Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть значение, современную ситуацию и определить проблемы и пути их решения в области государственного долга России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2) Описать понятия внутреннего и внешнего государственного долга, их особенности и последствия для экономики.
Введение 4
1 Понятие, структура, классификация государственного долга 6
1.1 Классификация государственного долга 8
1.2 Государственный внутренний долг Российской Федерации 10
1.3 Внешний государственный долг Российской Федерации 11
2 Управление государственным долгом 15
2.1 Понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели 18
2.2 Процесс управления государственным долгом 20
2.3 Система управления государственным долгом и исполнение бюджета 21
3 Причины увеличения государственного долга, его последствия и методы управления им 23
3.1 Причины увеличения государственного долга 23
3.2 Последствия государственного долга и методы управления им 24
4 Фактические и плановые показатели государственного долга Российской Федерации. 33
4.1 Структура и динамика внешнего долга Российской Федерации 34
4.2 Структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации 37
Заключения и выводы 39
Список использованной литературы 42
Согласно официальным данным Министерства Финансов фактически государственный долг Российской Федерации на 01.01.09г составляет примерно 2611,765 млрд.руб.:
«Согласно законопроекту показатели государственного долга Российской Федерации и их динамика в 2009 – 2011 годах соответствуют Основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, предусматривающим уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга, развитие национального рынка государственных ценных бумаг, обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой долговой устойчивости.
Динамика
государственного долга Российской
Федерации в 2008 – 2011 годах представлена
в следующей таблице:
Анализ динамики показывает, что объем государственного долга будет иметь тенденцию к росту и увеличится с начала 2009 года по конец 2011 года с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд. рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза), относительно ВВП увеличится с 6,4 % в 2009 году до 7,2 % в конце 2011 года.
Показатели объема государственного долга на 2009 и 2010 годы, представленные в материалах к законопроекту, меньше аналогичных ранее прогнозируемых показателей, что свидетельствует о менее значительном росте внутреннего долга, чем прогнозировалось.
Динамика
объема и структуры государственного
долга Российской Федерации в 2008
– 2011 годы представлена на следующей
диаграмме.
В структуре государственного долга будет увеличиваться доля внутреннего долга с 64,4 % в 2009 году до 76,4 % в 2011 году, что соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики, направленной в том числе на развитие рынка государственных ценных бумаг и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.»2
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,5 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Азии[источник?].
По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 8 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. В перспективе, по принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.
Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд.).
Структура
государственного внешнего долга по
состоянию на 1 января 2009 года в приложении№1
Динамика внешнего долга России
В 2004—2008 годах президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
Дата | Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря | 95.0 |
1997, 31 декабря | 123,5 |
2000, 1 января | 158.7 |
2001, 1 января | 143.7 |
2002, 1 января | 133.5 |
2003, 1 января | 125.7 |
2004, 1 января | 121.7 |
2005, 1 января | 114.1 |
2006, 1 января | 76.5 |
2006, 1 апреля | 75.2 |
2006, 1 октября | 50.1 |
2007, 1 января | 52.0 |
2007, 1 апреля | 50.7 |
2007, 1 июля | 47.8 |
2008, 1 января | 44.9 За счёт падения курса доллара |
2008, 1 апреля | 44.1 |
2008, 1 июля | 41.0 |
2008, 1 октября | 40.4 |
Внешний долг частного и федерального сектора
По данным мирового банка общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) в первом квартале 2008 год составляет 477 млрд. долл. США. [3] По данным Центрального Банка Российской Федерации внешний долг на 1 января 2008 года составил 463,5 млрд долл США.[4]
Дата | Сумма, млрд. долл. США |
1994, 1 января | 117,8 |
1995, 1 января | 126,7 |
1996, 1 января | 132,7 |
1997, 1 января | 153 |
1998, 1 января | 182,8 |
1999, 1 января | 188,4 |
2000, 1 января | 178,2 |
2001, 1 января | 160 |
2002, 1 января | 146,3 |
2003, 1 января | 152,3 |
2004, 1 января | 186 |
2005, 1 января | 213,5 |
2006, 1 января | 257,2 |
2007, 1 января | 310,6 |
2008, 1 января | 463,5 |
2008, 1 октября | 540,5 |
Долги иностранных государств
Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надежных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.
Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.03.09 г. по 31.03.09 г.
(млрд. руб.)
Виды государственных ценных бумаг | По состоянию
на 01.03.09 |
Изменение госдолга с 01.03.09 по 31.03.09 | По состоянию
на 01.04.09 |
ОФЗ-ПД | 329,999 | 329,999 | |
ОФЗ-ФК | 33,828 | -16,000 | 17,828 |
ОФЗ-АД | 882,026 | 882,026 | |
ГСО-ППС | 35,415 | 35,415 | |
ГСО-ФПС | 132,000 | 132,000 | |
Итого | 1413,268 | -16,000 | 1397,268 |
Структура государственного внешнего долга также показана в приложениях 2,3,4.
Поставленные перед нами задачи были в полном объеме раскрыты.
Вследствие анализа эффектов государственного долга была определена ее сущность, которая состоит в том, что выбор финансирования государственных расходов с помощью займов или налогов не является релевантным. Эта теория имеет большое теоретическое значение и нуждается в дальнейшем изучении. Однако при изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.
Классическая теория государственного долга базируется на ряде гипотез:
-
на объем правительственных
-
временное уменьшение налогов
в текущем периоде
-
настоящая стоимость повышения
налогов равняется стоимости
текущего прироста
Благодаря рассмотренной классической теории государственного долга, можно сделать вывод о том, что существует тесная взаимосвязь между дефицитом государственного бюджета и долговым кризисом, т.е. причины возникновение одного из этих понятий приводит к появлению другого. Например, причинами возникновения бюджетного дефицита является увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов, необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и т.д. В то же время причиной увеличения внешних займов может послужить покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссионных средств Центрального Банка.
Невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.
Благодаря проведенному анализу динамики государственного долга в России, можно сделать вывод о том, что постепенно показатели долга государства как внутреннего, так и внешнего, постепенно уменьшаются, благодаря денежно – кредитной и бюджетной политике государства. Так, если в 2006 году отношение государственного долга к ВВП составляло 9%, а в 2008 году отношение к ВВП –7,3%, и по оценке Минфина РФ в 2009 году данный % понизится до 6,4%. Анализ динамики также показывает, что объем государственного долга будет иметь тенденцию к росту и увеличится с начала 2009 года по конец 2011 года с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд. рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза), относительно ВВП увеличится с 6,4 % в 2009 году до 7,2 % в конце 2011 года.
Информация о работе Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования