Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.

Работа содержит 1 файл

курсовая(черновик).docx

— 240.11 Кб (Скачать)
n:justify">Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:

  • кредитные соглашения и договора, заключённые от имени 
    Республики Беларусь как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;
  • государственные займы, осуществлённые путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
  • государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;
  • соглашения и договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

 

 

 

 

 

Основополагающими документами  в отношении методологии определения  и исчисления государственного долга  Республики Беларусь являются:

♦  Закон Республики Беларусь от 24 сентября 1996 года №615 «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь»;

♦ Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 года №170-З «О внешнем  государственном долге Республики Беларусь»;

♦  Закон Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый год. [11]

Цель управления госдолгом  заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями  государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Понятие управления госдолгом  можно рассматривать в широком  и узком смысле:

- в широком смысле - как  формирование одного из направленной  экономической политики государства,  связанной с его деятельностью  в качестве заемщика. [5, с.8]

- в узком смысле управление  госдолгом можно представить  как совокупность мероприятий,  связанных с выпуском и размещением  государственных долговых обязательств  обслуживанием, погашением и рефинансированием  госдолга, а также регулированием  рынка государственных ценных  бумаг.

Таким образом, изучение применяемых  инструментариев управления государственным  долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых инструментов, а также учет национальных особенностей финансового  рынка может значительно увеличить  возможность привлечения дополнительных средств для нужд Республики Беларусь, а также пролонгировать долг и  снизить издержки, связанные с  его обслуживанием.

Для предотвращения негативных явлений, вызванных влиянием государственного долга, органам государственной  власти Республики Беларусь необходимо проводить разумную политику в области  управления государственным долгом, повышая эффективность использования  привлеченных и отдачу предоставляемых  ресурсов, совершенствуя механизмы  управления государственным долгом, используя собственный опыт и  опыт развитых стран.

В числе таких финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным долгом, наиболее распространены в мировой практике следующие.

 

 

1. Рефинансирование долга,  т.е. погашение ранее выпущенных  долговых обязательств за счет  новых заимствований или изменение  условий их предоставления. Многие  страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Самым главным недостатком  рефинансирования долга является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а «проедаются», то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

Очевидно, что с точки  зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное  и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для последнего по каким-либо причинам обеспечить погашение  займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о  применении помимо рефинансирования таких  механизмов в области управления государственными долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций  по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов, секъюризация, новация.

Республика Беларусь может рефинансировать свой внешний долг путем выпуска еврооблигаций, привлекать ресурсы на погашение и обслуживание долга - это финансовая пирамида.

Переход к единому курсу  белорусского рубля и постепенная  нормализация ситуации на валютном рынке  Беларуси произвели благоприятное  впечатление на инвесторов, вложивших  свои средства в белорусские еврооблигации.

 Это привело к росту  цен и, соответственно, падению  доходности облигаций.

 Максимального значения  доходность белорусских облигаций,  котируемых на российском рынке,  достигла в конце сентября - начале  октября текущего года, когда  ситуация на валютном рынке  страны достигла максимальной  неопределенности. Тогда эффективная  доходность к погашению еврооблигаций  превышала 20% годовых, а 4 октября 2011 года она поднималась даже до 21,14% годовых. И только когда в середине октября правительством и Нацбанком страны было принято решение о введении единого курса рубля с 20 октября ставки стремительно пошли вниз.

Однако в целом доходность остается еще намного выше уровня, существовавшего в начале размещения облигаций. Так, 3 августа 2010 года эффективная доходность к погашению составляла 8,16% годовых. До данного уровня еще очень далеко, и он вряд ли будет достигнут в ближайшем будущем, так как финансовое состояние Беларуси все же значительно ухудшилось по сравнению с тем, каким оно было год назад.

2. Под конверсией займов  обычно понимается изменение  первоначальных условий государственных  займов, выражающихся в понижении  процента, изменении срока действия  и способа погашения займа,  объединения облигаций разных  займов и т.д. В результате  государство получает временную  экономию, поскольку продолжившийся  выпуск займов вел к росту  государственного долга и, следовательно,  расходов бюджета по нему. В  целях снижения расходов по  управлению госдолгом государства  чаще всего снижет размер выплачиваемых  процентов по займам. Однако не  исключено и повышение доходности  государственных ценных бумаг  для кредитов. [12, с.19]

3. Государство, заинтересованное  в получении займов, на длительные  сроки, достигает этого за счет  консолидации государственного  долга. Под консолидацией понимается  изменение условий займов, связанное  с их сроками - увеличение либо  уменьшение срока действия государственных  ценных бумаг, т.е. перенос даты  их погашения. [6, с.450]

Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Следует отметить, что при  применении рассматриваемых механизмов управления государственным долгом власти должны понимать, что изменение  первоначальных условий займов может  вызвать социальную напряженность  в обществе, а также оказать  негативное воздействие на дельнейшее заимствование.

4. Унификация - это объединение  нескольких займов в один, когда  облигации ранее выпущенных займов  обменивается на облигации нового  займа. Эта мера предусматривает  уменьшение количества видов  обращающихся одновременно ценных  бумаг, что упрощает работу  и сокращает расходы государства  по системе государственного  долга.

В исключительных случаях  правительство может провести обмен  облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной  новой облигации. Такой обмен  избавляет государство от необходимости  выплачивать проценты и от погашения  в полноценных деньгах по ее облигациям, продававшимся им за обесценившуюся валюту.

Отсрочка погашения займа  или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску  новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда  правительство уже выпустило  слишком много займов и условия  их эмиссии не были достаточно выгодными  для государства. В таких случаях  большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход). [7, с.27]

5. В отличии от отсрочки под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему госдолгу). Как правило, при управлении государственным долгом данный метод является крайней мерой и может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование госдолга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

6. В последние два десятилетия широкое распространение на мировом финансовом рынке получила тенденция к превращению отношений между кредиторами и должниками в оборотоспособное имущество. Эта тенденция получила название секъюритизация. Превращая обычные обязательства должника к кредитору в ценные бумаги, секъюритизация дает этим обязательствам повышенную оборотоспособность, помещает их в готовую инфраструктуру фондового рынка и в конечном итоге делает финансовые отношения более мобильными.

В Республике Беларусь возможность  применения секъюритизации по кредитам, предоставленным Национальным банком Правительству Республики в 1991 – 2003 гг. и отнесенным внутренний государственный  долг, обсуждается государственными органами с начала 2003 года.

Секъюритизация вышеуказанных  кредитов позволит:

- унифицировать структуру  внутреннего государственного долга  Республики Беларусь со структурой  его же Российской Федерации;

- пролонгировать долг  Правительства страны за счет  объединения разных по соку  погашения кредитов в ценные  бумаги Правительства Республики  с одним сроком погашения;

- Национальному банку  проводить операции на открытом  рынке с использованием новых  долгосрочных инструментов, не используя  выпуск своих краткосрочных облигаций;

- подготовить инвесторов  к снижению доходности по вновь  выпускаемым ценным бумагам;

- позитивно повлиять не  оценку кредитного рейтинга Республики  Беларусь.

В сентябре 2005 г. Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь осуществили частичную  реструктуризацию кредитной задолженности Правительства Беларуси перед Национальным банком 2000-2003 гг., обслуживаемой под 6,5% годовых, в пять выпусков государственных долгосрочных облигаций на сумму 98,2 млрд. бел. руб. с аналогичной доходностью и сроками обращения от 5 до 9 лет. В 2005 г. Национальный банк начал проводить операции обратного РЕПО на аукционной основе с государственными ценными бумагами, полученными в результате секьюритизации государственного долга.

7. К методам управления государственным долгом также относится такое довольно распространенное в последнее время на рынке ценных бумаг явление, обуславливающее любое нововведение или первоначальное изменение условий заимствования, как новация.[13, с.43]

В принципе новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа  на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию  на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).

Исследование финансовых инструментов управления государственным  долгом позволило обнаружить возрастающую роль государственных ценных бумаг, которые являются не только одним  из основных способов управления государственным  долгом, но и эффективным инструментом регулирования денежно-кредитной  политики.

Анализ основных макроэкономических показателей Республики Беларусь также  доказывает, что в процессе развития рынка государственных ценных бумаг  его макроэкономическая роль значительно  возросла. Государственные ценные бумаги стали не просто инструментом привлечения  заемных ресурсов, но и рычагом  стабилизации финансового сектора.

Информация о работе Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва