Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа
Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако, инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов. Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.
Введение
I. Теоретические основы инфляции
1.1 Определения инфляции
1.2 Виды инфляции
II. Методология статистического изучения инфляции.
III. Особенности инфляции в РФ в современных условиях
3.1 Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов
3.2 Инфляция в России за 2010-2011 гг
3.2.1 Инфляция в России за 2010 год
2.2.2 Инфляция в России за 2011год
3.3 Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика.
3.4 Прогноз инфляции в РФ на 2013 год.
Список литературы
Приложение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I. Теоретические основы инфляции
1.1 Определения инфляции
1.2 Виды инфляции
II. Методология статистического изучения инфляции.
III. Особенности инфляции в РФ в современных условиях
3.1 Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов
3.2 Инфляция в России за 2010-2011 гг
3.2.1 Инфляция в России за 2010 год
2.2.2 Инфляция в России за 2011год
3.3 Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика.
3.4 Прогноз инфляции в РФ на 2013 год.
Инфляция в России в 2013 году может составить 5,5%.
Список литературы
Приложение
Инфляция - сложное явление, характерное для стран с рыночной экономикой.
Актуальна проблема и сейчас, так как такое явление как инфляция сопровождает экономику, как развитых стран, так и Россию.
Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако, инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов. Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.
Инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения требует больших сил и материальных затрат.
Таким образом, инфляция является одним из самых важных вопросов в современно экономике, с успешным решением, которого напрямую связано процветание и одного государства, и всего мира в целом. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. Поэтому проблема инфляции не теряет своей актуальности, что и определило выбор темы.
Объект исследования. В качестве объекта статистического исследования рассматривались инфляционные процессы, протекающие в экономике Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметом исследования работы является качественно-количественная характеристика и статистический анализ закономерностей и факторов инфляционных процессов, происходящих в российской экономике.
Цель работы - изучить особенности инфляционных процессов в современной России.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение «инфляция»;
- рассмотреть виды инфляции;
- рассмотреть причины возниrновения инфляции;
- рассмотреть особенности инфляции в РФ в современный период;
- выяснить появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов;
- выяснить уровень и особенности инфляции в 2010-начале 2011гг;
- дать прогноз уровня инфляции в России.
В ходе написания курсовой были использованы методы исследования: метод анализа экономической литературы по проблеме инфляции в современной России, методы экономического анализа, синтеза, метод сравнения.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Есть и другие определения инфляции:
Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.
Другие считают, что инфляция – это рост цен, вызванный переполнением денег, сфер обращения бумажными деньгами сверх их нормальных потребностей.[1]
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Инфляция – это социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства.
Инфляция – это превышение количества денежных единиц в обращении над суммой товарных цен.
Инфляция - есть многофакторное явление, обусловленное действием ряда причин, ведущих к росту диспропорций общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.
Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонны колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.
Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Классификация видов инфляции происходит по различным основаниям.
1) В зависимости от экономической системы государства выделяют:
а) открытая инфляция – в рыночной экономике. В условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен.
б) скрытая (подавленная) инфляция – характерна для экономики с регулируемыми ценами и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Развивается вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен рыночного равновесия.
2) В зависимости от темпов развития выделяют:
а) умеренная (ползучая) инфляция – темпы до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах.
б) галопирующая инфляция – ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться.
в) гиперинфляция – в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше сто процентов в год. Для стран с неустойчивой экономикой этот критерий значительно выше. Рабочий показатель гиперинфляции для многих экономистов – тысяча процентов в год.
3) В зависимости от соотношения роста цен по различным товарным группам:
а) сбалансированная инфляция – цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами.
б) несбалансированная инфляция – цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. В одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться.
4) В зависимости от степени ожидаемости выделяют:
а) непредвиденная инфляция – доходы произвольно перераспределяются за счет получателей фиксированного дохода, кредиторов и владельцев сбережений.
б) ожидаемая инфляция – лица и фирмы могут принять меры, чтобы уменьшить или полностью исключить ее негативные последствия.
Основными методами измерения уровня инфляции являются индексные методы, основанные на расчете количественных оценок изменения цен. Поэтому, по нашему мнению, методология статистического анализа цен имеет важное значение для понимания адекватности оценок инфляции, базирующихся на ценовых факторах.
Статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей. Система показателей статистики цен включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур. К ним относятся следующие блоки: уровень цен (индивидуальный, средний, обобщающий), структура цены (себестоимость, наценки, скидки, налоги), соотношение цен (коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров), вариация цен (показатели вариации цен в пространстве и времени), динамика цен (показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров), соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям (показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен), эластичность (показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости одних цен от других) и др. Показатели подразделяют на субпоказатели. Например, для показателя среднего уровня цен применяются такие субпоказатели как средняя цена на дату и за период: по товарной группе; по территории (городу и селу); по субрынкам; по группам покупателей. Для показателя обобщающего уровня цен - стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу и др.
Показатели взаимного влияния цен и качества товара находятся в стадии научной разработки и, по этой причине, применяются на практике редко.
Главной целью наблюдения за уровнем цен и тарифов на потребительском рынке является сбор информации для расчета индекса потребительских цен как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе республик, краев, областей, автономных округов (всего 89 территорий).
В условиях федеративного устройства России наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится на территории всех субъектов Российской Федерации.
Ценовая информация собирается во всех столицах республик (в составе Российской Федерации), краев, областей, автономных округов и выборочно — в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами — всего 350 городов.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
— данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
— данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.
Замедление темпов инфляции позволило после четырехлетнего сбора информации о ценах в еженедельном режиме осуществить переход на ежемесячную регистрацию цен. Этот переход сопровождался расширением набора товаров (услуг) — представителей с 280 до 382. Такое расширение набора явилось объективной необходимостью, связанной с тем, что в условиях замедления роста цен требовалось более точно и качественно отслеживать их изменение. начиная с 1997 г. в набор из 382 позиций входят 100 продовольственных товаров, 201 наименование непродовольственных товаров, 81 позиция по платным услугам населению.
Органами государственной статистики (наряду с ежемесячной регистрацией цен по полному перечню товаров и услуг) проводится еженедельная регистрация цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора, и производится расчет его контрольной стоимости (всего 37 наименований). Кроме того, в еженедельном режиме рассчитывается стоимость набора из 25 важнейших продуктов питания (вместо набора из 19 продуктов) и собирается информация о ценах на алкогольную продукцию.
Наблюдение за ценами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:
— отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
— отбор товаров и услуг – представителей;
— регистрация цен и тарифов;
— формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;
— расчет индекса потребительских цен;
— расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
— определение стоимости и изменения стоимости набора из 25 основных продуктов питания, входящих в прожиточный минимум (взамен рассчитываемого до 1997 г. набора из 19 важнейших продовольственных товаров);
— расчет контрольной стоимости необходимого социального набора (37 наименований).[2]
Для регистрации цен отбираются в каждом городе крупные, средние и мелкие предприятия торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем чтобы в наблюдение попали предприятия с различными условиями торговли (обслуживания).