Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 06:00, курсовая работа

Описание работы

Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 114.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Инфляция является очень  сложным социально-экономическим  явлением. Как экономическое явление  инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых  неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Современной инфляции действительно  присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный  характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; и если раньше она охватывала больший  и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас — хронический и стала постоянным фактором воспроизводственного процесса.

Явление инфляции присуще  в той или иной степени любой  рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно  развитых стран. 
Процесс инфляции отличается упорством, способностью к опасному расширенному самовоспроизводству и неприятными социально-экономическими последствиями, связанными с перераспределением богатства и дохода нации. 
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход  на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение. Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.  Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.  
Так же мне хотелось сказать, что проблема инфляции является наиболее актуальной на сегодняшний день. Поэтому я выбрала данную тему.  
Цель моей работы заключается в измерении сущности инфляции, ее причин и видов, рассмотрении проблемы измерения инфляции, последствий инфляции и методов борьбы с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ

 

    1. Понятие инфляции

 
 Инфляция (лат. Inflation – вздутие) означает переполнение сферы обращения денежными  знаками сверх действительной потребности  национального хозяйства. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным  валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

Инфляцию можно определить как непрерывный общий рост цен. И в этом случае ключевыми словами при ее определении будут следующие: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно; и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынки и это характерно для экономики в целом.

Однако не всякое повышение  цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

Существует и несколько  иной взгляд на природу инфляции, что  вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как  считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точки зрения, П. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.

Бесспорно одно: падение  покупательной способности денег  и повышение цен теснейшим  образом взаимосвязаны. Инфляция –  это снижение покупательной силы денег и, можно сказать, это повышение  денежных цен на блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Причины инфляции

 

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы  – спрос на товары и услуги превышает  размеры товарооборота, что создает  условия для того, чтобы производители  и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы);чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.

Повышение цен и появление  излишнего количества денег –  это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение  пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В  мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции: 
• государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства. 
• профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы. 
• монополизм крупнейших фирм на определение цен собственных издержек. 
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Как и большинство  других явлений, характерных для  рыночной экономики, инфляция не может  быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.

Научный подход к проблемам  инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.

Инфляция, способствуя  повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в  тормоз, усиливая социально-экономическую  неустойчивость в стране. 
В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки. 
Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер. 
Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией покупателей (инфляцией спроса) и инфляцией продавцов (инфляцией издержек). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна — со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая — со стороны предложения (рост производственных издержек). 
Что такое инфляция спроса? Это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Этот феномен иногда можно охарактеризовать таким образом: слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны была характерна для 70—80-х гг. 
В условиях рыночной экономики рост цен создает возможности для прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно, дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.

Другой вид инфляции — инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.)

Совокупный спрос на рынке не стал избыточным, но предложение  товаров сокращается под влиянием роста издержек производства. В свою очередь, это ведет к повышению цен, затем — к новому витку инфляции. В данном случае не спрос, а издержки (и сокращение выпуска и предложения) служат толчком к инфляции. 
В реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. Но важно учитывать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен. 
В России в результате либерализации цен спрос населения на потребительские товары уменьшился; все более важную роль стала играть инфляция издержек (возросли цены на сырье, топливо, комплектующие). Инфляционный спрос поддерживается ростом доходов отдельных групп населения.

В условиях сдержанной инфляции (что типично для большинства  индустриально развитых стран Запада) инфляция издержек способна к своеобразному  саморегулированию. Если растут расходы, повышаются цены, то производство и предложение товаров постепенно сокращаются, что в конечном счете может привести к некоторому сдерживанию роста издержек. Вообще для западных стран характерны сравнительно невысокие темпы инфляции. После некоторого повышения темпов инфляционного роста цен во второй половине 70-х — начале 80-х гг., когда они в ряде стран достигли двузначной цифры, произошло их снижение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Виды инфляции

 

С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную»  инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это  скрытая инфляция, присущая экономике  с командно-административным контролем  над ценами и доходами. Жесткий  контроль над ценами не позволяет  открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная  инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.

В результате подавленной  инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного  процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при  подавленной инфляции только часть  денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции: 
1) Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%. 
2) Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и большими цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии. 
3) Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

Информация о работе Инфляция