Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть значение, современную ситуацию и определить проблемы и пути их решения в области государственного долга России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2) Описать понятия внутреннего и внешнего государственного долга, их особенности и последствия для экономики.

Содержание

Введение 4
1 Понятие, структура, классификация государственного долга 6
1.1 Классификация государственного долга 8
1.2 Государственный внутренний долг Российской Федерации 10
1.3 Внешний государственный долг Российской Федерации 11
2 Управление государственным долгом 15
2.1 Понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели 18
2.2 Процесс управления государственным долгом 20
2.3 Система управления государственным долгом и исполнение бюджета 21
3 Причины увеличения государственного долга, его последствия и методы управления им 23
3.1 Причины увеличения государственного долга 23
3.2 Последствия государственного долга и методы управления им 24
4 Фактические и плановые показатели государственного долга Российской Федерации. 33
4.1 Структура и динамика внешнего долга Российской Федерации 34
4.2 Структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации 37
Заключения и выводы 39
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК теория.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

 

4 Фактические и плановые показатели государственного долга России.

     Согласно  официальным данным Министерства Финансов фактически государственный долг Российской Федерации на 01.01.09г составляет примерно 2611,765 млрд.руб.:

  • Внутренний долг -1421,47 млрд.руб.
  • Внешний – 40,5млрд. долл. (или 1190,295 млрд. руб. по официальному курсу доллара на 01.01.09г -  29,39 руб./долл.)

     «Согласно законопроекту показатели государственного долга Российской Федерации и их динамика в 2009 – 2011 годах соответствуют Основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, предусматривающим уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга, развитие национального рынка государственных ценных бумаг, обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой долговой устойчивости.

     Динамика  государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2011 годах представлена в следующей таблице: 

 Анализ динамики показывает, что объем государственного долга будет иметь тенденцию к росту и увеличится с начала 2009 года по конец 2011 года с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд. рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза), относительно ВВП увеличится с 6,4 % в 2009 году до 7,2 % в конце 2011 года.

     Показатели  объема государственного долга на 2009 и 2010 годы, представленные в материалах к законопроекту, меньше аналогичных  ранее прогнозируемых показателей, что свидетельствует о менее  значительном росте внутреннего долга, чем прогнозировалось.

     Динамика  объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2011 годы представлена на следующей  диаграмме. 

     

     В структуре государственного долга  будет увеличиваться доля внутреннего долга с 64,4 % в 2009 году до 76,4 % в 2011 году, что соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики, направленной в том числе на развитие рынка государственных ценных бумаг и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.»2            

4.1 Структура и динамика внешнего долга России

     В абсолютном выражении российский внешний  государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,5 млрд долларов, что  является одним из самых низких показателей  в Азии[источник?].

     По  относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 8 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. В перспективе, по принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.

     Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд.).

     Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2009 года в приложении№1 

     Динамика  внешнего долга России

     В 2004—2008 годах президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд (9 % ВВП).

     Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

     Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный  долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

     Дата      Сумма, млрд долл. США
     1991, 25 декабря      95.0
     1997, 31 декабря      123,5
     2000, 1 января      158.7
     2001, 1 января      143.7
     2002, 1 января      133.5
     2003, 1 января      125.7
     2004, 1 января      121.7
     2005, 1 января      114.1
     2006, 1 января      76.5
     2006, 1 апреля      75.2
     2006, 1 октября      50.1
     2007, 1 января      52.0
     2007, 1 апреля      50.7
     2007, 1 июля      47.8
     2008, 1 января      44.9           За счёт падения курса доллара
     2008, 1 апреля      44.1
     2008, 1 июля      41.0
     2008, 1 октября      40.4
 

     Внешний долг частного и федерального сектора

     По  данным мирового банка общий внешний  долг России (частный и федеральный  сектор) в первом квартале 2008 год  составляет 477 млрд. долл. США. [3] По данным Центрального Банка Российской Федерации внешний долг на 1 января 2008 года составил 463,5 млрд долл США.[4]

     Дата                           Сумма, млрд. долл. США
     1994, 1 января      117,8
     1995, 1 января      126,7
     1996, 1 января      132,7
     1997, 1 января      153
     1998, 1 января      182,8
     1999, 1 января      188,4
     2000, 1 января      178,2
     2001, 1 января      160
     2002, 1 января      146,3
     2003, 1 января      152,3
     2004, 1 января      186
     2005, 1 января      213,5
     2006, 1 января      257,2
     2007, 1 января      310,6
     2008, 1 января      463,5
     2008, 1 октября      540,5
 

     Долги иностранных государств

     Россия  занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга  США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надежных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.

4.2 Структура и динамика государственного внутреннего долга

     Структура и динамика государственного внутреннего  долга (в части государственных  ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.03.09 г. по 31.03.09 г.

     (млрд. руб.)

Виды  государственных ценных бумаг По состоянию

на 01.03.09

Изменение госдолга с 01.03.09 по 31.03.09 По состоянию

на 01.04.09

     ОФЗ-ПД      329,999             329,999
     ОФЗ-ФК      33,828      -16,000      17,828
     ОФЗ-АД      882,026             882,026
     ГСО-ППС      35,415             35,415
     ГСО-ФПС      132,000             132,000
     Итого      1413,268      -16,000      1397,268
 

     Структура государственного внешнего долга также  показана в приложениях 2,3,4.

 

Заключения  и выводы

     В курсовой работе было определено такое понятие, как государственный  долг, который  определяет экономические  отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты, а также понятия внутреннего и внешнего долгов.

     Поставленные  перед нами задачи были в полном объеме раскрыты.

     Вследствие  анализа эффектов государственного долга была определена ее сущность, которая  состоит в том, что  выбор финансирования государственных  расходов с помощью займов или  налогов не является релевантным. Эта  теория имеет большое теоретическое  значение и нуждается в дальнейшем изучении. Однако при изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.

     Классическая  теория государственного долга базируется на ряде гипотез:

     - на объем правительственных расходов  долговая политика не влияет, ревалентными являются только  уменьшение (увеличение) налогов или  увеличение (уменьшение) объема государственного  долга для покрытия дефицита  бюджета;

     - временное уменьшение налогов  в текущем периоде предусматривает  увеличение налогов в будущем,  так как государственный долг  постоянно расти не может;

     - настоящая стоимость повышения  налогов равняется стоимости  текущего прироста государственного  долга.

     Благодаря рассмотренной классической теории государственного долга, можно сделать вывод о том, что существует тесная взаимосвязь между дефицитом государственного бюджета и долговым кризисом, т.е. причины возникновение одного из этих понятий приводит к появлению другого. Например, причинами возникновения бюджетного дефицита является увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов, необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и т.д. В то же время причиной увеличения внешних займов может послужить покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссионных средств Центрального Банка.

     Невозможно  сказать  однозначно,  что  появление  государственного долга  связано  исключительно  с  ухудшением  экономической ситуации  в  стране,  более   того   грамотно   распорядившись   возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный  долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и  решить  остро вставшие социальные проблемы, но и  просто  использовать  его  как  источник финансирования  в   соответствии   с   принципами   грамотного   финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

     Благодаря проведенному анализу динамики государственного долга в России, можно сделать вывод о том, что постепенно показатели долга государства как внутреннего, так и внешнего, постепенно уменьшаются, благодаря денежно – кредитной и бюджетной политике государства. Так, если в 2006 году отношение государственного долга к ВВП составляло 9%, а в 2008 году отношение к ВВП –7,3%, и по оценке Минфина РФ в 2009 году данный % понизится до 6,4%. Анализ динамики также показывает, что объем государственного долга будет иметь тенденцию к росту и увеличится с начала 2009 года по конец 2011 года с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд. рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза), относительно ВВП увеличится с 6,4 % в 2009 году до 7,2 % в конце 2011 года.

Информация о работе Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования