на рынке ценных
бумаг. Такие акты принимаются в
пределах компетенции, предоставленной
законом соответствующим
федеральным органам.
Глава III
ПРОЦЕДУРА ЭМИССИИ
Первичный рынок представляет
собой рынок новых эмиссий
и метод, который
большинство заёмщиков использует для
привлечения новых ресурсов. Для
того чтобы этот рынок работал успешно,
жизненно важно, чтобы вкладчики и
инвесторы обладали уверенностью в том,
что они не зря вкладывают свои
средства в этот рынок. Слабый первичный
рынок подорвёт ликвидность
вторичного рынка. Следовательно, существует
потребность в предоставлении
точной информации с тем, чтобы инвесторы
имели возможность проводить
сравнение с другими формами инвестиций
и принимать решения, следует ли
вкладывать средства в каждый новый выпуск.
Другими словами, хороший
первичный рынок должен быть селективным
для того, чтобы можно было
судить о стоимости.
С другой стороны, эмитент
нуждается в хорошем первичном
рынке для того,
чтобы предложение на покупку ценных бумаг
охватило, как можно большую
аудиторию потенциальных инвесторов,
что должно позволить ему получить
наиболее выгодную цену за предлагаемые
ценные бумаги.
При этом в качестве эмитентов
могут выступать корпорации, федеральное
правительство, муниципалитеты. Значение
этих эмитентов на рынке
определяется состоянием экономики в
стране и общим уровнем ее развития.
Хронические дефициты государственных
бюджетов большинства стран
обусловливают преобладающую роль государства
на рынке ценных бумаг. Так,
в США в 1989 г. на долю государства приходилось
до 75% всех
заимствований, в России в 1995 г. - около
70%.
Покупателями ценных бумаг
могут являться индивидуальные и
институциональные инвесторы. При этом
соотношение между ними зависит как
от уровня развития экономики, уровня
сбережений, так и от состояния
кредитной системы. В развитых странах
на рынке ценных бумаг преобладают
институциональные инвесторы. Это коммерческие
банки, пенсионные фонды,
страховые компании, инвестиционные фонды,
взаимные фонды и т.д.
Хотя основой рынка
ценных бумаг служит первичный рынок,
и именно он
определяет его совокупные масштабы и
темпы развития, его объем в
развитых капиталистических странах в
настоящее время относительно
невелик. Выпуск акций с целью финансирования
инвестиций в
производственную деятельность связан
с учреждением новых компаний и
реорганизацией частных компаний в отраслях
"высокой технологии",
использующих рисковый или венчурный*
капитал. При этом источник
венчурного капитала - средства институциональных
и индивидуальных
инвесторов, которые, имея крупные активы,
могут позволить себе
"рискнуть". Основными причинами
выпуска акций в развитых странах в
настоящее время являются финансирование
поглощения и необходимость
снижения доли заемного капитала в совокупном
капитале корпораций. Первая
причина эмиссии новых акций - поглощение
(слияние) компаний. Поглощения
осуществляются в форме обмена акций поглощаемых
компаний на акции
поглощающих. Поглощающие компании активно
выходят на первичный рынок
ценных бумаг, производя эмиссию новых
акций.
Вторая причина выхода
современных корпораций на рынок
ценных бумаг -
необходимость уменьшения доли заемного
капитала в совокупном капитале
корпораций.
В некоторых странах
соотношение между собственным
и заемным капиталами
устанавливается законом. Однако, независимо
от наличия закона, в каждой
стране имеется четкое представление
о предельных размерах заемных
средств. Переход за эту грань сопряжен
со значительным риском для
компании в целом и ее акционеров. В этой
ситуации корпорация регулирует
структуру своего капитала путем эмиссии
новых акций, замещая ими свои
долговые обязательства.
Таким образом, эмиссия
новых акций на современном этапе
развития рынка
ценных бумаг в развитых странах очень
незначительна и не всегда связана
с мобилизацией свободных денежных ресурсов
для финансирования экономики.
Это означает, что в развитых странах происходит
не только уменьшение
масштабов первичного рынка ценных бумаг,
но параллельно идет снижение
его роли регулятора инвестиций и экономики
в целом.
В России рынок ценных бумаг
находится на этапе своего становления.
В
условиях массового акционирования государственных
предприятий, создания
новых акционерных структур, которые остро
нуждаются в средствах для
инвестирования, постоянного заимствования
средств государством,
первичный рынок служит основным сегментом
рынка ценных бумаг. Однако в
силу слабого развития рыночных отношений,
инфляции, общей неустойчивости
первичный рынок России не выполняет сегодня
функций регулирования
экономики.
Цикл жизни ценных бумаг состоит из следующих фаз:
конструирование нового выпуска ценных бумаг;
первичное размещение ценных бумаг;
обращение (купля-продажа) ценных бумаг;
погашение (выкуп) долговых (облигаций и др.) ценных бумаг.
Рассмотрим процедуру
эмиссии корпоративных ценных бумаг,
т.е. их
первоначального размещения на рынке
ценных бумаг или поступления
(выхода) в обращение.
Предварительно необходимо
уточнить смысл таких понятий, как
«выпуск»,
«эмиссия» и «размещение». На практике
очень часто используют два термина
– «эмиссия» и «выпуск» - в качестве синонимов.
Эмиссия ценных бумаг *—
это установленная
последовательность действий эмитента
– АО по размещению ценных бумаг.
Информация о работе Эмиссия ценных бумаг как способ финансирования предприятия