Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть значение, современную ситуацию и определить проблемы и пути их решения в области государственного долга России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2) Описать понятия внутреннего и внешнего государственного долга, их особенности и последствия для экономики.

Содержание

Введение 4
1 Понятие, структура, классификация государственного долга 6
1.1 Классификация государственного долга 8
1.2 Государственный внутренний долг Российской Федерации 10
1.3 Внешний государственный долг Российской Федерации 11
2 Управление государственным долгом 15
2.1 Понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели 18
2.2 Процесс управления государственным долгом 20
2.3 Система управления государственным долгом и исполнение бюджета 21
3 Причины увеличения государственного долга, его последствия и методы управления им 23
3.1 Причины увеличения государственного долга 23
3.2 Последствия государственного долга и методы управления им 24
4 Фактические и плановые показатели государственного долга Российской Федерации. 33
4.1 Структура и динамика внешнего долга Российской Федерации 34
4.2 Структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации 37
Заключения и выводы 39
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК теория.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

     В краткосрочном периоде увеличение государственного долга приводит к  увеличению совокупного спроса и  производства (национального дохода, ВВП). Например, если правительство создает бюджетный дефицит, оставляя уровень расходов неизменным и уменьшая налоговую нагрузку, то это в свою очередь приведет к росту совокупного фактического дохода и достатка домохозяйств. Согласно допущениям, на которых базируется традиционная теория государственного долга, увеличение доходов и уровня достатка домохозяйств способствует стимулированию их расходов на приобретение товаров и услуг, а, следовательно, и ведет к увеличению совокупного спроса.

     В краткосрочном периоде экономика находится в «кейнсианском» отрезке кривой совокупного предложения, поэтому увеличение совокупного спроса приводит к увеличению национального дохода. Причиной этого является неэластичность цен, заработной платы, или их временная негибкость, поэтому сдвиги в совокупном спросе способствуют увеличению потребления факторов производства. Собственно, на таких принципах и допущениях базируется кейнсианская модель выхода экономики из состояния рецессии. Таким образом, краткосрочным эффектом государственного долга является увеличение совокупного спроса и национального дохода.

     Однако  согласно с традиционной теорией, в  долгосрочном периоде совокупное предложение  является неэластичным, то есть находится  в «классическом» отрезке кривой совокупного предложения, поэтому эффекты, связанные с изменением спроса в краткосрочном периоде, являются незначительными в долгосрочном периоде. В этом периоде государственный долг способствует уменьшению уровня сбережений в экономике, что в свою очередь имеет ряд последствий. Для пояснения нашего допущения проанализируем  структуру ВВП:

     Y = C + S + T,                       (1)

     Y = C + I + G + NX,             (2)

     Где Y – ВВП,

     С – частное потребление,

     S – частные сбережения,

     Т – налоги, за исключением правительственных  трансфертов,

     I – инвестиции,

     G – правительственные расходы,

     NX – чистый экспорт.

     После проведения ряда превращений из формул (1) и (2) получаем равенство:

     S + (T – G) = I + NX,             (3)

     которое  показывает, что объем частных  и государственных сбережений соответствует сумме инвестиций и чистого экспорта.

     Система национальных счетов (СНС) является методологической основой подсчета большинства основных макроэкономических показателей, в  том числе и тех, которые являются объектами нашего анализа.

     Сальдо  счета текущих операций (Счет внешних операций с товарами и услугами) должно соответствовать сальдо счета капитала (Счет операций с капиталом) в состоянии равновесия внешней торговли и потоков капитала. Первый соответствует чистому экспорту и чистым инвестиционным доходам резидентов, которыми в нашем анализе можно пренебречь из-за их маленькой величины по сравнению с NX. Сальдо счетов капитала равняется чистым иностранным инвестициям (кредитам) (NFI), которые соответствуют инвестициям резидентов за границу за исключением инвестиций нерезидентов в экономику. Отсюда получаем четвертое равенство:

     NX = NFI,                  (4)

     то  есть международные потоки стоимости  товаров и услуг (NX) должны равняется международным потокам капитала (NFI). Из равенства (3) и (4) вытекает равенство (5):

     S + (T – G) = I + NFI       (5)

     Правая  часть равенства (5) показывает национальные сбережения как сумму частных  и государственных сбережений, а  левая часть – иллюстрирует направления  использования этих сбережений и  инвестиции в страну и за границу.

     В случае, если правительство уменьшит налоговую нагрузку, оставляя уровень  расходов без изменений, создастся  дефицит государственного бюджета, это, соответственно (5), приведет к уменьшению сбережений и инвестиций. Последнее является, по сути, уменьшением темпов прироста капитала в стране, что, естественно, способствует уменьшению уровня производства.

     С меньшим объемом капитала уровень  предельного продукта капитала будет  выше, а, следовательно, выше будет и уровень процентных ставок в стране. В свою очередь, производительность труда будет ниже, что приведет к уменьшению уровня реальной заработной платы.

     Уменьшение  объемов чистых иностранных инвестиций на протяжении нескольких периодов будет  означать, что резиденты будут  владеть меньшим объемом капитала за границей или нерезиденты будут владеть большей частью капитала в стране. Мало того, уменьшение чистых иностранных инвестиций, согласно (4), должно соответствовать уменьшению чистого экспорта.

       Таким образом,  подытожив выделенные выше последствия государственного долга в долгосрочном периоде, можно выделить такие программы влияния государственного долга на экономику, то есть его макроэкономические эффекты в долгосрочном периоде:

     1.Сбережения  ↓, → инвестиции ↓, →объем  основного капитала ↓, → НД  ↓, уровень процентных ставок ↑, реальная заработная плата ↓.

     2.Сбережения  ↓, инвестиции ↓, → чистый  экспорт ↓.

     Увеличение  совокупного спроса в краткосрочном  периоде рядом с изменением сбережений и объема основного капитала в  долгосрочном периоде являются наиболее важными макроэкономическими эффектами государственного долга, однако следует помнить, что долговая политика имеет ряд других эффектов на экономику.

     В конечном итоге выделим такие макроэкономические эффекты государственного долга:

     - эффект монетарной политики: государственный долг может привести к повышению уровня процентных ставок, вследствие чего государственные органы, ответственные за денежно-кредитную политику, будут вынуждены проводить экспансионистскую монетарную политику с целью уменьшения уровня процентных ставок. Крайним случаем может стать финансирование бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии;

     - эффект потери налоговых поступлений: обслуживание государственного долга требует использования части налоговых поступлений или увеличения государственного долга на сумму его обслуживания;

     - эффект фискальной политики: возможность использования займов влияет на уменьшение дисциплины бюджетного процесса, т.к. финансирование дополнительных расходов за счет государственного долга не требует увеличения налогов, следовательно, создает дополнительные нагрузки на частный сектор, с одной стороны, и повышает склонность избирателей благодаря увеличению бюджетного финансирования определенных видов расходов, с другой;

     - эффект экономической зависимости страны: как отмечают некоторые экономисты, инвесторов волнуют большие объемы государственного долга еще с времен, когда король Англии Эдвард III провозгласил дефолт по своим обязательствам перед итальянскими банкирами в 1335 году. В случае, когда значительная часть долговых обязательств пребывает в руках нерезидентов, незначительное изменение рыночной конъюктуры на уровне как страны, так и мировой экономики, может привести к значительным колебаниям валютного курса и динамики потоков капитала;

     - эффект политической зависимости страны: в условиях большого объема государственного долга, кризиса ликвидности внутреннего финансового рынка и низкого уровня сбережений единственным выходом касательно избежания дефолта при сохранения надлежащего уровня правительственных расходов является привлечение внешнего финансирования. Однако в таких условиях кредиторы могут выдвигать ряд дополнительных условий и мероприятий касательно изменения экономического курса и международного политического позиционирования страны.

       Некоторые исследователи выделяют  и другие макроэкономические эффекты государственного долга, но, проанализировав их, можно сделать вывод, что они являются, по сути, атрибутами выделенных нами эффектов и проявляют себя только в определенных условиях. В нашем списке мы выделили только те эффекты, действие которых является безусловным, так как они комплексно характеризуют влияние государственного долга на социально–экономические процессы страны.

     Другие  исследователи показывают, что государственный  долг осуществляет значительное влияние  не только на экономику страны, изменение рыночной конъюктуры, фискальную и монетарную политики государства, но и на ее политическую и экономическую независимость. Поэтому макроэкономические эффекты государственного долга являются качественными оценками результатов проявления экономических процессов и явлений, созданных государственным долгом, из-за чего их можно рассматривать как объекты статистического анализа и оценки.

     В свою очередь статистическое изучение государственного долга и его  макроэкономических эффектов предусматривает  использование определенных методов и моделей. Однако исследования определенного социально-экономического явления могут нуждаться в адаптации существующей методологии и присутствия качественного информационного обеспечения.

     В результате проведенного исследования установлено, что макроэкономические эффекты государственного долга являются качественными оценками экономических процессов и явлений, созданных влиянием государственного долга на экономику. Они проявляются через изменение параметров макроэкономической конъюктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности государства и ее экономической независимости, а следовательно, является объектом статистического изучения. Основными эффектами государственного долга, является увеличение совокупного спроса и ВВП в краткосрочном периоде и уменьшение уровня сбережений, инвестиций и национального богатства в долгосрочном периоде.

       Таким образом, государственный  долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.

     Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:

     1. списание долга - если обязательства  страны превышают ее ожидаемую  платежеспособность, то возможно  частичное или полное списание задолженности;

     2. выкуп долга - некоторые страны-должники  имеют в своем активе значительные  объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить  заемщику самостоятельно выкупить  собственные долги на открытом  рынке;

     3. секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;

     4. обмен госдолга на акции национальных  предприятий - Предоставление кредиторам  права продажи долгов с дисконтом  за национальную валюту, на которую  впоследствии можно приобрести  акции национальных компаний.

     Последствия внутреннего долга для экономики менее тяжелы, так как экономические ресурсы перераспределяются внутри страны.

     Пик российского государственного долга  пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

     Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный  долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции  — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %. Однако уже в 2007 году государственный долг Казахстана достиг 100% ВВП.

Информация о работе Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования