Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.

Работа содержит 1 файл

курсовая(черновик).docx

— 240.11 Кб (Скачать)

 

 

Введение

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где  инструменты рыночного механизма  дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре  и возможности регулирования. Одним  из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной  собственности) являются правительственные  займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или  дефицитное финансирование).

В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный  долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая  в последние два-три десятилетия  и связанная с проведением  долгосрочной дефицитной бюджетной  политики. Популярность использования  методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися  подчас диаметрально противоположных  взглядов на роль государства в экономическом  процессе, объясняется прежде всего  тем, что:

1) с помощью государственной  задолженности удается ослабить  постоянные противоречия между  величиной необходимых потребностей  общества и возможностями государства  по их удовлетворению за счет  бюджетных средств;

2) как источник мобилизации  дополнительных ресурсов и увеличения  финансовых возможностей, государственный  долг может являться важным  фактором ускорения темпов социально-экономического  развития страны;

3) финансирование дополнительных  государственных расходов посредством  государственного долга связано  обычно с меньшими негативными  последствиями как для функционирования  экономики (например, по сравнению  с практикой использования эмиссионных  источников), так и для правящей  политической элиты (позволяя  избежать или отсрочить повышение  налоговых ставок);

 

 

 

4) стратегия управления  государственным долгом и адекватная  ей стратегия в области финансирования  дефицита госбюджета выступают  главными элементами, балансирующими  всю схему бюджетной политики  в целом.

 Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

 Целью данной курсовой работы является изучить государственный долг в финансовой системе государства и определить его роль в бюджетном процессе, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.

Задачей данного исследования является определение экономических  границ использования государственного долга, характер воздействия на развитие экономики. Также рассмотреть способы  и методы управления государственным  долгом, определить проблемы и пути решения управления государственным  долгом на примере Республики Беларусь.

Объектом и предметом  исследования является государственный  долг как финансовая категория и  управление государственным долгом.

В качестве источников для  написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий, периодических изданий отечественных и российских авторов, нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернет. 

1. Государственный  долг в системе экономических  отношений

1.1 Государственный долг: понятие, сущность, основы возникновения.

Современное рыночное хозяйство  представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма  дополняются государственным регулированием, основой которого является бюджет. При всем этом особое значение приобретает  финансирование государственной деятельности. Одним из многих таких источников являются правительственные займы  и финансирование за счет государственного долга.

Необходимо отметить, что  бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы государства превосходят  доходы за отчетный год, государство  сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды  времени суммы бюджетных дефицитов  образуют государственной долг, который  может быть как внутренним, так  и внешним. Причинами государственной  долга могут служить войны  и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путем: налогов, дополнительной эмиссией денег  или выпуском и реализации государственных  обязательств.

Система государственного долга позволяет государству  получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом экономического регулирования, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее – на экономику  в целом.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного  сотрудничества государств, существования  проблемы бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования  перемещается в центр экономических  проблем современности.

И решение этих проблем  является первоочередным для экономистов  всех стран. Исходя из  выше сказанного, можно сделать вывод: что тема данного исследования чрезмерно  актуальна на современном этапе  развития экономик различных стран.

И вследствие этого, государственные заимствования приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.

Государственный долг-это  сумма  задолженности страны своим  или иностранным юридическим  и  физическим  лицам, правительствам  других  стран. Он  состоит из общей  накопленной суммы бюджетных  дефицитов (за  вычетом бюджетных  излишков) и  суммы финансовых  обязательств  иностранным  кредиторам (за  вычетом  той  части,  которая пошла на  покрытие  бюджетного  дефицита) на  определенную  дату. [1, c. 58]

В соответствии с законодательством  государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних  и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным  гарантиям, предоставленным Республикой  Беларусь и предъявленным к оплате. [2, с.17]

Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде: 

Дефицит

Бюджета

 

Дефицитное

Финансирование

 

Государственный

Долг

       

       
       

обслуживание государственного долга

     
         

Рисунок 1- Формирование государственного долга [3, с.146]

      

 
       

 

 

     

 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной возникновения  государственного долга является бюджетный  дефицит, который представляет собой  сумму превышения расходов из бюджета  над его доходами. Причинами его  возникновения могут быть:

- во-первых, осуществление  крупных государственных программ  развития экономики. Например, ее  структурной перестройкой. В этом  случае появление дефицита может  быть оправдано, так как значительные  государственные расходы будут  способствовать в будущем подъему  экономики и росту доходов  бюджета;

- во-вторых, бюджетный дефицит  может быть обусловлен спадом  экономики. Сокращение объема  производства и доходов ведет  к уменьшению налоговых поступлений  в казну, что при фиксированных  расходах государства неизбежно  ведет к дефициту;

- в-третьих, превышение  расходов над доходами может  быть вызвано милитаризацией  экономики, войнами, стихийными  бедствиями и другими чрезвычайными  обстоятельствами;

- в-четвертых, резкое  увеличение государственных расходов  в связи с ростом уровня  инфляции сверх предусмотренной  величины (доходы государственного  бюджета обесцениваются, а расходы  растут, так как необходимые товары  и услуги правительство вынуждено  приобретать по более высоким  ценам);

- в-пятых, расширение  трансфертных платежей, введение  налоговых льгот и принятие  других популярных мер в определенные  периоды жизни государства (например, в предвыборные годы и т.п.).

Что касается государственного долга то, одной из причин, порождающих  его, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления  сокращаются и вызывают бюджетный  дефицит. Попытки уменьшить его  путем продажи государственных  ценных бумаг и государственных  кредитов создают и увеличивают  государственный долг. Другой причиной образования государственного долга  является милитаризация экономики  и войны. В этот период для экономики  характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку  военный сектор является непроизводственным сектором, который в основном потребляет, правительство изыскивает средства для его финансирования.

И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  и внешнего займов (неслучайно они  называются долговыми способами  покрытия бюджетного дефицита).

 

 

Соответственно различают  два вида государственного долга: внутренний и внешний.

  • внутренний государственный долг – представляет собой общую сумму основного долга по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года;

  ♦ внешний государственный  долг – общая сумма основного долга по внешним государственным займам на определённый момент времени;

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные  долги. По ним вскоре приходится выплачивать  основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов  на проценты. Государственные органы стараются объединить краткосрочную  и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату  основной суммы и ограничиваясь  ежегодной выплатой процентов. [4, c.71]

Итак, государственные заимствования  приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и  поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных  деятелей.

Таким образом, основной причиной и источником формирования государственного долга является наличие дефицита государственного бюджета, который в свою очередь погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Экономические  границы использования государственного  долга в макроэкономике

Правительства развивающихся  стран и стран с переходной экономикой имеют несколько источников внешнего финансирования.

1)Субсидии – наиболее  выгодный источник финансирования, представляющий собой инвестиции  государственных доходов из бюджетов  других стран, которые поступают  либо непосредственно в развивающуюся  страну, либо через учреждения  в области развития, действующие  на основе предоставления субсидий. Обязательные отчисления налогоплательщиков, которые пересекают национальные  границы, представляют собой конечный  источник или значительную долю  предоставляемых субсидий. Эти субсидии  свидетельствуют о взаимности  мировой экономики. Субсидии могут  расходоваться таким же образом,  как и любой вид невозместимых  доходов, однако они в большинстве  случаев привязаны к конкретным  проектам.

Информация о работе Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва