Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть значение, современную ситуацию и определить проблемы и пути их решения в области государственного долга России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2) Описать понятия внутреннего и внешнего государственного долга, их особенности и последствия для экономики.
Введение 4
1 Понятие, структура, классификация государственного долга 6
1.1 Классификация государственного долга 8
1.2 Государственный внутренний долг Российской Федерации 10
1.3 Внешний государственный долг Российской Федерации 11
2 Управление государственным долгом 15
2.1 Понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели 18
2.2 Процесс управления государственным долгом 20
2.3 Система управления государственным долгом и исполнение бюджета 21
3 Причины увеличения государственного долга, его последствия и методы управления им 23
3.1 Причины увеличения государственного долга 23
3.2 Последствия государственного долга и методы управления им 24
4 Фактические и плановые показатели государственного долга Российской Федерации. 33
4.1 Структура и динамика внешнего долга Российской Федерации 34
4.2 Структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации 37
Заключения и выводы 39
Список использованной литературы 42
Законодательное закрепление полномочий Правительства Российской Федерации по проведению полного спектра операции в области управления государственным долгом.
Законодательно не определено само понятие “управление долгом” и, соответственно, пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой его функции.
В настоящее время бюджетное законодательство регулирует, в основном, вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. Однако эффективная система управления государственным долгом должна включать в себя более значительный набор инструментов (рыночные операции по выкупу и досрочному погашению долги, операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и пр.) В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по проведению вышеуказанных операций.
Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного' долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.
Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:
Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.
Основные параметры и приоритеты бюджетной политики устанавливаются в бюджетных посланиях Президента, прогнозах социально-экономического развития страны, Основных направлениях бюджетной и налоговой политики и иных документах, на основе которых составляется и утверждается федеральный бюджет.
Система
управления государственным долгом
непосредственно связана с
Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.
Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий .
Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).
Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:
Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Процесс управления госдолгом, как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.
В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.
В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации законодательно
закрепил казначейское исполнение федерального
бюджета и ввел принцип единства
кассы, предусматривающий зачисление
всех поступающих доходов бюджета,
привлечение и погашение
Реализация принципа единства кассы по учету доходов и средств федерального бюджета способствует повышению эффективности управления средствами федерального бюджета и позволяет обеспечить сокращение заимствований для покрытия кассовых разрывов бюджета посредством оперативного управления поступлениями и платежами федерального бюджета.
Система управления государственным долгов является по своему экономическому содержанию управлением частью финансовых пассивов государства, т.е. "внешней" по отношению к кассовому исполнению федерального бюджета.
В то же время, управление государственными долговыми обязательствами и рисками, связанными с изменением стоимости этих обязательств, оказывает непосредственное влияние на исполнение бюджета в части государственного долга, а также на кассовое исполнение бюджета.
С учетом этого, система казначейского исполнения бюджета должна сочетаться с эффективной системой управления государственным долгом.
Основными причинами
1.Возникновение
чрезвычайных обстоятельств (
2.Низкая
эффективность общественного
3.Нерациональная структура бюджетных расходов.
4.Несовершенство налоговой системы.
5.Некомпетентность
руководства государства, его
неспособность держать под
6.Большие расходы на содержание силовых структур.
7.Предоставление
бесплатной помощи другим
8.Невозможность получения долгов от других государств.
9.Переход
от административно-командной
10.Неудовлетворительная
работа государственных служб,
в компетенцию которых входят
сбор налогов и других
11.Кража средств госбюджета.
12.Необходимость
осуществления в особенно
13.Кризис
политической системы
14.Низкая
покупательная способность
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. При этом наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.
Перед тем, как перейти к исследованиям макроэкономических эффектов государственного долга, им следует дать определение как объекту статистического изучения. Под макроэкономическим эффектом государственного долга понимают изменение параметров макроэкономической конъюнктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности страны и ее экономической независимости в результате влияния государственного долга на экономику.
Начнем исследование с анализа краткосрочных эффектов, которые влияют на дефицит бюджета, а потом перейдем к долгосрочным, среди которых одним из наиболее важных является уменьшение национального богатства.
В соответствии с классической экономической теорией в долгосрочном периоде государственный долг снижает уровень национальных сбережений и, следовательно, величину внутренних и внешних инвестиций. Это приводит к сокращению основного денежного капитала в экономике и уменьшению объемов национального производства и национального дохода.
Влияние долга на накопление капитала может быть представлено в виде экономической модели американского экономиста Г.Мэнкью. Предположим, что налоги взимаются в форме подоходного налога со ставкой £, а r – величина реальной процентной ставки. Объем государственного долга обозначим через D. Следующие равенства характеризуют равновесное состояние модели:
Y= f(k)
£y +£rD = G + rD
r = f’(k)
(1 - £)r = p,
где
первое равенство – это
В рамках данной модели можно проследить, как увеличение государственного долга влияет на объем капитала в экономике. Наращивание долга вызывает рост расходов на его обслуживание; последние обуславливают необходимость увеличения ставки налогообложения. Это сопровождается повышением предналоговой процентной ставки, которое ведет к снижению равновесного количества капитала в экономике. Таким образом, следствием наращивания государственного долга является вытеснение частного капитала и связанное с этим падение темпов роста национального производства. Необходимо отметить, что при темпах экономического роста выше величины процентных ставок по государственным обязательствам обслуживание долга не требует увеличения налогообложения и, следовательно, не ведет к вытеснению капитала.
Информация о работе Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования