Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть значение, современную ситуацию и определить проблемы и пути их решения в области государственного долга России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2) Описать понятия внутреннего и внешнего государственного долга, их особенности и последствия для экономики.

Содержание

Введение 4
1 Понятие, структура, классификация государственного долга 6
1.1 Классификация государственного долга 8
1.2 Государственный внутренний долг Российской Федерации 10
1.3 Внешний государственный долг Российской Федерации 11
2 Управление государственным долгом 15
2.1 Понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели 18
2.2 Процесс управления государственным долгом 20
2.3 Система управления государственным долгом и исполнение бюджета 21
3 Причины увеличения государственного долга, его последствия и методы управления им 23
3.1 Причины увеличения государственного долга 23
3.2 Последствия государственного долга и методы управления им 24
4 Фактические и плановые показатели государственного долга Российской Федерации. 33
4.1 Структура и динамика внешнего долга Российской Федерации 34
4.2 Структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации 37
Заключения и выводы 39
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК теория.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

     Актуальность  проблемы. Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

     Система государственных заимствований  может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны, в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы. Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

     Современное отношение к государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли государственный долг вообще; каким он должен быть по размеру (процент ВВП); какое его количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного государственного долга.

     Цель  работы - рассмотреть значение, современную ситуацию и определить проблемы и пути их решения в области государственного долга России.

       Для достижения цели были поставлены  следующие задачи:

     1) Раскрыть сущность и описать  структуру понятия «государственный  долг» согласно российскому законодательству.

     2) Описать понятия внутреннего и внешнего государственного долга, их особенности и последствия для экономики.

     3) Изучить возможности управления  государственным долгом.

     4) Рассмотреть особенности Российского  государственного долга.

     5) Выявить причины увеличения государственного долга.

     6) Рассмотреть последствия накопления  государственного долга.

     7) Сделать анализ структур и  динамик внешнего и внутреннего  долгов.

     При помощи раскрытия поставленных задач  в курсовой работе выявляется сущность и особенности внутреннего и  внешнего долга России. Показаны некоторые проблемы, решение которых необходимо для нормального развития российской экономики.

     Информационной  базой данной работы послужили работы таких авторов, как: Борисов Е.Ф., Кравцова Г.Ф, Журавлева Г.П.  и  других авторов,   периодические издания: «Экономист», «Финансы», «Бюджет» и другие источники, а также интернет – ресурсы, в которые входят сайты Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, экономических журналов и др.

     Данная  тема связана со многими темами макроэкономики, а именно с фискальной, монетарной политикой, инфляционными процессами, динамикой показателей ВВП и другими.

 

1 Понятие,  структура, классификация  государственного  долга

 

     Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

     Государственный долг определяет экономические отношения  государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения  части стоимости валового внутреннего  продукта на условиях возврата, срочности  и оплаты.

     Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам; покрывая старые долги, они делают еще больше новые.

     Государственный долг растет в разных странах разными  темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

     В соответствии с действующим законодательством (статья 98) структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

       Долговые обязательства Российской  Федерации могут существовать  в виде обязательств по:

     1) кредитам, привлеченным от имени  Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

     2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

     3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

     4) государственным гарантиям Российской  Федерации;

     5) иным долговым обязательствам, ранее  отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

     Государственный долг существенно влияет на экономику  в целом, а именно на параметры  монетарной и фискальной политики и  на экономическую конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок.

     В экономической теории существует ряд  концепций касательно толкования влияния  государственного долга на экономику. В современной экономической литературе выделяют две основные теории государственного долга. Первой является традиционная (или классическая) теория государственного долга, которая базируется на принципах и подходах неоклассической школы экономической теории.

     Сущность  традиционной теории состоит в том, что увеличение государственного долга  стимулирует совокупный спрос и  экономический рост в краткосрочном  периоде, но в долгосрочном периоде  способствует снижению части капитала в национальном богатстве и уменьшению национального дохода.

     Анализ  эффектов государственного долга был  бы неполным без учета и изучения «теории нейтральности государственного долга», которую называют «Эквивалентность Риккардо». Ее сущность состоит в  том, что выбор финансирования государственных расходов с помощью займов или налогов не является релевантным. Эта теория имеет большое теоретическое значение и нуждается в дальнейшем изучении. Однако при изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.

     Классическая  теория государственного долга базируется на ряде гипотез:

     - на объем правительственных расходов  долговая политика не влияет, ревалентными являются только уменьшение (увеличение) налогов или увеличение (уменьшение) объема государственного долга для покрытия дефицита бюджета;

     - временное уменьшение налогов  в текущем периоде предусматривает  увеличение налогов в будущем,  так как государственный долг  постоянно расти не может;

     - настоящая стоимость повышения  налогов равняется стоимости  текущего прироста государственного  долга.

    1.1 Классификация государственного долга

       Существует несколько классификаций  государственного долга в зависимости  от признака, положенного в основу данной классификации.

           Государственный долг подразделяется  на капитальный и текущий.  Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг - включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

           Согласно действующему законодательству, следует выделять  государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

          Хроническая дефицитность государственного  и местных бюджетов и высокий  государственный долг характерны  на современном этапе для большинства  промышленно развитых стран. Государство,  широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам.  Это ведет  к росту государственного долга.     В случае, если валюта государства неконвертируема, различают два типа госдолга1:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ).
  • Внешний — задолженность государства другим странам и международным экономическим организациям. Погашается за счёт экспорта товаров.

       Согласно Бюджетному кодексу  РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются  долговые обязательства федерального правительства,  возникающие в валюте  Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

1.2 Государственный  внутренний долг Российской Федерации

     Внутренний  долг государственный – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

     Если  пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет заёма средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

     В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

     1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте  Российской Федерации;

     3) объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией;

     4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

Информация о работе Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования