Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:37, курсовая работа
В последнее время, а если точнее – с конца 90-го года, понятие «инфляция» буквальным образом ворвалось в нашу жизнь. Совсем мало времени прошло с тех пор, когда в нашей стране официальной наукой и пропагандой отрицалась сама возможность инфляции при социализме. А инфляция по существу была, хотя в большей мере в скрытой форме. Деньги утрачивали свою значимость даже при стабильных ценах из-за хронического дефицита товаров.
Введение
1 Теоретические основы возникновения инфляции
1. Понятие и сущность инфляции
2. Анализ основных причин и предпосылок возникновения инфляции
3. Характеристика основных форм и видов инфляции
4. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
2 Анализ инфляционных процессов для стран с развивающейся экономикой на примере Российской Федерации
2.1 Причины инфляции и роста цен в России
2.2 Инфляция и риски для кредитоспособности стран с развивающейся экономикой
2.3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России
Заключение
Список литературы
Приложение 1 Показатели инфляции в России в 2000–2009 гг.
Приложение 2 Динамика темпа инфляции в 2000–2006 гг.
Приложение 3 Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в %, за годовой период)
Приложение 4 Денежная база, денежная масса и валютные резервы
Приложение 5 Темпы роста денежной базы в широком определении и денежной массы М2 и уровень снижения инфляции
Рисунок 1. Подавленная (скрытая) инфляция
PM
– равновесная рыночная цена,
при которой спрос равен
Выделяют две основные причины инфляции: 1) увеличение совокупного спроса и 2) сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.
• Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса (demand-pull inflation).
Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег.
Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к этому выводу из анализа уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера). Как отмечал глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция всегда и повсеместно есть чисто денежное явление».
Вспомним уравнение количественной теории денег: M*V = P*Y, где M (money supply) – номинальное предложение денег (масса денег в обращении), V (velocity of money) – скорость обращения денег (величина, которая показывает, сколько оборотов в среднем в год делает одна денежная единица, например, 1 рубль, 1 доллар и т.п. или какое количество сделок в среднем в год обслуживает одна денежная единица), P (price level) – уровень цен и Y(yield) – реальный выпуск (реальный ВВП).
Произведение
уровня цен на величину реального
выпуска (P * Y) представляет собой величину
номинального выпуска (номинального ВВП).
Скорость обращения денег практически
не меняется и обычно считается величиной
постоянной, поэтому увеличение предложения
денег, т.е. рост левой части уравнения
ведет к росту правой его части. Рост денежной
массы ведет к росту уровня цен и в краткосрочном
периоде (поскольку в соответствии с современными
представлениями кривая совокупного предложения
имеет положительный наклон) (рис. 2. (а)),
и в долгосрочном периоде (которому соответствует
вертикальная кривая совокупного предложения)
(рис. 2. (б)). При этом в краткосрочном периоде
инфляция сочетается с ростом реального
выпуска, а в долгосрочном периоде реальный
выпуск не меняется и находится на своем
естественном (потенциальном) уровне.
Рисунок
2. Инфляция спроса
В долгосрочном периоде проявляется принцип нейтральности денег, означающий, что изменение предложения денег не оказывает влияния на реальные показатели (величина реального выпуска не изменилась и осталась на уровне Y*) (рис. 2. (б)).
Уравнение обмена может быть представлено в темповой записи (для небольших изменений входящих в него величин):
,
где (deltaМ/М х 100%) – темп прироста денежной массы, обычно обозначаемое m, (deltaV/V x 100%) – темп прироста скорости обращения денег, (deltaP/P x 100%) – темп прироста уровня цен, т.е. темп инфляции pi, (deltaY/Y x 100%) – темп прироста реального ВВП, обозначаемого g.
Поскольку предполагается, что скорость обращения денег практически не меняется, то перегруппировав уравнение, получим: pi = m – g, т.е. темп инфляции равен разнице в темпах прироста денежной массы и реального выпуска. Отсюда можно сделать вывод, который носит название «монетарного правила»: чтобы уровень цен в экономике был стабилен, правительство должно поддерживать темп прироста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП.
Возникает вопрос: почему же правительства (особенно в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой) увеличивают предложение денег, представляя себе негативные последствия этого процесса? Дело в том, что эмиссия денег проводится в целях финансирования дефицита государственного бюджета, что и является объяснением увеличения темпов роста денежной массы и основной причиной высокой инфляции в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
Если
инфляция вызвана сокращением
Рисунок
3. Инфляция предложения (издержек)
В
результате сочетания инфляции спроса
и инфляции издержек возникает инфляционная
спираль (рис. 4.). Предположим, что центральный
банк увеличил предложение денег, что
ведет к росту рост совокупного спроса.
Кривая совокупного спроса AD1 сдвигается
вправо до AD2. В результате уровень цен
увеличивается с Р1 до Р2, а поскольку ставка
заработной платы остается прежней (например,
W1), то реальные доходы падают (реальный
доход = номинальный доход / уровень цен,
поэтому чем выше уровень цен, тем ниже
реальные доходы). Рабочие требуют повышения
ставки заработной платы пропорционально
росту уровня цен (например, до W2). Это увеличивает
издержки фирм и приводит к сдвигу кривой
совокупного предложения SRAS1 влево-вверх
до SRAS2. Уровень цен при этом повысится
до Р3. Реальные доходы снова снизятся
(W2/P3 < W2/P2).
Рисунок 1. Инфляционная спираль
Рабочие снова начнут требовать
повышения номинальной
Предприятия и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование – функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из: а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ – монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментария регулирования инфляции; б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции; в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования; г) выделения конкретных (специальных) методов регулирования инфляции.
Основные положения монетаристской концепции регулирования инфляции можно свести к следующему. Денежное обращение – главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно должно быть устойчиво и жестко контролироваться. Инфляция – нарушение нормального денежного обращения, а значит, она недопустима (должна быть минимальной). Государству необходимо предпринимать все меры для достижения этой задачи. Следует неукоснительно придерживаться принципа «здоровых финансов», т.е. баланса бюджетных расходов и доходов, недопущение (предельное ограничение) дефицита бюджета и сокращение до минимума государственного долга. Принцип «здоровых финансов» был сформулирован Т. Джеф-ферсоном: «Бюджетный дефицит и государственный долг недопустимы; богатство, которым владеет общество в настоящее время, принадлежит поколению, которое живет в настоящее время».
Государственные
доходы сокращаются вследствие снижения
общего уровня налогообложения (для
стимулирования бизнеса) при одновременной
отмене налоговых льгот (для создания
фирмам равных конкурентных усло-ний).
Соответственно сокращению доходов
государства должны уменьшаться
его расходы. Социальные затраты
предполагаются минимальными, ибо чрезмерные
социальные выплаты, пособия, гарантии
развращают, подрывают стимулы к
труду. В ограниченных государственных
инвестициях необходим переход
от экстенсивного типа (более или
менее равномерное
М. Фридмен выработал (для условий США 1970-х гг.) так называемое «монетарное правило», согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3–5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.
Таков
монетаристский метод регулирования
инфляции и границы достижения безинфляционного
(в идеале) развития американской экономики.
При реализации монетаристской политики
антиинфляционного
Важнейший принципиальный подход кейнсианской школы – сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса. Последнее – стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), при том что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.
Неокейнсианская
концепция «циклического
Итак, кейнсианский метод регулирования инфляции предполагает ее удержание в умеренных границах. Логика этого метода порождала специфическое противоречие. С одной стороны, бюджетные расходы, государственный спрос, дефицитность бюджета, увеличение государственного долга и затрат на его обслуживание поощряли рост цен, инфляцию, с другой – достаточно жесткое ограничение инфляции (точнее, на практике его попытки) в конечном счете сдерживало экономический рост.
Общий
методологический подход к регулированию
инфляции в современной России можно
сформулировать следующим образом.
Вариант дефляции отвергается, поскольку
последняя приводит к экономическому
спаду. Нулевая инфляция (как граница
регулирования с позиций
Поэтому регулирование инфляции в Российской Федерации должно предусматривать не полное ее снятие, но сокращение и поддержание в рамках ползучей. (Согласно одному из исследований экспертов МВФ максимальный экономический рост в промышленно развитых странах достигается в настоящее время при инфляции 8% в год.) Правомерно считать, что границей регулирования инфляции в России является темп до 10% в год.
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляционных факторов.
Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. «Монетарное правило» М. Фридмена (ежегодный прирост денежной массы на 3–5%) ни в коей мере не соответвует современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5% (экономический рост в 2000 г. составил 8,3%, в 2001 г. – 5,2%). Во-вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80–120% ВВП (коэффициент монетизации), то в Российской Федерации – менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным.