Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:37, курсовая работа
В последнее время, а если точнее – с конца 90-го года, понятие «инфляция» буквальным образом ворвалось в нашу жизнь. Совсем мало времени прошло с тех пор, когда в нашей стране официальной наукой и пропагандой отрицалась сама возможность инфляции при социализме. А инфляция по существу была, хотя в большей мере в скрытой форме. Деньги утрачивали свою значимость даже при стабильных ценах из-за хронического дефицита товаров.
Введение
1 Теоретические основы возникновения инфляции
1. Понятие и сущность инфляции
2. Анализ основных причин и предпосылок возникновения инфляции
3. Характеристика основных форм и видов инфляции
4. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
2 Анализ инфляционных процессов для стран с развивающейся экономикой на примере Российской Федерации
2.1 Причины инфляции и роста цен в России
2.2 Инфляция и риски для кредитоспособности стран с развивающейся экономикой
2.3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России
Заключение
Список литературы
Приложение 1 Показатели инфляции в России в 2000–2009 гг.
Приложение 2 Динамика темпа инфляции в 2000–2006 гг.
Приложение 3 Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в %, за годовой период)
Приложение 4 Денежная база, денежная масса и валютные резервы
Приложение 5 Темпы роста денежной базы в широком определении и денежной массы М2 и уровень снижения инфляции
Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции. Между тем в 2001 г. при российской инфляции в 18,6% валютный курс рубля упал лишь на 8,9%.
Этот разрыв, с одной стороны, можно считать одной из причин названных темпов инфляции, поскольку он стимулировал покупку иностранной валюты Банком России, субъектами хозяйствования, населением и требовал соответствующей эмиссии платежных средств; далее – повышал спрос на импортные товары, что вело к росту их цен и повышению общего уровня цен. С другой стороны, он сформировал мотивацию к росту инфляции на будущее. Неблагоприятная ситуация сложилась в январе 2002 г. При темпе роста инфляции, как уже отмечалось, 3,1% официальный курс доллара к российскому рублю вырос на 1,8%.
Кредитная политика – комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача – установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.
Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.
Ценовая политика – прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. (Например, в ЕС в рамках сельскохозяйственной политики устанавливаются государственные минимальные закупочные цены, имеющие своей целью поддержку фермерских хозяйств.) Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.
Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума, определяемого только самыми насущными общественными потребностями) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте – преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.
Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми, средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.
Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в своей протекционистской функции обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы.
В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики – при большом удельном весе импортных факторов производства).
В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции – преодоление галопирующей инфляции – ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции – денежной реформе в форме нулификации, деноминации, т.е. аннулирования старой и введения новой валюты. Например, во Франции денежная масса за 1945–1955 гг. возросла более чем на 2 трлн. франков. В 1960 г. правительство было вынуждено провести деноминацию: 100 «старых» франков были приравнены к 1 «новому» франку.
В Российской Федерации деноминация была проведена с 1 января 1998 г. Нарицательная стоимость рубля была уменьшена в 1000 раз. Целями деноминации были заявлены: а) укрепление российской национальной валюты; б) стимулирование притока капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций; в) полное погашение инфляционных ожиданий в экономике; г) совершенствование денежного обращения в стране; д) упрощение учета и расчетов в хозяйстве. Последующие события (девальвация рубля в августе 1998 г.) и достаточно высокие показатели уровня инфляции в 1998–2001 гг. наглядно продемонстрировали, что эти цели не были реализованы.
Учет
форм инфляции при ее регулировании
означает необходимость системности
и комплексности в
Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег.
Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна– с отменой фиксации цены вновь растут.
Здесь уместно провести аналогию. Как показания термометра («жар») свидетельствуют о заболевании человека, так и проявления инфляции лишь свидетельство неблагоприятного состояния денежного обращения, экономики, финансов, кредита, социально-политической сферы. С помощью антибиотиков можно достаточно быстро «сбить» температуру, но болезнь еще будет продолжаться. Так и фиксация заработной платы – лишь иллюзорное устранение проявлений инфляции, но не преодоление ее причин.
Политика «дорогих денег» – это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы («сжатие» денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). Такая политика достаточно действенна в том смысле, что происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты (поэтому их не получают), останавливают производство и подводятся к банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Через определенное время вместо старых обанкротившихся предприятий возникают новые конкурентоспособные структуры.
При действенности этого метода регулирования инфляции он вызывает экономический спад (по меньшей мере стагнацию, замедление экономического роста), увеличение безработицы, падение жизненного уровня. Данный метод регулирования инфляции порождает противоречие между результатом и его «ценой». Нормализация денежного обращения достигается за счет ухудшения положения дел в экономической и социальной сферах.
Продолжая ранее приведенную аналогию, можно сказать, что «лечение» инфляции через проведение политики «дорогих денег» столь болезненно для пациента (социально-экономического организма), что угрожает его жизни, хотя в конечном счете исцеляет его от данного заболевания.
Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения). Методологическая основа данного способа регулирования инфляции – неоклассическая теория «экономики предложения».
Политика
замедления скорости
обращения денег.
Рост денежной массы не ведет к инфляции,
если он сочетается с замедлением скорости
оборота денег, которое, в свою очередь,
происходит при инвестициях и реальный
сектор экономики. В 1930-е гг. США выходили
из Великой депрессии путем инвестиций
в дорожное строительство и в развитие
отдельных регионов, т.е. путем замедления
оборота денег. Этот метод регулирования
инфляции был эффективно использован
в послевоенной Западной Европе, в Японии
и в других странах. Для России проблема
также заключается не
в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии,
а в использовании остро необходимых кредитных
средств для увеличения капитальных вложений
в подъем экономики, а также для кредитования
оборотных средств.
2. Анализ инфляционных
процессов для стран
с развивающейся экономикой
на примере Российской
Федерации
В настоящее время инфляция – одна из самых острых тем не только в России, но и за рубежом. Но в то время как мировое сообщество переживает спад инфляции, в России этот показатель до сих пор составляет двузначное число. Более того, прогнозы по инфляции на конец года сильно различаются, что затрудняет экономическое планирование.
В развитых странах, остро страдающих от финансового кризиса, единственной отрадой для потребителей в текущей ситуации стало снижение темпов роста цен, а местами и дефляция (снижение цен).
Так, согласно недавним заявлениям руководителя Европейского Центробанка Жан-Клода Трише, инфляционное давление в еврозоне падает, а к середине текущего года может быть зафиксировано снижение потребительских цен. В марте этого года инфляция в еврозоне уже замедлилась до 0.6% в годовом исчислении. Это самое низкое значение инфляции за все время существования евро. В феврале уровень инфляции в еврозоне составлял 1.2%.
У виновника кризиса – США – инфляция также резко замедлилась. Потребительские цены в США с января 2008 по январь 2009 вообще не изменились.
Дефляция, конечно, явление весьма опасное. Она снижает прибыли и усложняет выплату долгов. Нашей стране дефляция не грозит. В России даже кризис спроса не привел к существенному снижению темпов роста цен. В 2008 г. инфляция составила 13,3%, а что будет в этом году – предсказать практически невозможно. Существующие прогнозы (как официальные, так и частные) поражают разбросом ожиданий (Прил. 1).
Так, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев высказывается за то, что инфляция в России по итогам года может быть ниже 12%. Несколькими днями ранее помощник президента РФ Аркадий Дворкович озвучил прогноз, что инфляция в России в 2009 г. составит 13–14%.
Примерно такого же мнения придерживается Центробанк. 25 марта ЦБ сообщил, что не будет пересматривать прогноз по инфляции на 2009 г., оставив его на уровне 13%.
Однако некоторые зарубежные институты говорят о значительно меньших цифрах. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в конце марта опубликовала отчет, в котором прогнозировала, что инфляция в этом году в России составит всего 8%, а в 2010 г. вообще упадет до 6%.
В 2009 г. инфляция в России может составить порядка 15–17%, а ожидаемый уровень экономического спада будет равен 2%. Такое заявление сделал аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Феликс Эйгель. По словам эксперта экономика страны начнет восстанавливаться только спустя год: в 2010 г. ВВП должен немного вырасти, после чего экономика войдет в период постепенного восстановления.
Возникает вопрос, что же действительно влияет на инфляцию в России? Аналитик Rye, Man and Gor Securities назвал три версии причин высокой инфляции в России. Согласно первой версии, рост цен вызван ростом тарифов (в том числе на электроэнергию, на газ). По второй версии, ЦБ вообще не контролирует денежную массу. Рублевая масса в стране снизилась лишь потому, что многие «ушли в доллары». С учетом долларов, денежная масса в России не снизилась, а увеличилась. По третьей версии, российская экономика малоконкурентна, компании не заинтересованы в том, чтобы снижать цены.
Академик
РАН Нигматулин Роберт Искандерович
особое внимание уделил разбалансированности
экономики, считая данный фактор существенным
для контроля и снижения инфляции в России:
«У нас, она [инфляция] происходит на фоне
ослабления производительных сил. Я утверждаю,
что у нас падает реальное производство».
По его мнению, основными причинами являются:
несбалансированная экономика, коррупция,
монополизм.
По словам Нигматулина, в 70-е годы существовал
основной метод контроля за экономикой
– межотраслевой баланс, который сейчас
отсутствует. Основная идея сбалансированной
экономики, уверен он, состоит в том, что
зарплаты трудящихся должны соотноситься
с ценами, то есть работающий «должен получать
такую зарплату, чтобы по сбалансированным
ценам оплатить электричество, квартиру,
хлеб, транспорт».