Государственная экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Применение в разных странах той или иной модели рыночной экономики имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено уровнем развития производительных сил, историческими и национальными условиями. Совокупность мер государственного воздействия на социально-экономические процессы выбирается в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и на основе анализа факторов, ее определяющих.

Содержание

Введение 3
1. Основы методологии государственного управления 4
2. Варианты государственного воздействия на социально-экономические процессы 5
3. Цели и задачи экономической и социальной политики государства 8
4. Государственное управление 11
5. Экономическое и социальное прогнозирование развития территории 14
6. Планирование экономического и социального развития территории 15
7. Программно - целевой метод управления экономикой 17
8. Балансовый метод 18
9. Бюджетное регулирование 18
10. Моделирование в государственном регулировании экономики 19
11. Сущность налоговой системы. Функции налогов 20
12. Государственный заказ 21
13. Антимонопольная политика государства 22
Заключение 23
Литература 24

Работа содержит 1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 213.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Государственная экономическая политика»

по  предмету «Государственное и муниципальное  управление» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Н.Новгород, 2011 г.

 
Содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Вопрос  о роли государства в рыночном хозяйстве до сих пор вызывает дискуссию у экономистов. В зависимости от исходных теоретических подходов предусматривается большее или меньшее воздействие государства на экономические процессы.

     Применение  в разных странах той или иной модели рыночной экономики имеет  свои отличительные особенности. Это  обусловлено уровнем развития производительных сил, историческими и национальными условиями. Совокупность мер государственного воздействия на социально-экономические процессы выбирается в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и на основе анализа факторов, ее определяющих.

     Ограничение свободной рыночной деятельности, произошедшее в России в 1917 году, привело к тому, что ведущей функцией государственного управления до проведения современной реформы в России было централизованное планирование, охватывающее как материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, материально-техническое снабжение), так и непроизводственную сферу (просвещение, здравоохранение, науку и культуру).

     Процесс становления рыночной экономики в Российской Федерации предусматривает формирование законодательной базы, в результате которого происходит правовое оформление правил поведения субъектов рынка.

     Степень ее устойчивости определяется, во-первых, наличием отработанного гражданского законодательства и, во-вторых, реальностью его применения в тех условиях, для которых оно предназначено. Можно создать хорошие юридические документы, но не сформировать условий для их применения. Основной проблемой здесь является отсутствие экономико-правовой свободы действий и незащищенность хозяйствующих субъектов.

     Экономико-правовые свободы включают беспрепятственное  осуществление гражданских прав субъектами хозяйственной деятельности, в том числе:

     1. Неприкосновенность собственности.

     2. Невмешательство в частные дела.

     3. Свободу и равенство участников  экономических отношений.

     4. Свободу перемещения товаров,  услуг и финансовых средств.

     5. Восстановление нарушенных прав.

     6. Судебную защиту прав субъектов  экономической деятельности.

     Важнейшим условием экономической свободы является равенство, автономия и имущественная самостоятельность участников хозяйственной деятельности.

     Выработка «общих правил игры» в экономике  не противоречит свободе предпринимательства, а только укрепляет сложившуюся  систему, вводит и формирует рамки, в которых свобода деятельности не ведет к появлению ее неустойчивости, расшатыванию или краху. Государственное управление экономикой основывается на познании и использовании объективных экономических законов развития общества.

1. Основы методологии государственного управления

     Экономическая свобода граждан - главная цель и  достижение рыночной экономики.

     Экономическая свобода включает, прежде всего, суверенитет  хозяйствующих субъектов, что означает:

     1. Свободу выбора вида предпринимательской  деятельности.

     2. Свободу заключения договоров  купли-продажи товаров и услуг.

     3. Свободу определения финансовых  и ресурсных источников для  организации предпринимательской  деятельности.

     4. Свободу использования доходов  и результатов бизнеса по своему усмотрению.

     5. Свободу объявления формы собственности на принадлежащее хозяйствующим субъектам имущество.

     Рыночная экономика с совершенным типом конкуренции предполагает:

     - неограниченное количество участников  хозяйственной деятельности;

     - свободный доступ на рынки  и, как следствие, свободную конкуренцию среди покупателей и продавцов;

     - мобильность факторов производства;

     - наличие всего объема информации  у участников конкуренции;

     - однородность одноименных товаров  и невозможность каждого участника  влиять на цены и объемы продаж.

     Перечисленные выше требования представляют идеальный  вариант развития экономики.

     Таким образом, вся экономика состоит  из множества рынков, на каждом из которых  присутствуют свои объекты и субъекты хозяйственной деятельности. Вступая во взаимодействие, они (субъекты) временно становятся агентами рынка и в качестве таковых способны совершать экономико-правовые действия в виде сделок, договоров или заказов по производству, приобретению и продаже имеющихся товаров и услуг в собственных интересах.

     Наличие развитой инфраструктуры говорит об уровне зрелости и организованности хозяйствующих субъектов. Если на территории нет развитой инфраструктуры, то экономика теряет способность к саморегулированию, и тогда результаты деятельности субъектов рынка направляются не на ее развитие, а на потребление благ основными владельцами имущества или теми, кто временно распоряжается имуществом по поручению собственников.

     Экономическая система может быть более устойчивой или менее устойчивой в конкретный момент времени. Где-то она уже сложилась, отлажена или не испытывала серьезных потрясений. Где-то экономическая система еще только формируется или существует в явно деформированном виде.

     Саморегулирование экономики возможно только тогда, когда  она сама имеет системный характер. Системная целостность экономики определяется долгосрочным синтезом монополизма и конкуренции. Рыночная экономика формируется в законченную систему лишь в результате образования в ее недрах общественных регуляторов конкурентного поведения экономических субъектов, способных обеспечивать и воспроизводить гарантии свободы экономической деятельности каждому из ее участников. Такие гарантии обусловлены практической невозможностью монополизации экономики отдельными экономическими субъектами или их группировками.

     Таким образом, налицо объективная необходимость  сознательного ограничения некоторых  экономических свобод хозяйствующих  субъектов с тем, чтобы вся система стала более устойчивой. Субъекты рыночной деятельности на определенном этапе развития были вынуждены сформулировать необходимые правила поведения в виде законов и этических норм, устраняющие произвол в хозяйственной жизни. В результате все хозяйствующие субъекты стали более свободными в рамках общей более устойчивой экономической системы. Соблюдение принципа «полосы свободы» получило свое подтверждение в сфере экономики на практике.

     Выработка «общих правил игры» в экономике  не противоречит свободе предпринимательства, а только укрепляет сложившуюся  систему, вводит и формирует рамки, в которых свобода деятельности не ведет к появлению ее неустойчивости, расшатыванию или краху.

     Государственное управление экономики основывается на познании и использовании объективных экономических законов развития общества. 

2. Варианты государственного  воздействия на  социально-экономические процессы

     Существует  множество вариантов социально-экономического развития территориальных систем.

     Направление вектора развития определяется степенью социальной ориентации поведения экономики, то есть тем, в чьих интересах, в первую очередь, осуществляется ее функционирование. Укрупнено можно выделить два типа моделей рыночной экономики – либеральную и социально ориентированную.

     Основными характеристиками либеральной модели являются:

     - высокая доля частной собственности;

     - государственное регулирование, главным образом сосредоточенное на макроэкономических процессах;

     - государственная социальная защита, распространяющаяся только на нищих и обездоленных.

     В странах с высоким уровнем  развития такая модель, несмотря на большую разницу в доходах различных групп населения, позволяет обеспечить достойный уровень жизни большинству граждан. И даже малообеспеченные жители имеют приемлемые, исходя из критериев менее развитых стран, условия существования. В государствах с невысоким уровнем развития при либеральной модели рыночной экономики возможна резкая поляризация по уровню жизни богатой и бедной части населения при незначительном среднем классе.

     Для социально ориентированной рыночной модели, автором которой по праву считается Л. Эрхард, характерны:

     - смешанная экономика;

     - государственное регулирование  не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

     - гарантированный государством определенный  уровень социальной защиты населения в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения жильем;

     - регулирования занятости населения;

     - государственное регулирование  доходов и цен на отдельные  товары и услуги.

     В Российской Федерации идет процесс  формирования рыночной экономики. Исторически  рыночные отношения распространялись благодаря увеличению размеров поля экономической деятельности и вовлечению все большего количества благ в состав объектов рынка.

     Объектами экономической деятельности в РФ законодательно признаны:

     - вещи, в том числе деньги и  ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные права (например, право собственности);

     - работы и услуги;

     - информация;

     - результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключи-

     тельные права на них (интеллектуальная собственность);

     - другие нематериальные блага.

     Субъекты  рынка - это самостоятельные хозяйственные  единицы, предназначенные для производства товаров и услуг с целью  их реализации и отражающие интересы определенных групп и слоев населения (фирмы, домохозяйства, государство, общественные организации). Они выражают интересы собственников имущества, участвующих в рыночной деятельности.

     Основными экономическими субъектами рынка (по общепринятой юридической терминологии) являются:

     1. Домашние хозяйства.

     2. Частный сектор:

     - фирмы;

     - корпорации.

     3. Государственный и муниципальный сектор:

     - федеральная власть;

     - субъекты Федерации;

     - муниципалитеты;

     - унитарные предприятия и учреждения.

     4. Общественные организации потребителей.

     5. Союзы и ассоциации предпринимателей.

     Экономические отношения формируются с того момента, когда субъекты рынка, выступая в качестве его основных агентов, начинают реализовывать свои интересы в виде имущественных сделок над объектами рыночной деятельности.

Информация о работе Государственная экономическая политика