Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования.
Поэтому, в первую очередь, целесообразно активизировать работу в этой области по следующим направлениям:
-передать региональным и местным органам власть полномочия по осуществлению государственных расходов и получению части источников доходов, что позволит в перспективе сократить внутренний долг;
-попытаться задействовать все источники сбережений в стране;
-внедрить производственные ценные бумаги, созданные на основе государственных, на рынке ценных бумаг и государственного долга.
В настоящее время управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется на основании и в соответствии с такими нормативными документами, как Закон Республики Беларусь «О внешнем государственном долге», Закон «О внутреннем государственном долге», Закон Республики Беларусь «О бюджете на 2011 год», Положение Совета Министров «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов», Постановление Совета Министров «Об учете внешнего государственного долга и регистрации внешних государственных займов, а также оказываемой республике технической и иной иностранной безвозмездной помощи», Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге» и др. Для эффективного управления структурой долга и возможного его сокращения в перспективе путем займов целесообразно было бы финансировать отрасли, способные поставить не внутренний и внешний рынок конкурентоспособную продукцию. В настоящее же время привлекаемые средства в основном идут на финансирование текущих расходов бюджета.
2.2 Проблемы управления
государственным долгом
Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса финансовую систему страны и придать новый импульс экономическому развитию.
В настоящее время проблема государственного долга для Республики Беларусь стоит достаточно остро.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.
Управление внешним
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
За последние годы произошли
серьезные изменения в объеме
и структуре внешнего долга Республики
Беларусь. Колоссальный рост внешнего
долга, увеличение доли менее надежного
корпоративного долга, краткосрочной
составляющей, трансформация внутреннего
государственного долга во внешний
обусловливают необходимость
В настоящее время внешнедолговой портфель Беларуси подвержен следующим видам рисков:
Анализируя структуру
ВВД по секторам экономики, можно
отметить постоянное преобладание и
увеличение объема внешнего долга других
секторов (так называемого
Доля внешнего долга органов государственного управления вначале уменьшилась с 33,5% на 01.01.1997 г. до 8,2% на 01.01.2004г., затем вновь возросла до 35,3% на 01.01.2011г. Доля внешнего долга банков на ранних этапах развития долговой ситуации по сравнению с другими секторами была незначительна(8,8% на 01.01.1997г.), увеличившись к 01.01.2011г. до 20,2% .
Ситуация в сфере обслуживания
долга осложняется хроническим
дефицитом внешнеторгового
Результаты внешнеторговой деятельности Беларуси непосредственно влияют на состояние международных резервов страны, поскольку валютные поступления от экспорта являются основным источником пополнения резервных запасов.
В структуре ВВД Республики Беларусь доля краткосрочного долга постоянно увеличивалась, достигнув максимума в 2005г. – 77,8%(пороговое значение – 50%). Такая структура внешнего долга делает его динамику весьма чувствительной к изменению цены денег – долг повышается быстро в кризисные периоды, когда растут процентные ставки или национальная валюта обесценивается. Начиная с 2005г. происходит некоторое сокращение краткосрочной составляющей ВВД – до 47,6% на 01.10.2009г.
В соответствии с Приложением Б можно выделить два периода в истории белорусских внешних заимствований. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику от 327,5 до 583,7 млн.долл.США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 года внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долларов США. [14]
Таким образом, на конец 1996 года внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.долл.США. Однако реально он составил только 950 миллионов. Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). В 2000 году Республика Беларусь получила иностранных кредитов под гарантию правительства на сумму 152,9 млн.долл.США, что в 2,6 раза больше, чем в 1999 году и в 1,7 раза больше, чем в 1998, хотя это в 3,8 раза меньше, чем было получено в 1993 году. Однако, даже не смотря на этот рост, на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда республика осуществляет платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов.
Однако в период с 2007 по
2010 года внешний долг увеличился с 6844,1
млн. долл. США до 23171 млн. долл. США, то
есть более чем в 3 раза. И, исходя
из этого аналитики считают, что
опасен не размер внешнего долга Беларуси,
а скорость его увеличения. Ведь
на 1 октября 2009 года они выросли
по сравнению с аналогичным
Валютный кризис 2011 года привел к росту внешнего долга Беларуси на 16,5% (4,7 млрд. USD) - до 33,1 млрд. USD на 1 июля 2011 года. то рекордные темпы увеличения внешнего долга страны. В результате чистая инвестиционная позиция Беларуси, то есть величина превышения внешнего долга страны над задолженностью нерезидентов перед нею, выросла за полугодие на 4 млрд. USD и достигла -29,9 млрд. USD. Это чистый внешний долг Беларуси, ее граждан, предприятий и правительства. Больше всего должны нерезидентам небанковские компании, чистая задолженность которых выросла за первое полугодие текущего года на 6,1% - до 15,2 млрд. USD. Это в основном краткосрочные коммерческие кредиты и задолженность за поставленные товары.
На втором месте по величине чистого долга - правительство (органы государственного управления), увеличившее свои обязательства на 19,3% - до 12 млрд. USD. В эту сумму входят все долги Беларуси перед иностранными государствами и международными организациями. Рост данной задолженности был вызван желанием остановить падение величины золотовалютных резервов.
Они находятся в распоряжении Национального банка, который выполняет функции органа денежно-кредитного регулирования. Нацбанк хранит валютные средства в основном за рубежом, благодаря чему его чистая инвестиционная позиция положительна. В первом полугодии 2011 года она практически не изменилась и на 1 июля составила 4,1 млрд. USD.
Спасением ситуации на валютном рынке страны в первой половине текущего года занималось не только правительство, но и банки. За данный период их чистая зарубежная задолженность выросла на 22% и достигла 6,8 млрд. USD.
Рост внешнего долга приводит к постоянному увеличению затрат страны на его обслуживание. Задолженность предприятий, несмотря на ее значительную величину и краткосрочный характер, больших вопросов не вызывает - худо-бедно предприятия имеют возможности зарабатывать и расплатиться по долгам, несмотря на существующие проблемы на валютном рынке.
А вот задолженность государства и банков, хотя она большей частью долгосрочная, вызывает обеспокоенность. Уже в текущем году, по оценке МВФ, Беларусь потратит на погашение средне- и долгосрочного долга 1,5 млрд. USD, в 2013 году - 2,4 млрд. USD, а в 2016 году - 4 млрд. USD.
Ситуация, сложившаяся в экономике Беларуси и вылившаяся в начале 2011 года в валютный кризис, повлияла на объём внешнего долга. На конец 2010 г. валовой внешний долг Беларуси составлял 52.2 % от ВВП (исходя из среднего официального курса белорусского рубля за 2010 г.). Если пересчитать этот долг по официальному курсу на 1 июня, то он составил бы уже 87.0 % от ВВП. В стоимостных показателях это 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США. Сравнение показателей за 2010 и 2011 год представлено в приложении В.
Рассмотрев данную таблицу можно сделать вывод, что внешние заимствования в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 годом, что было обусловлено валютным кризисом и необходимость стабилизации экономики в условиях огромной инфляции и обесценивания белорусского рубля по отношению ко всем валютам.
В условиях мирового финансового кризиса в Беларуси возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях Беларусь получила кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда.[15]
В процессе управления внешней задолженностью перед Республикой Беларусь встаёт необходимость решения следующих задач:
Также для более объективного анализа ситуации с внешними заимствованиями стоит рассмотреть кредитные рейтинги Республики Беларусь в динамике, которые представлены в Приложении Г с 2007 по 2011 года. Рассмотрев данные рейтинги можно прийти к выводу, ситуация в Беларуси в 2007 году была стабильной и прогноз как в краткосрочной так и в долгосрочной перспективе был положительный. Однако резкое увеличение внешних заимствований привела к изменению прогноза на негативный. Валютный кризис 2011 года привел к тому что рейтинг Республики Беларусь был снижен в долгосрочном периоде с В+ до В-, а в краткосрочном периоде с В до С и прогноз изменился на негативный. Наличие даже низкого рейтинга гораздо лучше, чем его отсутствие, так как это предоставляет потенциальным зарубежным инвесторам возможность ознакомиться с ситуацией в стране и получить информацию о возможностях ведения бизнеса в стране от авторитетных источников – международных рейтинговых агентств. Данный рейтинг позволяет сделать вывод, что государству необходимо проводит более жесткую кредитно-денежную политику, а также направить все усилия на стабилизацию ситуации в экономике.
Информация о работе Государственый долг как инструмент экономической политики государтсва