Государственный долг и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного долга стала одной из важнейших проблем последних десятилетий, стоящих перед мировым экономическим сообществом. В последнее время увеличение объёмов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, имеющих нехватку собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран имеющих значительные внутренние сбережения. Размеры мирового внешнего долга продолжают расти, несмотря на реализацию ряда мер направленных на сдерживание его роста.

Содержание

1. Введение
2. Причины возникновения государственного долга и его виды
3. Последствия государственного долга и методы управления им
4. Влияние государственного долга на развитие экономики России
5.Практикум
6.Заключение
7. Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовик1.doc

— 132.00 Кб (Скачать)
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

1. Введение……………………………………………………………………стр.2

2. Причины  возникновения государственного  долга и его виды ………...стр.3

3. Последствия государственного долга и методы управления им……….стр.9

4. Влияние государственного долга на развитие экономики России........стр.18

5.Практикум  ……………………………………………………………...….стр.23

6.Заключение  ……………………………………………………………..…стр.24

7. Литература  ……………………………………………..…………………стр.25

 

          Введение 

          В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства. В последнее время экономики всех стран развиваются в сторону всемирной глобализации, что увеличивает роль таких явлений как перемещение капиталов, международная торговля, которые в свою очередь непосредственно связаны с государственным долгом, что подчеркивает актуальность этой проблемы на сегодняшний день. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

       Проблема государственного долга стала одной из важнейших проблем последних десятилетий, стоящих перед мировым экономическим сообществом. В последнее время увеличение объёмов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, имеющих нехватку собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран имеющих значительные внутренние сбережения. Размеры мирового внешнего долга продолжают расти, несмотря на реализацию ряда мер направленных на сдерживание его роста.

             Цель данной курсовой работы – исследование явления государственного долга в нашей стране, его виды, причины возникновения, и последствия для экономики России.  

        Причины возникновения государственного долга и его виды 

     Государственный долг – общий размер задолженности  правительства владельцам государственных  ценных бумаг, равный сумме прошлых  бюджетных дефицитов (минус бюджетные  излишки). Причинами образования  бюджетных дефицитов являются: спад производства, рост предельных издержек, необеспеченная эмиссия денег, возрастание затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, рост объемов теневой экономики, непроизводственные расходы, потери, хищения и т.д.

     Понятие государственного долга имеет отношение к дефициту только федерального бюджета, которым распоряжается правительство. К местным бюджетам он отношения не имеет, сальдо которых может быть положительным, а федеральный бюджет в это время может иметь дефицит.1

     Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственный долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами. Со временем, текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

         Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

        Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают        финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов. Резкое ухудшение экономической ситуации, обусловленное слабостью, внутренне присущей плановой экономике, и грубыми просчетами в экономической политике, вынуждали советское руководство прибегать к значительным заимствованиям за рубежом. Хотя в период с 1985 по 1989 гг. основная часть заимствованных средств направлялась на инвестиционные цели, проблемы советской экономики, носившие системный характер, не позволили достичь сколько-нибудь значительного повышения производительности труда. Средства, заимствованные на Западе в 1990-1991 гг., были большей частью использованы для обеспечения населения потребительскими товарами с помощью импорта. По состоянию на 1 января 1992 г. общая сумма внешнего долга Советского Союза оценивалась в 107,7 млрд. дол. Вначале предполагалось, что бремя долга будет разделено поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада Советского Союза. В течение 1993 г. новые государства согласились передать Российской Федерации не только все зарубежные активы, но и обязательства Советского Союза по внешним долгам. Оказавшись перед необходимостью выплатить более 40 млрд. долл. в течение 1992-1993 гг., российское правительство обратилось к государствам и банкам-кредиторам с просьбой о реструктуризации долгов. В результате длительных переговоров с членами Лондонского и Парижского клубов порядок и сроки погашения долгов, унаследованных Россией от Советского Союза, были пересмотрены.

     Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

             По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний.

     Внешний государственный долг - это составная  часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

  • отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
  • отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
  • отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

       По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.      Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); Частные фонды – нерезиденты. Внешний долг Российской Федерации обычно подразделяется на обязательства, принятые на себя собственно российским правительством, и те, которые унаследованы от Советского Союза. До 1998 г. Россия исполняла обязательства по внешнему долгу и той и другой категории. Девальвация рубля серьезно подорвала возможности государства по обслуживанию внешней задолженности. Было принято решение приостановить выплату основной суммы и процентов по задолженности, накопленной Советским Союзом, но продолжать исполнение обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в качестве суверенного государства. Пока что реакция кредиторов на это решение была достаточно благожелательной: формально дефолт не объявлен, и российское правительство приступило к консультациям с членами Парижского и Лондонского клубов, на долю которых приходится большая часть задолженности Советского Союза.

        Внутренний государственный долг регулируется законом «О государственном долге Российской Федерации»  Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в Центральном Банке Российской Федерации. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

       Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития. Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако, присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга: погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества; для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций; действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.  Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются: население, корпорации, банки, другие финансовые и кредитные учреждения.

            Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров при погашении внутреннего долга не происходит, но возникают другие сложности в экономической жизни.2

           Особо остро вопрос государственного долга стоит на постсоветском пространстве. Обретя независимость, каждая республика бывшего СССР пошла по своему пути развития. Ситуацию осложняет и тот факт, что экономика СССР была закрытой и все республики были взаимозависимы; после обретения независимости все экономические связи были разрушены и каждой из республик пришлось строить все свои отношения с нуля. Не имея собственных достаточных средств, каждой из республик пришлось ежегодно брать все новые и новые кредиты для сбалансирования своего бюджета. Еще одним фактором обостряющем эту проблему стал переход от плановой экономики к рыночной, что тоже потребовало и до сих пор требует громадных денежных ресурсов на реформирование и кардинальную реструктуризацию фундаментальных институтов государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Последствия государственного долга и методы управления им

        

           Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики.                  Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга.

          Во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности.           

          Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности.

        В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем.

Информация о работе Государственный долг и его последствия