Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.
Введение
Современное рыночное хозяйство,
при всем многообразии его моделей,
известных в мировой практике,
характеризуется тем, что представляет
собой смешанную экономику, где
инструменты рыночного
В мире нет ни одного государства,
которое в те или иные периоды
своей истории не сталкивалось бы
с проблемой растущей задолженности.
Сегодня значительный государственный
долг имеют такие высокоразвитые
страны, как США, Япония, Канада, Германия,
Великобритания. При этом основная
его часть - это задолженность, возникшая
в последние два-три
1) с помощью государственной
задолженности удается
2) как источник мобилизации
дополнительных ресурсов и
3) финансирование дополнительных
государственных расходов
4) стратегия управления
государственным долгом и
Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.
Целью данной курсовой работы является изучить государственный долг в финансовой системе государства и определить его роль в бюджетном процессе, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Задачей данного исследования является определение экономических границ использования государственного долга, характер воздействия на развитие экономики. Также рассмотреть способы и методы управления государственным долгом, определить проблемы и пути решения управления государственным долгом на примере Республики Беларусь.
Объектом и предметом исследования является государственный долг как финансовая категория и управление государственным долгом.
В качестве источников для
написания настоящей работы использованы
материалы учебных пособий, периодических
изданий отечественных и российских авторов,
нормативно-законодательные акты, регламентирующие
отношения в данной сфере, и данные официального
сайта Минфина в Интернет.
1. Государственный долг в системе экономических отношений
1.1 Государственный долг: понятие, сущность, основы возникновения.
Современное рыночное хозяйство
представляет собой смешанную экономику,
где инструменты рыночного
Необходимо отметить, что
бюджет состоит из расходов и доходов.
Когда расходы государства
Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом экономического регулирования, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее – на экономику в целом.
Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования проблемы бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.
И решение этих проблем является первоочередным для экономистов всех стран. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: что тема данного исследования чрезмерно актуальна на современном этапе развития экономик различных стран.
И вследствие этого, государственные заимствования приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.
Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [1, c. 58]
В соответствии с законодательством государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате. [2, с.17]
Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде:
Дефицит Бюджета |
Дефицитное Финансирование |
Государственный Долг | ||
|
||||
|
||||
обслуживание государственного долга | ||||
|
||||
Рисунок 1- Формирование государственного долга [3, с.146]
|
|
Основной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:
- во-первых, осуществление
крупных государственных
- во-вторых, бюджетный дефицит
может быть обусловлен спадом
экономики. Сокращение объема
производства и доходов ведет
к уменьшению налоговых
- в-третьих, превышение
расходов над доходами может
быть вызвано милитаризацией
экономики, войнами,
- в-четвертых, резкое
увеличение государственных
- в-пятых, расширение
трансфертных платежей, введение
налоговых льгот и принятие
других популярных мер в
Что касается государственного
долга то, одной из причин, порождающих
его, являются спады в производстве.
В период падения деловой активности
автоматически срабатывают
И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).
Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.
♦ внешний государственный долг – общая сумма основного долга по внешним государственным займам на определённый момент времени;
Государственный долг подразделяется
также на краткосрочный (до одного года),
среднесрочный (от одного года до пяти
лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет).
Наиболее тяжелыми являются краткосрочные
долги. По ним вскоре приходится выплачивать
основную сумму с высокими процентами.
Такую задолженность можно
Итак, государственные заимствования приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.
Таким образом, основной причиной и источником формирования государственного долга является наличие дефицита государственного бюджета, который в свою очередь погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.
1.2 Экономические
границы использования
Правительства развивающихся стран и стран с переходной экономикой имеют несколько источников внешнего финансирования.
1)Субсидии – наиболее
выгодный источник
Информация о работе Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва