Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

В последнее время, а если точнее – с конца 90-го года, понятие «инфляция» буквальным образом ворвалось в нашу жизнь. Совсем мало времени прошло с тех пор, когда в нашей стране официальной наукой и пропагандой отрицалась сама возможность инфляции при социализме. А инфляция по существу была, хотя в большей мере в скрытой форме. Деньги утрачивали свою значимость даже при стабильных ценах из-за хронического дефицита товаров.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы возникновения инфляции
1. Понятие и сущность инфляции
2. Анализ основных причин и предпосылок возникновения инфляции
3. Характеристика основных форм и видов инфляции
4. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
2 Анализ инфляционных процессов для стран с развивающейся экономикой на примере Российской Федерации
2.1 Причины инфляции и роста цен в России
2.2 Инфляция и риски для кредитоспособности стран с развивающейся экономикой
2.3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России
Заключение
Список литературы
Приложение 1 Показатели инфляции в России в 2000–2009 гг.
Приложение 2 Динамика темпа инфляции в 2000–2006 гг.
Приложение 3 Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в %, за годовой период)
Приложение 4 Денежная база, денежная масса и валютные резервы
Приложение 5 Темпы роста денежной базы в широком определении и денежной массы М2 и уровень снижения инфляции

Работа содержит 1 файл

инфляция.docx

— 153.43 Кб (Скачать)

     

     Рисунок 1. Подавленная (скрытая) инфляция

     PM – равновесная рыночная цена, при которой спрос равен предложению, PG – цена, установленная государством, YS – величина совокупного выпуска  (количество продукции, которое  произведено и предложено к  продаже производителями), YD – величина  совокупного спроса (количество  продукции, которую хотели бы  купить потребители). Разница между YD и YS есть не что иное, как дефицит. Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров Дефицит служит формой проявления инфляции, поскольку одной из характерных черт инфляции является снижение покупательной способности денег. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить. 

     Выделяют  две основные причины инфляции: 1) увеличение совокупного спроса и 2) сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен различают  два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.

     • Если причиной инфляции служит рост совокупного  спроса, то такой тип называется инфляцией спроса (demand-pull inflation).

     Рост  совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов  совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и  чистого экспорта), либо увеличением предложения денег.

     Основной  причиной инфляции спроса большинство  экономистов (особенно представители  школы монетаризма) считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к этому выводу из анализа  уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера). Как отмечал  глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской  премии Милтон Фридман: «Инфляция всегда и повсеместно есть чисто денежное явление».

     Вспомним  уравнение количественной теории денег: M*V = P*Y, где M (money supply) – номинальное предложение денег (масса денег в обращении), V (velocity of money) – скорость обращения денег (величина, которая показывает, сколько оборотов в среднем в год делает одна денежная единица, например, 1 рубль, 1 доллар и т.п. или какое количество сделок в среднем в год обслуживает одна денежная единица), P (price level) – уровень цен и Y(yield) – реальный выпуск (реальный ВВП).

     Произведение  уровня цен на величину реального  выпуска (P * Y) представляет собой величину номинального выпуска (номинального ВВП). Скорость обращения денег практически  не меняется и обычно считается величиной  постоянной, поэтому увеличение предложения  денег, т.е. рост левой части уравнения ведет к росту правой его части. Рост денежной массы ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис. 2. (а)), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис. 2. (б)). При этом в краткосрочном периоде инфляция сочетается с ростом реального выпуска, а в долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне. 

     

     Рисунок 2. Инфляция спроса 

     В долгосрочном периоде проявляется  принцип нейтральности денег, означающий, что изменение предложения денег не оказывает влияния на реальные показатели (величина реального выпуска не изменилась и осталась на уровне Y*) (рис. 2. (б)).

     Уравнение обмена может быть представлено в  темповой записи (для небольших изменений  входящих в него величин):

 

      , 

     где (deltaМ/М х 100%) – темп прироста денежной массы, обычно обозначаемое m, (deltaV/V x 100%) – темп прироста скорости обращения денег, (deltaP/P x 100%) – темп прироста уровня цен, т.е. темп инфляции pi, (deltaY/Y x 100%) – темп прироста реального ВВП, обозначаемого g.

     Поскольку предполагается, что скорость обращения  денег практически не меняется, то перегруппировав уравнение, получим: pi = m – g, т.е. темп инфляции равен разнице в темпах прироста денежной массы и реального выпуска. Отсюда можно сделать вывод, который носит название «монетарного правила»: чтобы уровень цен в экономике был стабилен, правительство должно поддерживать темп прироста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП.

     Возникает вопрос: почему же правительства (особенно в развивающихся странах и  в странах с переходной экономикой) увеличивают предложение денег, представляя себе негативные последствия  этого процесса? Дело в том, что  эмиссия денег проводится в целях  финансирования дефицита государственного бюджета, что и является объяснением  увеличения темпов роста денежной массы  и основной причиной высокой инфляции в развивающихся странах и  странах с переходной экономикой.

     Если  инфляция вызвана сокращением совокупного  предложения (что происходит в результате увеличения издержек), то такой тип  инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет  к уже известной нам ситуации стагфляции – одновременному спаду производства и росту уровня цен (рис. 3.) 

 

     

     Рисунок 3. Инфляция предложения (издержек) 

     В результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль (рис. 4.). Предположим, что центральный банк увеличил предложение денег, что ведет к росту рост совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В результате уровень цен увеличивается с Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход / уровень цен, поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2. Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся (W2/P3 < W2/P2). 

     

     Рисунок 1. Инфляционная спираль

 

      Рабочие снова начнут требовать  повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают  потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного  спроса сдвигается вправо до AD3, уровень  цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного  предложения сдвигается влево-вверх  до SRAS3, что обусловливает еще  больший рост уровня цен до Р5. Падение  реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать  повышения заработной платы и  все повторяется снова. Движение идут по спирали, каждый виток которой  соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции (из т. А в т.В, затем в т.С, далее в т.D, потом в т.F и т.д.). Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали «заработная плата – цены». Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен. 

     
    1. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
 

     Предприятия и население разными способами  пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование – функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из: а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ – монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментария регулирования инфляции; б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции; в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования; г) выделения конкретных (специальных) методов регулирования инфляции.

     Основные  положения монетаристской концепции  регулирования инфляции можно свести к следующему. Денежное обращение  – главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно должно быть устойчиво и жестко контролироваться. Инфляция – нарушение нормального денежного обращения, а значит, она недопустима (должна быть минимальной). Государству необходимо предпринимать все меры для достижения этой задачи. Следует неукоснительно придерживаться принципа «здоровых финансов», т.е. баланса бюджетных расходов и доходов, недопущение (предельное ограничение) дефицита бюджета и сокращение до минимума государственного долга. Принцип «здоровых финансов» был сформулирован Т. Джеф-ферсоном: «Бюджетный дефицит и государственный долг недопустимы; богатство, которым владеет общество в настоящее время, принадлежит поколению, которое живет в настоящее время».

     Государственные доходы сокращаются вследствие снижения общего уровня налогообложения (для  стимулирования бизнеса) при одновременной  отмене налоговых льгот (для создания фирмам равных конкурентных усло-ний). Соответственно сокращению доходов  государства должны уменьшаться  его расходы. Социальные затраты  предполагаются минимальными, ибо чрезмерные социальные выплаты, пособия, гарантии развращают, подрывают стимулы к  труду. В ограниченных государственных  инвестициях необходим переход  от экстенсивного типа (более или  менее равномерное распределение  их по отраслям и видам деятельности) к интенсивному (акцент на поддержку  науки, высоких технологий, обеспечение  перехода к инновационной модели экономического роста). Главные инструменты  воздействия на экономику – объем и структура денежной массы, валютный курс национальной денежной единицы, процентные ставки, таможенные тарифы.

     М. Фридмен выработал (для условий США 1970-х гг.) так называемое «монетарное правило», согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3–5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.

     Таков монетаристский метод регулирования  инфляции и границы достижения безинфляционного (в идеале) развития американской экономики. При реализации монетаристской политики антиинфляционного регулирования  обостряется противоречие между  поощрением экономической эффективности  и ущемлением социальной справедливости.

     Важнейший принципиальный подход кейнсианской школы  – сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса. Последнее – стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), при том что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.

     Неокейнсианская концепция «циклического балансирования бюджета» исходит из того, что бюджет должен балансировать экономику. На фазе кризиса, депрессии эмиссионное финансирование государственных расходов со – действует росту занятости и совокупного спроса. Предполагается, что на фазе подъема накапливаются средства для покрытия предшествующего дефицита. В связи с этим вводится понятие «пассивного дефицита», который образуется из-за отрицательного влияния экономического кризиса (снижение производства и занятости приводит к уменьшению бюджетных доходов), и «активного дефицита», возникающего в ходе проведения расходной бюджетной политики, базирующейся на росте денежной массы. Баланс расходов и доходов государства сводится не ежегодно, а на протяжении нескольких лет цикла деловой активности.

     Итак, кейнсианский метод регулирования  инфляции предполагает ее удержание  в умеренных границах. Логика этого  метода порождала специфическое  противоречие. С одной стороны, бюджетные  расходы, государственный спрос, дефицитность бюджета, увеличение государственного долга и затрат на его обслуживание поощряли рост цен, инфляцию, с другой – достаточно жесткое ограничение инфляции (точнее, на практике его попытки) в конечном счете сдерживало экономический рост.

     Общий методологический подход к регулированию  инфляции в современной России можно  сформулировать следующим образом. Вариант дефляции отвергается, поскольку  последняя приводит к экономическому спаду. Нулевая инфляция (как граница  регулирования с позиций монетаризма) для российской экономики также  неприемлема, да и недостижима практически. При проведении регулирования инфляции в России следует учесть, что на первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируется наращивание  производства и продаж, снижение безработицы (в соответствии с кривой Филлипса) и в итоге – установление равновесия. Поэтому в определенных границах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит ускоренный рост цен. Затем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и дальнейшее обострение инфляции.

     Поэтому регулирование инфляции в Российской Федерации должно предусматривать не полное ее снятие, но сокращение и поддержание в рамках ползучей. (Согласно одному из исследований экспертов МВФ максимальный экономический рост в промышленно развитых странах достигается в настоящее время при инфляции 8% в год.) Правомерно считать, что границей регулирования инфляции в России является темп до 10% в год.

     Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляционных факторов.

     Денежная  политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. «Монетарное правило» М. Фридмена (ежегодный прирост денежной массы на 3–5%) ни в коей мере не соответвует современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5% (экономический рост в 2000 г. составил 8,3%, в 2001 г. – 5,2%). Во-вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80–120% ВВП (коэффициент монетизации), то в Российской Федерации – менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным.

Информация о работе Инфляция