Политика управления государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Чем грозят России такие впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Будут ли в состоянии расплатиться с такими огромными долгами следующие поколения граждан России? Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять - шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностям. Что необходимо предпринять для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься меры к решению этой острейшей проблемы. Возможно, внешний долг не так си

Содержание

1. Понятие государственного долга и причины его возникновения
2. Виды государственного долга
3. Управление государственным долгом
Список литературы

Работа содержит 1 файл

гос.долг.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

1. Понятие государственного  долга и причины  его возникновения

     В последние годы уделяется большое  внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность  государства перед внутренними  и внешними кредиторами служит очень  большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Чем грозят России такие впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Будут ли в состоянии расплатиться с такими огромными долгами следующие поколения граждан России? Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять - шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностям. Что необходимо предпринять для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься меры к решению этой острейшей проблемы. Возможно, внешний долг не так сильно заботит россиян сегодня, когда перед нами все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но уже теперь ясно, что этот ряд будет пополнен не менее серьезной проблемой.

     В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса  РФ государственный долг – это  долговые обязательства РФ перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Он полностью и без условий обеспечивается всем, находящимся в Федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, и подлежит погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

     Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда  его расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета. В состав государственного долга России входят долговые обязательства в форме:

     1) кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени РФ как  заемщика с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

     2) государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ;

     3) договоров и соглашений о получении  РФ бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы России;

     4) договоров о предоставлении РФ  государственных гарантий;

     5) соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени РФ, о пролонгации  и реструктуризации долговых  обязательств России прошлых лет.

     Государственный долг представляет собой общую сумму  обязательств государства, возникших в результате дефицитного исполнения государственного бюджета, неисполнения законодательно закрепленных бюджетных и внебюджетных функций (неплатежи), принятия долгов третьих лиц и стран, предоставления финансовых гарантий, использования материальных ресурсов иных собственников [Деньги. Кредит.Банки, с. 799]. Общее понятие государственного долга, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в бюджетном законодательстве.

     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

     Современная фискальная политика признает внедрение  бюджетных дефицитов для целей  стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.

     Причинами возникновения государственного долга  традиционно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д. К примеру, во время войны  нужно переориентировать огромную часть ресурсов на создание военной продукции, что требует значимых государственных расходов. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск средств и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск средств создает инфляционное давление, следовательно, крупная часть военных расходов финансируется за счет реализации обязательств популяции. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда государственный доход сокращается, либо не может возрастать, налоговые поступления автоматом сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

     Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных  расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

     Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают  консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиции и роста иностранных  капиталовложений в странах-должниках.

 

2. Виды государственного  долга

     Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям.

     1) По валютному критерию он делится  на внутренний и внешний. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.

     В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
  • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям,  предоставленным РФ.

     В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • объем обязательств по государственным гарантиям,  предоставленным РФ;
  • объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств,  кредитных организаций,  фирм и международных финансовых организаций.

     2) В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

     3) По срокам государственные долговые  обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

     4) По уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ. Под государственным долгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.

 

3. Управление  государственным  долгом

     Управление  государственным долгом – совокупность мероприятий государства по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условий и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств. Согласно статье 101 БК РФ:

     1.  Управление государственным долгом  РФ осуществляется Правительством РФ.

     2. Управление государственным долгом  субъекта РФ осуществляется органом  исполнительной власти субъекта  Российской Федерации.

     В процессе управления государственным  долгом можно выделить несколько  функциональных элементов:

  • непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств (сфера ответственности Казначейства Министерства финансов РФ);
  • обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению (сфера ответственности ЦБ РФ);
  • контроль за состоянием государственного долга (сфера ответственности Счетной палаты РФ).

     Управление государственным долгом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей.

  • в числе основных экономических целей — обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке;
  • социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
  • политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности.

     Достижение этих целей в немалой степени связано с качеством управления государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально для современной России.

     Соответственно  определяются и ранжируются задачи, которые должна решить система управления государственным долгом в России переходного периода: а) сохранение объема долга на экономически безопасном уровне; б) сокращение стоимости обслуживания; в) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля; г) усиление инвестиционного характера займов; д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях.

     Основу  управления государственным долгом составляет его обслуживание и погашение, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных  средств, что создает для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность  выплат влечет увеличение суммы долга за счет штрафных санкций. Обслуживание государственного долга предполагает осуществление операций по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним и платежи в погашение долга согласно графику или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга. Обслуживание государственного долга РФ производится, как правило, Банком России и его учреждениями. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     В целях повышения действенности управления государственным долгом российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд его организационных основ:

Информация о работе Политика управления государственным долгом РФ