Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:07, реферат
В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Чем грозят России такие впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Будут ли в состоянии расплатиться с такими огромными долгами следующие поколения граждан России? Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять - шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностям. Что необходимо предпринять для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься меры к решению этой острейшей проблемы. Возможно, внешний долг не так си
1. Понятие государственного долга и причины его возникновения
2. Виды государственного долга
3. Управление государственным долгом
Список литературы
В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Чем грозят России такие впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Будут ли в состоянии расплатиться с такими огромными долгами следующие поколения граждан России? Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять - шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностям. Что необходимо предпринять для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься меры к решению этой острейшей проблемы. Возможно, внешний долг не так сильно заботит россиян сегодня, когда перед нами все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но уже теперь ясно, что этот ряд будет пополнен не менее серьезной проблемой.
В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса РФ государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Он полностью и без условий обеспечивается всем, находящимся в Федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, и подлежит погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.
Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета. В состав государственного долга России входят долговые обязательства в форме:
1)
кредитных соглашений и
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3)
договоров и соглашений о
4) договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
5)
соглашений и договоров, в том
числе международных,
Государственный долг представляет собой общую сумму обязательств государства, возникших в результате дефицитного исполнения государственного бюджета, неисполнения законодательно закрепленных бюджетных и внебюджетных функций (неплатежи), принятия долгов третьих лиц и стран, предоставления финансовых гарантий, использования материальных ресурсов иных собственников [Деньги. Кредит.Банки, с. 799]. Общее понятие государственного долга, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в бюджетном законодательстве.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Современная фискальная политика признает внедрение бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.
Причинами
возникновения государственного долга
традиционно являются трудные периоды
для экономики: войны, спады и
т.д. К примеру, во время войны
нужно переориентировать
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиции и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям.
1)
По валютному критерию он
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
2) В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
3)
По срокам государственные
4)
По уровню управления
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условий и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств. Согласно статье 101 БК РФ:
1.
Управление государственным
2.
Управление государственным
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
Управление государственным долгом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей.
Достижение этих целей в немалой степени связано с качеством управления государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально для современной России.
Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые должна решить система управления государственным долгом в России переходного периода: а) сохранение объема долга на экономически безопасном уровне; б) сокращение стоимости обслуживания; в) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля; г) усиление инвестиционного характера займов; д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях.
Основу управления государственным долгом составляет его обслуживание и погашение, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, что создает для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат влечет увеличение суммы долга за счет штрафных санкций. Обслуживание государственного долга предполагает осуществление операций по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним и платежи в погашение долга согласно графику или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга. Обслуживание государственного долга РФ производится, как правило, Банком России и его учреждениями. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В целях повышения действенности управления государственным долгом российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд его организационных основ:
Информация о работе Политика управления государственным долгом РФ