Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть значение, современную ситуацию и определить проблемы и пути их решения в области государственного долга России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2) Описать понятия внутреннего и внешнего государственного долга, их особенности и последствия для экономики.

Содержание

Введение 4
1 Понятие, структура, классификация государственного долга 6
1.1 Классификация государственного долга 8
1.2 Государственный внутренний долг Российской Федерации 10
1.3 Внешний государственный долг Российской Федерации 11
2 Управление государственным долгом 15
2.1 Понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели 18
2.2 Процесс управления государственным долгом 20
2.3 Система управления государственным долгом и исполнение бюджета 21
3 Причины увеличения государственного долга, его последствия и методы управления им 23
3.1 Причины увеличения государственного долга 23
3.2 Последствия государственного долга и методы управления им 24
4 Фактические и плановые показатели государственного долга Российской Федерации. 33
4.1 Структура и динамика внешнего долга Российской Федерации 34
4.2 Структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации 37
Заключения и выводы 39
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК теория.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

     Законодательное закрепление полномочий Правительства  Российской Федерации по проведению полного спектра операции в области управления государственным долгом.

     Законодательно  не определено само понятие “управление  долгом” и, соответственно, пределы  полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой его функции.

     В настоящее время бюджетное законодательство регулирует, в основном, вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. Однако эффективная система управления государственным долгом должна включать в себя более значительный набор инструментов (рыночные операции по выкупу и досрочному погашению долги, операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и пр.) В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по проведению вышеуказанных операций.

2.1 Понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели

     Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь  бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного' долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

     Основными целями управления государственным  долгом Российской Федерации являются:

  • сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • сокращение, стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу.

     Управление  государственным долгом является составной  частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической  политики государства.

     Основные  параметры и приоритеты бюджетной политики устанавливаются в бюджетных посланиях Президента, прогнозах социально-экономического развития страны, Основных направлениях бюджетной и налоговой политики и иных документах, на основе которых составляется и утверждается федеральный бюджет.

     Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным  процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным  долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.

     Упомянутая  выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

2.2 Процесс управления государственным долгом

     Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий .

     Управление  государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

     Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

  • формирование государственной долговой политики;
  • определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
  • установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
  • установление границ задолженности.

     Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

     Процесс управления госдолгом, как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

     В процессе управления госдолгом государство  определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру  видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.

     В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

2.3 Система управления государственным долгом и исполнение бюджета

     Бюджетный кодекс Российской Федерации законодательно закрепил казначейское исполнение федерального бюджета и ввел принцип единства кассы, предусматривающий зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов через единый счет бюджета.

     Реализация  принципа единства кассы по учету  доходов и средств федерального бюджета способствует повышению  эффективности управления средствами федерального бюджета и позволяет обеспечить сокращение заимствований для покрытия кассовых разрывов бюджета посредством оперативного управления поступлениями и платежами федерального бюджета.

     Система управления государственным долгов является по своему экономическому содержанию управлением частью финансовых пассивов государства, т.е. "внешней" по отношению к кассовому исполнению федерального бюджета.

     В то же время, управление государственными долговыми обязательствами и  рисками, связанными с изменением стоимости этих обязательств, оказывает непосредственное влияние на исполнение бюджета в части государственного долга, а также на кассовое исполнение бюджета.

     С учетом этого, система казначейского  исполнения бюджета должна сочетаться с эффективной системой управления государственным долгом.

 

3 Причины увеличения государственного долга, его последствия и методы управления им

3.1 Причины  увеличения государственного долга

       Основными причинами увеличения  государственного долга являются:

     1.Возникновение  чрезвычайных обстоятельств (войн, больших стихийных бедствий).

     2.Низкая  эффективность общественного производства; высокий потенциальный вес убыточных  предприятий в общем их количестве;

     3.Нерациональная  структура бюджетных расходов.

     4.Несовершенство налоговой системы.

     5.Некомпетентность  руководства государства, его  неспособность держать под контролем  финансовую ситуацию в стране.

     6.Большие  расходы на содержание силовых  структур.

     7.Предоставление  бесплатной помощи другим государствам.

     8.Невозможность получения долгов от других государств.

     9.Переход  от административно-командной экономики  к рыночной.

     10.Неудовлетворительная  работа государственных служб,  в компетенцию которых входят  сбор налогов и других отчислений.

     11.Кража  средств госбюджета.

     12.Необходимость  осуществления в особенно больших  размерах государственных вложений (инвестиций) в экономику.

     13.Кризис  политической системы государства.

     14.Низкая  покупательная способность населения.

     Государственный  долг  вызван  использованием  государственных  займов  в качестве одной  из  форм  привлечения  денежных  ресурсов  для   расширения воспроизводства  и  удовлетворения   общественных   потребностей. При  этом  наличие государственного  долга  не  является  исключением   в   экономике,   скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний  долг. Однако существует значительная разница в причинах,  способах  образования  и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости  от  страны.  В развитых странах государственный  долг  и  вызвавшие  его  дефициты  бюджета представляют собой встроенные  в  экономический  цикл  факторы  стабилизации экономики и ее развития.  Взятые  займы  у  населения,  корпораций,  банков, других финансовых и  кредитных  учреждений  денежные  средства  используются производительно  и  рассматриваются  как  активы  перечисленных   заемщиков. Государственный долг рассматривается  как  «заем  нации  самой  себе»  и  не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. В связи с вышеизложенным невозможно  сказать  однозначно,  что  появление государственного долга  связано  исключительно  с  ухудшением  экономической ситуации  в  стране,  более   того   грамотно   распорядившись   возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить  остро вставшие социальные проблемы, но и просто  использовать  его как источник финансирования  в   соответствии   с   принципами   грамотного   финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

3.2 Последствия  государственного долга и методы  управления им

     Перед тем, как перейти к исследованиям  макроэкономических эффектов государственного долга, им следует дать определение  как объекту статистического  изучения. Под макроэкономическим эффектом государственного долга понимают изменение параметров макроэкономической конъюнктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности страны и ее экономической независимости в результате влияния государственного долга на экономику.

     Начнем  исследование с анализа краткосрочных  эффектов, которые влияют на дефицит  бюджета, а потом перейдем к долгосрочным, среди которых одним из наиболее важных является уменьшение национального богатства.

     В соответствии с классической экономической  теорией в долгосрочном периоде  государственный долг снижает уровень  национальных сбережений и, следовательно, величину внутренних и внешних инвестиций. Это приводит к сокращению основного денежного капитала в экономике  и уменьшению объемов национального производства и национального дохода.

     Влияние долга на накопление капитала может  быть представлено в виде экономической  модели американского экономиста Г.Мэнкью. Предположим, что налоги взимаются в форме подоходного налога со ставкой £, а r – величина реальной процентной ставки. Объем государственного долга обозначим через D. Следующие равенства характеризуют равновесное состояние модели:

     Y= f(k)

     £y +£rD = G + rD

     r = f’(k)

     (1 - £)r = p,

     где первое равенство – это производственная функция, показывающая, что объем  производства продукции, товаров и  услуг, y, является функцией от объема капитала, k. Второе равенство характеризует бюджетное ограничение государства, в котором налоговые поступления, £y +£rD, равны государственным расходам, G, а также стоимости обслуживания долга, rD. Третье равенство показывает, что величина процентной ставки, r, равна предельному продукту капитала. Согласно четвертому выражению, предналоговая процентная ставка соответствует норме предпочтения настоящего потребления будущему, p.

     В рамках данной модели можно проследить, как увеличение государственного долга  влияет на объем капитала в экономике. Наращивание долга вызывает рост расходов на его обслуживание; последние обуславливают необходимость увеличения ставки налогообложения. Это сопровождается повышением предналоговой процентной ставки, которое ведет к снижению равновесного количества капитала в экономике. Таким образом, следствием наращивания государственного долга является вытеснение частного капитала и связанное с этим падение темпов роста национального производства. Необходимо отметить, что при темпах экономического роста выше величины процентных ставок по государственным обязательствам обслуживание долга не требует увеличения налогообложения и, следовательно, не ведет к вытеснению капитала.

Информация о работе Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования