Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:29, практическая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Поддержание уровня полной занятости без инфляции --- цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция --- сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия
среди экономистов

Содержание

Введение 3
1. Сущность, причины, виды и последствия инфляции. 4
2. Эволюция теорий инфляции. 17
3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь. 25
Заключение 32
Литература 33
Приложение 1 34

Работа содержит 1 файл

инфляция.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

ПЛАН 

 

 Введение 3

1. Сущность, причины, виды  и последствия инфляции. 4

2. Эволюция теорий инфляции. 17

3. Антиинфляционная политика  в Республике Беларусь. 25

 Заключение 32

 Литература 33

 Приложение 1 34

 

 

 ВВЕДЕНИЕ.

 

 Как экономическое  явление инфляция существует  уже длительное время. Считается,  что она появилась чуть ли  не с возникновением денег,  с функционированием которых  неразрывно связана. 

 Термин инфляция (от  латинского inflatio - вздутие) впервые  стал употребляться в Северной  Америке в период гражданской  войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс  разбухания бумажно-денежного обращения.  В XIX в. этот термин употреблялся  также в Англии и Франции.  Широкое распространение в экономической  литературе понятие инфляции  получило в XX веке после первой  мировой войны, а в советской  экономической литературе - с середины 20-х годов. 

 Инфляция представляет  собой одну из наиболее острых  проблем современного развития  экономики во многих странах  мира. Поддержание уров-

 ня полной занятости  без инфляции --- цель государственного  регулирования рыночной экономики.  Однако инфляция --- сложный и по-разному  проявляю-

 щийся социально-экономический  феномен, вызывающий споры и  разногласия 

 среди экономистов.  Сущность и происхождение инфляции  далеко не одинаково 

 трактуется представителями  различных экономических школ. Поверхностное 

 представление о причинах  инфляции ведет к неправильным  методам борьбы с 

 этим явлением. Только  досконально изучив причины возникновения  инфляции,

 методы ее регулирования,  можно выработать действенную  политику. Именно поэтому большое  внимание в своей работе я  уделил причинам возникновения  и типам инфляции. Наиболее полно  данные вопросы рассмотрены в  книге “Финансы, денежное обращение  и кредит”. Также при рассмотрении  данных вопросов я использовал  “Курс экономической теории”  под редакцией Чепурина М.Н.  Большие трудности у меня вызывали  теории инфляции, т.к. в различных  источниках давалась их различная  классификация. Так, при рассмотрении  кейнсианской и монетаристской  теории я в основном опирался  на материал, изложенный в учебном  пособии “Ценообразование” под  редакцией И.К. Салимжакова, а  теорией адаптивных и рациональных  ожиданий – на учебное пособие  “Макроэкономика” под редакцией  Н.И. Базылева. При написании работы  широко использовались периодические  издания. 

 

1. Сущность, причины, виды  и последствия инфляции.

 

 Во все времена государства  сталкивались с проблемой сбалансированности  доходов бюджета с постоянно  возрастающими расходами. Проблема  решалась по-разному. Однако существуют  по крайней мере три “праведных”  пути решения этой проблемы, которые  могут быть использованы порознь,  вместе или в любых сочетаниях:

1. Ограничить государственные  расходы; 

2. Увеличить налоги, пошлины,  тарифы или другие поступления  госбюджета;

3. Взять деньги в долг  внутри страны или за рубежом. 

 Экономическая мысль  древнего мира открыла четвертый  “неправедный” путь балансирования  государственных бюджетов: выпуск  в обращение дополнительного  количества денег. Этот четвертый  путь извлечения “нетрудовых”  доходов с различным размахом  используется большинством государств  мира до настоящего времени.  Но этот путь порождает инфляцию.[2, с.115]

 Термин “инфляция”  означает переполнение сферы  обращения избыточной по сравнению  с потребностями товарооборота  массой бумажных денег, их обесценение  и как результат – повышение  цен на товары и услуги, падение  покупательной способности денег.  Следовательно, инфляция – это  обесценение денег, проявляющееся  в форме роста цен на товары  и услуги, не обусловленного повышением  их качества. [10, c.140]

 Можно дать и несколько  иное определение инфляции: это  состояние экономики, когда деньги  перестают в полной мере выполнять  свои функции. 

 Первая функция денег  состоит в том, что они являются  мерой стоимости. При нормальном  развитии экономики цены снижаются,  если снижается стоимость товаров,  т.е. растет производительность  труда. Однако, при инфляции происходит  прямо противоположное: 

 Цены растут, хотя стоимость  товаров может падать. Инфляция  создает видимость общего вздорожания  из-за увеличения затрат на  производство товаров. Между тем  в действительности затраты труда  порой снижаются, а растет только  их денежное выражение. Повышение  цен в данной ситуации становится  дополнительным толчком к развитию  инфляционных процессов. В условиях  рыночного ценообразования инфляция  в первую очередь проявляется  в росте цен и издержек. Инфляционный  рост цен – это повышение  цен, связанное с денежным фактором. Кроме роста цен инфляция имеет  и другие формы проявления. Известны  факты, когда удавалось различными  мерами затормозить рост цен,  а инфляция тем не менее  продолжалась. У покупателей скапливались  излишние деньги. В этих условиях  деньги перестают выполнять в  полном объеме свою вторую  основную функцию – быть средством  обращения, т.е. осуществлять роль  посредника в обращении товаров.  При инфляции деньги по сути  перестают выполнять и третью  основную функцию – средства  накопления. Очевидно, что если деньги  обесцениваются, то и реальное  содержание накоплений тает. Тот,  кто имеет деньги, старается как  можно быстрее превратить их  в товары или обратить в  ценности. “ Бегство” от денег  опять-таки подталкивает инфляцию  и рождает ажиотажный спрос.  Инфляция, как правило, порождает  ослабленную экономику, когда  в стране наблюдается социальная  нестабильность, снижается производительность  труда, уменьшается выпуск товаров  массового спроса. При этом государство,  не имея возможности покрывать  возросшие расходы средствами  от продажи товаров (их мало), а также за счет новых дополнительных  налогов и займов, начинает усиленно  выпускать бумажные деньги и  раздавать их работникам в  виде не заработанной заработной  платы и премий. Все важнейшие  инструменты экономики – деньги, цены, финансы, кредит – приходят  в расстройство и дают искаженное  представление о действительности. Чем выше темпы инфляции, тем  тяжелее болезнь экономики.[11, c.122]

 Все, кто занимается  исследованием инфляции, единодушно  сходятся на том, что это  — "наиболее слож¬ное явление  среди всех механизмов мира  экономики". Не удивительно, что  при выяснении факторов, вызывающих  инфляцию, нет единого мнения, как  нет единства в пони¬мании  и самой сущности инфляции. Для  одних инфляции - это относи¬тельно  изолированное явление, существующее  наряду с другими. Экономические  беды появляются главным образом под воздействием инфляции (беды - следствие, причина - инфляция). Для других инфляционный рост цен - это отражение общего неблагополучия в экономике; бороться надо не с проявлениями кризиса, а с вызвавшими его причинами (инфляция - следствие, при¬чины - неблагополучие в экономике).[3 с.33]

 Соответственно различаются  и подходы к объясне¬нию инфляции, ее конкретных причин. Все они  существенно различаются по странам  и по обстоятель¬ствам их появления.  Например, главными факторами ин-фляционных  процессов в 60-е - 70-е годы  были: в США - война во Вьетнаме; в Великобритании - изношенность  и устарелость промышленного  оборудования, особенно в базовых  отраслях; во Франции — массовая  репатриация французов из Северной  Африки; в Швейцарии - гранди¬озный  бум жилищного строительства  и т.д. 

 Обобщая накопленный  опыт, можно утверждать, что ин¬фляционные  процессы возникают под воздействием  трех основных групп факторов: I) факторы конъюнк¬турного порядка, 2) факторы, обусловленные дисбалансами  хозяйственной структуры, 3) факторы,  связанные со сменой общественного  строя. 

I. Конъюнктурные факторы  инфляции порожда¬ются временной  разбалансированностью сферы производ¬ства  и обращения. Наиболее типичны: 

 а) Нарушение равновесия  между потребительским спросом  и товарным предложением (инфляция  спроса). Подобный дисбаланс может  наступить и со стороны спроса, и из-за сверты¬вания гражданского  производства (пример США в период  вьетнамской войны). Причиной дисбаланса  могут быт также в равной  мере и "перегрев" экономики,  и ее за¬тяжной упадок. Например, инвестиционный бум и вызванная  им конкуренция подстегивает  рост заработной платы и прибылей; это стимулирует производительный  и потре-бительский спрос и  взвинчивание цен на товарных  рын¬ках; за тем вновь рост  цен; и снова повыше¬ние заработной  платы, и прибылей; и снова рост  цен и т.д. ("инфляционная спираль"). В условиях экономиче¬ского спада  источником инфляции служит общественная  необходимость поддержания минимального  уровня зара¬ботной платы, что  в условиях свертывания производства  вызывает относительно избыточный  спрос. 

 б) Увеличение затрат  по выпуску продукции в сфере  производства, несоразмерное с платежеспособно¬стью  предприятий (инфляция издержек). Чаще всего по¬добное явление  происходит вследствие возмущения  на уровне базовых цен, сопровождающегося  удорожанием но всей технологической  цепочке. Гонка цен через какое-то  время порождает обратную вол¬ну - в виде возрастания цен на продукцию, необходимую для возобновления производственного цикла (так назы¬ваемые "инфляционные волны").

 в) Переполнение каналов  денежного обращения денежной  массой, избыточной по сравнению  с потребно¬стями товарооборота  (денежная инфляция). Глав¬ной причиной  является чрезмерная эмиссия  денег государством.

 К ключевым факторам  обесценивания де¬нег можно отнести  также накачку денежного обращения  иностранной валютой, чрезмерная  кредитная эмиссия, мас¬совый  перевод безналичных денег в  наличные, различ¬ные небанковские  источники роста денежной массы  (бартер, дебиторско- кредиторская задолженность  и т.п.). Особо следует отметить  случай резкого снятия ограничен¬ный  на увеличение цен в условиях  монопольного характе¬ра производства. Бурный рост цен и пропорциональное  сокращение покупательной способности  денег поначалу приводят к  денежному дефициту, сковывающему  эконо¬мический оборот. Для преодоления  нехватки денег прави¬тельство  прибегает к денежной эмиссии,  что в свою оче¬редь подстегивает  рост цен, тот - опять денежную  эмис¬сию и т.д. ("порочный крут  инфляции").

II. Структурные хозяйственные  факторы инфля¬ции неотделимы  от функционирования национальной  экономики как таковой: ее организации  и эффектности, производства товаров  и доходов. К разряду подобных  факторов относятся в первую  очередь: а) степень развито¬сти  и сбалансированности первичного, вторичного и тре¬тичного секторов, б) соотношение конкурентных и  некон¬курентных хозяйственных  структур, в) состояние произ¬водительности  в различных отраслях и предприятиях, г) согласованность и соразмерность  товарных и денежных потоков. 

 Влияние структурных  хозяйственных факторов на инфляционные  процессы связано с тем, что  именно эти факторы решающим  образом определяют формирование  цен в обществе. Остановимся на  этом подробнее. 

 А. Нормальное функционирование  хозяйственной системы предполагает  наличие достаточной сбалансиро¬ванности  между секторами по производству  сырых мате¬риалов, по их переработке  и сферы обращения и услуг  (первичный, вторичный и третичный  секторы). Незави¬симо от того, достигается  такая сбалансированность в рамках  национальной экономики или посредством  между¬народного разделения труда,  становление ее происходит в 

 форме закрепления  и увязки относительных цен  на их продукцию. В таких  условиях доходы в каждом секторе  покрывают спрос на товары  и услуги других секторов. Нарушение сбалансированности секторов - падение про-изводства или задержка поставок в одном из них -- ведут к расстыковке относительных цен, росту цен на недоста¬точную продукцию, что в конечном итоге вызывает ин¬фляционную гонку во всем народном хозяйстве (пример с дефицитом нефти и нефтепродуктов).

 Б. Установлено, что  включенность разных пред¬приятий  в рыночную конкуренцию различная.  Одно дело-блок мелких и средних  предпринимательских структур. Эти  предприятия в своей активности  всецело зависят от состояния  рынка, изменений в спросе. У  них нет прямой власти над  ценами: повышать свои цены они  могут только при возрастании  спроса. Другое дело - сектор крупных  и крупнейших предприятий. Обеспечивая  выпуск основной массы товарной  продукции, эти предприятия сами  опреде-ляют состояние рынка и  уровень спроса. Цены на свои  товары они устанавливают, соответственно, не под дав¬лением рыночных  цен, а с учетом своих реальных  затрат - стоимости используемых  факторов производства, вклю¬чая  стоимость капитала и рабочей  силы (так называемая "административные  цены"). Поскольку же производствен¬ные  затраты в подобной товарной  конкуренции (не цено¬вой) возрастают, цены предприятий-монополистов также  имеют тенденцию к повышению. 

 По Дж.Гэлбрайту, крупные  предприятия (государственные либо  частно-монополистические) - это инфляционистские  структуры. В направлении повышения  цен действуют и избыточные  производственные мощности (утяжеление  доли основного капитала в  себестоимости), и избыточная рабочая  сила (окостенение производственного  аппарата), и широкое привлечение  заемного капи¬тала даже под  высокие проценты (рост затрат  на единицу] продукции). "Административные" цены растут и тогда, когда  спрос увеличивается (задействуются  излишние мощности), и тогда, когда  они должны были бы падать (снижение  себестоимости продукции в результате  технического прогресса, роста  производительности или экономии  на крупносерийности) - прогресс  в производстве замыка¬ется в  стенах предприятия. 

 Поскольку крупные  предприятия выступают лиде¬рами  на своих рынках, их цены, естественно,  приобрета¬ют значение рыночных  и становятся обязательными также  для мелких и средних предприятий.  Возникает общая тен¬денция к  инфляционному движению цен. 

Информация о работе Инфляция