Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.

Работа содержит 1 файл

курсовая(черновик).docx

— 240.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Таким образом, можно выделить основные проблемы управления государственным  долгом Республики Беларусь:

♦ Квазифискальную деятельность правительства. Это касается займов, предоставляемых банками в рамках государственных программ, что считается  плохой практикой. К ней относится  также финансирование в рамках внебюджетных фондов, а также использование  средств государственных организаций, которые остаются вне бюджета  и не учитываются. Уровень такой  деятельности довольно высок.

♦ Относительно низкий уровень  прозрачности применяемых правил по трансфертам от центрального правительства  местным органам власти. "Набор  правил был, но применялись они субъективно. Однако само наличие таких правил очень важно для того, чтобы  местные органы власти знали, какую  сумму они могут получить.

♦ Отсутствие в стране системы  перспективного планирования расходов на много лет. Правительство пока само не проводит анализ устойчивости долга, а также не разрабатывает  среднесрочную стратегию управления долгом, позволяющую избежать такой  ситуации, в которой сейчас, например, находится Греция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Пути совершенствования  управления государственным долгом  в Республике Беларусь

В социально-экономическом  развитии Республики Беларусь период 1991-2000 гг. явился переломным этапом в  преодолении глубоких кризисных  явлений, происходивших в стране после распада СССР.

Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации  экономического курса с целью  вывести из кризиса финансовую систему  страны и придать новый импульс  экономическому развитию. На сегодняшний  день нет страны в мире, в которой  бы имелась совершенная финансовая система: у каждого государства  имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи  с переходом к рыночным взаимоотношениям, Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.

Важнейшим элементом обслуживания внутреннего долга является выпуск государственных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь представлен тремя видами государственных ценных бумаг – государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) и валютные векселя Министерства финансов. Следует отметить, что рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь находится на данный момент в стадии формирования, однако уже сегодня его можно назвать самым развитым на всем пространстве стран СНГ. Одной из причин такого явления выступает неразвитость корпоративного рынка страны. Поэтому банки и др. профучастники рынка ценных бумаг вынуждены осуществлять вложения временно свободных денежных средств в указанные относительно доходные и надежные фондовые инструменты (государственные ценные бумаги). С другой стороны, государство активно использует этот способ привлечения средств в связи с сокращением эмиссии Национальным банком и ужесточением денежно-кредитной политики.

Таким образом, основная задача, которую решают государственные  ценные бумаги, - это финансирование дефицита республиканского бюджета  с учетом минимизации расходов по обслуживанию внутреннего государственного долга и увеличения сроков государственного заимствования.

Тем не менее, рынок государственных  ценных бумаг требует дальнейшего  своего развития и совершенствования. Для этого, а также для предотвращения дублирования и создания противоречащих друг другу нормативных актов  необходимо:

- четко определить и  законодательно разграничивать  роль денежно-кредитных и бюджетно-налоговых  органов в организации первичной  эмиссии государственных ценных  бумаг и управлении ею;

- наладить прогнозирование  и планирование программ государственного  заимствования, а также контроль  за их реализацией, включая  развитие вторичного рынка государственных  ценных бумаг. 

Таким образом, создание четкой законодательной базы является важным шагам на пути создания рынка ценных бумаг. Однако в условиях экономики  переходного периода необходимо обратить внимание на то, чтобы законодательство не приобрело жесткого характера, отталкивающего потенциальных инвесторов. По этой причине страны с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь, не должны механически копировать законы, действующие на развитых финансовых рынках мира. Целесообразно использовать подход, по которому развитие законодательной  базы рынка ценных бумаг будет  процессом постепенным.

Одной из основных задач, стоящих  в процессе управления внешним долгом Республики Беларусь, является уменьшение задолженности предприятий перед  республиканским бюджетом по платежам по иностранным кредитам.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь», если заемщик  отказался удовлетворить соответствующие  нашему законодательству и условиям договора о предоставлении государственной  гарантии требование иностранного кредитора, правительство принимает меры по исполнению обязательств заемщика полностью  или в неисполненной им части.

Республике Беларусь следует  активно развивать отношения  с такими международными финансовыми  организациями, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции  и развития.

Сотрудничество со Всемирным  банком целесообразно вести по социально  значимым проектам. Особую значимость для Республики Беларусь представляют работы по реабилитации зоны, пострадавшей от аварии на ЧАЭС. [16, c. 36]

Техническая помощь Всемирного банка может быть оказана по таким  направлениям, как поддержка и  развитие сельских территорий; улучшение  экологической ситуации, среды проживания и мест работы населения, пострадавшего от чернобыльской катастрофы; повышение качества радиационного контроля и мониторинга путем обновления лабораторного оборудования; сертификация продукции.

Республика Беларусь заинтересована в расширении сотрудничества с учреждениями группы Всемирного банка (МФК, МАГИ, Консультативной  службой по иностранным инвестициям), включая осуществление анализа  инвестиционного климата Республики Беларусь с выработкой конкретных рекомендаций по его улучшению.

Большое значение для дальнейшего  экономического развития Республики Беларусь имеет взаимодействие с ЕБРР.

Альтернативой распространенному  в Республике Беларусь привлечению  денежных ресурсов в виде кредитов может стать размещение на внешних  рынках облигационных займов предприятий. Пока широко практикуемые всеми странами-соседями (Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии) облигационные заимствования  на зарубежных финансовых рынках в  Республике Беларусь по разным причинам не имели места.

Использование мирового опыта  управления внешним долгом позволило  бы открыть широкие возможности  по привлечению заемных средств  иностранных инвесторов, а также  сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование  и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает  возможным увеличение экспорта, улучшение  торгового баланса страны, а также  увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.

Основой стабильного развития экономики должна стать продуманная  налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Для того чтобы сократить  ускорение роста государственного долга следует выйти на положительное  сальдо внешней торговли и сократить  дефицит бюджета путем сокращения государственных расходов и разумной налоговой политикой. Также стоит сократить бюджетное финансирование неэффективных предприятий и провести их постепенную приватизацию, что приведет к сокращению статьи расходов бюджета. Однако в условиях переходной экономики не обойтись без внешних кредитов, поэтому следует проводить постоянный мониторинг ситуации в сфере заимствований и опаздывать с выплатами по кредитам.

Таким образом, разумное управление государственным долгом будет служить  источником ускоренного социально-экономического развития и укрепления финансового  положения для Республики Беларусь.

В данной главе была рассмотрена  динамика и состояние государственного долга в текущем году. Также проанализированы основные проблемы управления государственным долгом и пути его совершенствования. На основании анализа ситуации в сфере заимствований можно сделать вывод, что ситуации в Республике Беларусь приближается к критической отметке, и в таком положении политика правительства будет иметь определяющее значение в определении курса последующего развития государства. Данная проблема одна из острейших в нашей стране наряду с валютным кризисом и скачками инфляции.

В соответствии с данными  представленными выше можно сделать  вывод: наибольшее значение имеет не размер государственного долга Республики Беларусь, а скорость его увеличения. За промежуток в 5 лет размер долга вырос почти в 5 раз, что является очень негативной тенденцией. 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд  негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности  экономики и производственного  потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового  кризиса.

Для избегания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны.

Таким образом, государственный  долг, как и любое значимое в  жизни государства явление, понятие  неоднозначное. Тем не менее, оно  может принести экономике весомые  выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется  ответственное и профессиональное управление им.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сорокина, Т. В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. - Мн. : БГЭУ, 2003. - 289с.

2. Раков А., Илюкевич С.  Инструментарии управлении государственным  долгом / А. Раков, С. Илюкевич // Вестник ассоциации белорусских  банков. – 2003. - № 1. – С. 16-21.

3. Лемешевский,  И. М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3).Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский.. - Мн. : ООО “ФУ Аинформ”, 2004. - 576с : ил.

4. Давыдов, Д. В. Экономика Республики Беларусь / Д. В. Давыдов //  Экономика природопользования. – 2009. - №1.- С. 69-79.

5. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика / Д.Л Головачев, - МУеРо, 1998. - 176с.

6. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Т.Ю Матвеева, - МГУ ВШЭ, 2002. - 512с.

7. Грицюк Т.В. Управление государственным долгом / Т.В. Грицюк  // Дайджест-финансы. - 2004. - № 10. - С.25-35.

8. Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства: материалы международной научно-практической конференции/ БГУ. Головко А.А. [и др.]. - Минск, 2004. – 462 с.

9. О внутреннем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 24 сентября 1996 года №615 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь , 1996г. №32. Ст.581.

10. О внешнем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998г. № 170-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь , 1996г. №32. Ст.581.

11. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З // 20. // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Минск, 2010.

 

 

12. Раков, А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь) / А. Раков // Белорусский банковский бюллетень. – 2000. - №44. - С.27-38.

13. Раков, А. Стратегии заимствования на рынке государственных ценных бумаг / А. Раков // Белорусский банковский бюллетень, 2000 № 9.С.34-41.

14. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [http://www.nbrb.by.] / Официальный сайт Нац. банка Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.nbrb.by. - Дата доступа: 05.12.2011.

15. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [http://www.minfin.gov.by.] / Официальный сайт Министерства финансов Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 25.11.2011.

16. Курлыпо, А. Внешнее финансирование – шаг к развитию экономики / А. Курлыпо // Финансы. Учет. Аудит. – 2004. - №11.

17. Википедия Свободная энциклопедия [http:// ru.wikipedia.org] / Википедия Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org. - Дата доступа: 6.12.2011.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва