Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.

Работа содержит 1 файл

курсовая(черновик).docx

— 240.11 Кб (Скачать)

2) Займы на основе официальной  помощи в целях развития (ОПР) , которые предоставляются многосторонними  (МБРР, МАР), региональными (АБР, Фонд  ОПЕК) и национальными учреждениями  в области развития. Эти займы  не обусловлены финансовыми соображениями  и направляются на осуществление  проектов и программ с целью  содействия экономическому и  социальному развитию стран-получателей.  Финансовые условия предоставления  их займов отличаются в зависимости  от различных видов предоставляемых  льгот, включая отсрочку платежа,  периоды возмещения и процентные  ставки. Эти займы, даже если  они предоставляются на весьма  льготных условиях, необходимо погашать, и опыт прошлых лет не дает  основания полагать, что расчет  со стороны стран-должников на  «элемент субсидий» в этих  займах в дополнении к благоприятным  финансовым условиям, оказался оправданным.  В результате кризиса в области  задолженности, определенное число  займов ОПР, особенно наименее  развитым странам, были списаны,  что превратило их в государственные  доходы, в отличие от многосторонних  и большей части региональных  займов ОПР, условия предоставления  которых не могут быть даже  пересмотрены.

3)Рынки торгового капитала, где правительства конкурируют  со всеми другими потенциальными  заемщиками в отношении получения  средств и в отношении условий  их получения, являются еще  одним источником финансовых  ресурсов. Правительства участвуют  на этих рынках путем получения  займов у кредиторов или посредством  облигаций с плавающей ставкой,  которые имеют определенную гибкость  обращения.

В настоящее время привлечение государством внутренних и внешних займов для развития экономики (кредитование национального импорта, развития реального сектора и системы экспорта и т.п.) является нормальной международной практикой. И это относится ко всем без исключения странам – от индустриально развитых до развивающихся. Одно из лидирующих положений в мире по уровню государственного долга занимают США. Значительный внутренний долг имеют Франция, Греция, Индонезия, Польша. Внешние займы используются и для финансирования дефицита бюджета и платежного баланса, но для государств с достаточно устойчивой экономикой они не становятся безальтернативной потребностью. Польша в начале 90-х годов для поддержания курса злотого и сокращения внутренней инфляции получила кредит МВФ в 1 млрд. долл. США, но он так и не был ею использован, а сыграл роль своеобразного резерва.

 Государства с менее  сбалансированной, переходной экономикой  вынуждены привлекать займы для  текущих централизованных потребностей, поддержания курса национальной  валюты, финансирования дефицита  бюджета. Поскольку экономический  эффект данных займов для страны-заемщика  не велик, а их объем, как  правило, превышает ее текущие  платежные возможности, государственный  долг данных стран непрерывно  растет. Чем выше степень несбалансированности  национальной экономики, чем сильнее  зависимость от внешних ресурсных  источников, тем выше темпы роста  государственного внешнего и  внутреннего долга и, соответственно, больше объемы текущих выплат  по обслуживанию основной их  части – процентных платежей  кредиторов.

 Кроме того, в этот  же период, вследствие интенсивно  привлекаемых для рефинансирования  задолженности новых краткосрочных  займов в ее структуре происходит  рост доли краткосрочных обязательств. Объемы и качество государственного  долга, расходы на его обслуживание  становятся «неподъемными» для  национальной экономики. При очень  высоком уровне внешнего долга  объемы платежей по его обслуживанию  могут достигать критических  (предельных) для экономической безопасности  страны размеров, которые определяются  конкретным состоянием ее платежного  баланса и бюджета. Примерно  с такой ситуацией столкнулась  российская экономика в конце  1997г. – начале 1998г., когда расходы  на обслуживание государственного  долга в федеральном бюджете  составляли более трети его  расходной части.  

1.3 Противоречивый  характер воздействия государственного  долга на развитие национальной  экономики

В настоящих условиях государственный  долг выдвинулся в центр экономических  проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории и проблемам, с ней  связанным. В общей постановке в  проблеме государственного долга можно  выделить следующие основные аспекты:

♦ структура и динамика государственного долга;

♦ механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга;

♦ влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство  может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия  к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических  лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как  правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся  экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в  том числе государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей(застойной) экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга.

Взгляды представителей разных научных школ относительно влияния  государственного долга на экономику  государства и благосостояние населения  имеют плюралистический характер. Так, А. Смит в собственной работе подчеркивал, что рост определенного государственного долга может вызвать некое  банкротство государства, например как заемщика. Его выводы основывались на том, что данное государственное  потребление не может являться продуктивным, и не может создавать новых  ценностей, а потому привлеченные государством средства являются затратами для  экономики.

Д. Риккардо считал, что государственный  долг приводит к отливу капитала, а  дефицитное финансирование сокращает  частные сбережения. Довольно категорически  о государственных заимствованиях высказывались такие известные  ученые, как Ж.-Б. Сей, Т.Мальтус, Р. Масгрейв, Ф.Модильяни и прочие. Вообще вопрос государственного кредита, его преимущества и недостатки, до сих пор есть открытым.

Негативом в использовании  этого способа есть и то, что  происходит накопление долга. В условиях осуществления не взвешенной политики управления долгом такая тактика  может привести к так называемой перевернутой пирамиде, когда текущие  долги погашаются за счет новых нарастающих  эмиссий. Государственный долг рассматривается  как пассивный тогда, когда полученные средства направляются на текущее потребление. Такие выплаты тоже осуществляют влияние на развитие экономики, предприятий, которые продают стабилизатор напряжения для дома, но не рассматриваются  как фактор экономического роста.

Тем не менее были неодиночные  случаи, когда государственные заимствования  оказывали содействие экономическому развитию государств. Это заставило  пересмотреть теоретические постулаты  относительно государственного кредита. Появились некоторые научные  исследования, в которых описывалось, что государственный кредит это  как важный институт новой эпохи  человеческого развития.

Родиной государственного кредита считается Англия. Поднятие экономики Англии, стало примером, которого начали подражать все государства мира.

Объявление дефолту имеет  много отрицательных следствий  для экономического и политического  развития страны, фирм, которые реализуют  стабилизатор напряжения. В таких  случаях, она, как правило, исключается  из процесса интеграции в мировую  экономику. Зарубежные кредиторы отказываются предоставлять дополнительные кредиты. Возможные финансовые санкции к  должнику, включая замораживание  ее активов в иностранных банках, проведение арестов государственной  собственности за границей, отток  из внутреннего финансового рынка  средств нерезидентов, сокращение экспортно-импортных  операций и др.

Далее стоит выделить основные противоречия и проблемы, с которыми сталкивается сегодня система государственных заимствований:

1. Дефицитный бюджет приводит  к ускоренному росту государственного  внутреннего долга.

2. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

В  соответствии  с  традиционной  точкой  зрения  государственные  займы  - фактор  уменьшения  национальных  сбережений  и  сдерживания  накопления  капитала.  Этой  точки  зрения  придерживается  большинство  экономистов.  Однако  существует  другая  точка  зрения,  называемая  равенством  Рикардо,  которой  придерживается  небольшая,  но  очень  влиятельная  группа  экономистов.  В  соответствии  с  рикардианской  точкой  зрения,  государственный  долг  не  влияет  на  сбережения  и  накопление  капитала. [5, с.105]

Снижение  налогов,  финансируемое  правительством  за  счёт  займов,  будет  оказывать  воздействие  на  экономику  по  многим  направлениям.  Снижение  налогов  сразу  же  вызовет  рост  потребительских  расходов.  Рост  потребительских  расходов  влияет  на  состояние  экономики,  как  в  краткосрочном,  так  и  долгосрочном  периоде.

На  протяжении  краткосрочного  периода  увеличение  потребительских  расходов  приводит  к  росту  спроса  на  товары  и  услуги  и,  таким  образом,  к  росту  объёма  производства  и  занятости.  Однако  ставка  процента  будет  также  расти  из-за  обострения  конкуренции  между  инвесторами  в  связи  со  снижением  объёма  сбережений.  Повышение  ставки  процента  будет  сдерживать  инвестиции,  и  стимулировать  приток  иностранного  капитала.  Курс  национальной  валюты  по  отношению  к  иностранным  валютам  будет  расти,  что  приведёт  к  снижению  конкурентоспособности  национальных  фирм  на  мировом  рынке.

В  долгосрочном  плане  сокращение  национальных  сбережений,  вызванное  снижением  налогов,  приведёт  к  уменьшению  размеров  накопленного  капитала  и  росту  внешней  задолженности.  Поэтому  объём  национального  продукта  снизится,  а  доля  в  нём  внешнего  долга  возрастёт.

Трудно  оценить  конечные  результаты  воздействия  снижения  налогов  на  экономическое  благосостояние  страны.  Жизнь  современного  поколения  улучшится  благодаря  росту  дохода  и  занятости,  хотя  весьма  вероятно.  Что  одновременно  повысится  и  темп  инфляции.  Тяжёлое  бремя  последствий  такого  бюджетного  дефицита  ляжет  в  основном  на  плечи  будущих  поколений:  они  будут  рождены  в  стране  с  меньшими  размерами  накопленного  капитала  и  большим  внешним  долгом.

Рикардианский  анализ  влияния  бюджетной  политики  на  государственный  долг  основывается  на  логике  поведения  потребителя,  учитывающего  интересы  будущего. [6, с.248]

В основе этого анализа  лежит принцип, говорящий, что заботящийся  о  будущем  потребитель  понимает,  что  наличие  в  настоящее  время  государственного  долга  означает  повышение  налогов  в  будущем.  При  снижении  налогов,  финансируемом  за  счёт  роста  государственного  долга,  сами  налоги  не  уменьшаются:  они  просто  перераспределяются  во  времени.  Не  увеличивается  и  постоянный  доход  потребителя,  а  следовательно,  и  потребление.

 

 

 

Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что государственный долг один из важнейших элементов экономической политики государства. Он позволяет покрыть бюджетный дефицит не вызывая скачков инфляции в отличие, от эмиссии денег и других инструментов макроэкономической политики. Структура государственного долга представляет собой разветвленную систему. Таким образом, государственный долг явление неоднозначное и оно имеет, как положительные, так и отрицательные стороны. 

2. Способы и  методы управления государственным  долгом на современном этапе в Республике Беларусь

2.1 Способы и  методы управления внешним и  внутренним долгом на современном  этапе в Республике Беларусь

К началу XXI века мировая  финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров  нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние  займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

Итак, государственные заимствования  приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и  поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных  деятелей.

Существование государственного долга автоматически подразумевает  обязанность государства по управлению им. Под управлением государственным  долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в  лице уполномоченных органов по погашению  займов, организации выплат доходов  по ним, проведению изменений условий  и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.  Управление госдолгом  Республики Беларусь осуществляется Правительством страны. [7, с.28]

Информация о работе Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва