Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть значение, современную ситуацию и определить проблемы и пути их решения в области государственного долга России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2) Описать понятия внутреннего и внешнего государственного долга, их особенности и последствия для экономики.

Содержание

Введение 4
1 Понятие, структура, классификация государственного долга 6
1.1 Классификация государственного долга 8
1.2 Государственный внутренний долг Российской Федерации 10
1.3 Внешний государственный долг Российской Федерации 11
2 Управление государственным долгом 15
2.1 Понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели 18
2.2 Процесс управления государственным долгом 20
2.3 Система управления государственным долгом и исполнение бюджета 21
3 Причины увеличения государственного долга, его последствия и методы управления им 23
3.1 Причины увеличения государственного долга 23
3.2 Последствия государственного долга и методы управления им 24
4 Фактические и плановые показатели государственного долга Российской Федерации. 33
4.1 Структура и динамика внешнего долга Российской Федерации 34
4.2 Структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации 37
Заключения и выводы 39
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК теория.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

     5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

     В Российской Федерации включает в  себя долговые обязательства Правительства  РФ, выраженные в валюте РФ, перед  юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

     Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

     Виды  государственных долговых инструментов

     Долговые  обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

     Основные  государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

  • государственные краткосрочные облигации ГКО;
  • государственные долгосрочные облигации;
  • облигации государственного сберегательного займа;
  • облигации внутреннего государственного валютного займа;
  • казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

1.3 Внешний  государственный долг Российской  Федерации

     Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте.

     Внешний долг — это совокупный объем финансовых средств взятый в долг:

  • правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)
  • кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)
  • напрямую крупными предприятиями страны
  • у кредитно-финансовых организаций других стран

     В экономической теории: внешний долг, на погашение которого уходит вся  прибыль страны (за определённый период времени), так, что необходимые текущие  затраты погашаются за счёт суммы очередного долга — определение главного механизма современной колонизации.

     В современной редакции Бюджетного кодекса  Российской Федерации, под внешним  долгом понимаются все долги в  иностранной валюте. Однако следует  особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учета одного заимствования повторно.

     Инструменты внешнего заимствования:

  • Прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций: Парижский клуб, Всемирный банк, МВФ
  • Выпуск облигаций

     Внешний долг может образовываться когда  государство берет кредит у другого  государства, либо прибегает к услугам  международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund).  Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым цветом для государства, желающего стать кредиторам какой-нибудь страны, или красным – когда  государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным, по мнению специалистов из МВФ. Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Я считаю, что государственный долг России не играет положительную роль.

     Внешний долг государства  имеет такие составные:

     - долг органов государственной  власти и управления, который  возник в результате привлечения  кредитов иностранных государств  и выпуска государственных ценных  бумаг, которые размещаются на международных рынках капиталов;

     - долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он  погашается и обслуживается субъектами  хозяйствования – заемщиками.

     Состояние внешнего долга государства  можно охарактеризовать с помощью таких  показателей:

     А) соотношение внешнего долга к  валовому внутреннему продукту;

     Б) соотношение плановых платежей касательно обслуживания долга валютных поступлений  государства. Он свидетельствует о  платежеспособности страны в ближайшей  перспективе;

     В) соотношение дисконтированной стоимости долга и экспорта. Этот показатель используется для оценки долгосрочной платежеспособности .

     Внешний долг представляет особое внимание. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической  деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

 

2 Управление государственным долгом

     Основными принципами управления государственным  внутренним долгом в мировой практике признаны экономичность и оптимальность.

     В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Именно такой подход целесообразно использовать при построении моделей управления государственным долгом.

     Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в  области государственного заимствования.

     Регулирует  и осуществляет деятельность по управлению государственным долгом Министерство финансов, Государственная дума ЦБ РФ, которые определяют: 1) общий объем бюджетного дефицита; 2) объем и характер займов, необходимых для его финансирования; 3) разрабатывают кредитную политику и ее обеспечение; 4) законодательный контроль над новыми внешними заимствованиями (Госдумой ежегодно утверждаются программы внешних заимствований).

     Управление  государственным внутренним долгом Российской Федерации:

     Одним из важнейших инструментов управления внутренним долгом является рынок внутренних государственных обязательств, в частности ГКО-ОФЗ.

     Созданная высокотехнологичная система торгов ГКО-ОФЗ позволяет в режиме реального  времени получать информацию об объеме государственного долга в части  ГКО-ОФЗ и платежах по каждому  инструменту и выпуску. Существующий рынок ГКО-ОФЗ позволяет обеспечить:

  • надежность расчетов;
  • зачисление денежных средств, полученных в результате размещения (доразмещения) ГКО-ОФЗ, на счета казначейства в день совершения операции;
  • прозрачность рынка;
  • возможность проведения активных операций по управлению долгом с целью улучшения его структуры и оптимизации стоимости обслуживания.

     Другие  государственные облигации, номинированные в валюте Российской Федерации, имеют  значительно менее технологические  способы размещения и обращения, что отрицательно сказывается на их ликвидности.

     Управление  государственным внешним долгом Российской Федерации:

     В области управления внешним долгом в период, прошедший после долгового  и финансового кризиса 1998 года, существенное значение имеет завершение процесса урегулирования долга бывшего СССР, в том числе долга бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, коммерческой задолженности бывшего СССР, включая достижение договоренности об урегулировании долга бывшего СССР Международному инвестиционному банку и Международному банку экономического сотрудничества.

     Урегулирование  долга бывшего СССР на фоне улучшения  экономической ситуации в России, а также политика, направленная на восстановление имиджа Российской Федерации  у иностранных кредиторов, привели  к улучшению кредитных рейтингов России в период 1999-2001 годов, что, в свою очередь, позволило перейти к активной политике по управлению внешним долгом, восстановить возможность доступа Российской Федераций на внешние рынки.

     Внешний долг государства сократился с 157,4 млрд. долларов США на 1 января 1999 года до 137 млрд. долларов США на 1 июля 2001 года благодаря списанию части задолженности бывшего СССР и политике по обеспечению погашения внешних обязательств без привлечения новых заимствований.

     В значительной степени расширился состав инструментов управления внешним долгом, активно шел процесс закрепления использования указанных инструментов в соответствующих нормативных документах.

     Завершение  инвентаризации внешних заимствований  бывшего СССР позволило приступить к созданию системы анализа рисков и разработать стратегию управления внешним долгом до 2005 года с учетом основных принципов бюджетной политики, определенных в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации.

     Несмотря  на достигнутые положительные результаты по совершенствованию системы управления государственным долгом, существующая система управления государственным долгом имеет ряд недостатков.

     Одними  из наиболее существенных недостатков  формирующейся в России системы  управления государственным долгом является то, что упомянутая система:

  • недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
  • не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению;
  • носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер. В действующей системе управления долгом отсутствует:

     Четкое  законодательное закрепление разделения компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом.

     В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы  управления государственным долгом, содержит ряд существенных противоречий. С одной стороны, в Бюджетном  кодексе Российской Федерации и федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" вопросы управления государственным долгом отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации. С другой стороны, законодательное утверждение программ внешних и внутренних заимствовании с чрезмерной детализацией источников привлечения конкретных кредитов и направлений использования привлеченных средств препятствует выполнению Правительством Российской Федерации функций по управлению государственными заимствованиями, как с точки зрения стоимости и сроков заимствований, так и по комбинированию источников этих заимствований с целью сокращения расходов на обслуживание долга.

Информация о работе Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования