Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть значение, современную ситуацию и определить проблемы и пути их решения в области государственного долга России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2) Описать понятия внутреннего и внешнего государственного долга, их особенности и последствия для экономики.
Введение 4
1 Понятие, структура, классификация государственного долга 6
1.1 Классификация государственного долга 8
1.2 Государственный внутренний долг Российской Федерации 10
1.3 Внешний государственный долг Российской Федерации 11
2 Управление государственным долгом 15
2.1 Понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели 18
2.2 Процесс управления государственным долгом 20
2.3 Система управления государственным долгом и исполнение бюджета 21
3 Причины увеличения государственного долга, его последствия и методы управления им 23
3.1 Причины увеличения государственного долга 23
3.2 Последствия государственного долга и методы управления им 24
4 Фактические и плановые показатели государственного долга Российской Федерации. 33
4.1 Структура и динамика внешнего долга Российской Федерации 34
4.2 Структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации 37
Заключения и выводы 39
Список использованной литературы 42
В
краткосрочном периоде
В
краткосрочном периоде
Однако согласно с традиционной теорией, в долгосрочном периоде совокупное предложение является неэластичным, то есть находится в «классическом» отрезке кривой совокупного предложения, поэтому эффекты, связанные с изменением спроса в краткосрочном периоде, являются незначительными в долгосрочном периоде. В этом периоде государственный долг способствует уменьшению уровня сбережений в экономике, что в свою очередь имеет ряд последствий. Для пояснения нашего допущения проанализируем структуру ВВП:
Y = C + S + T, (1)
Y = C + I + G + NX, (2)
Где Y – ВВП,
С – частное потребление,
S – частные сбережения,
Т – налоги, за исключением правительственных трансфертов,
I – инвестиции,
G – правительственные расходы,
NX – чистый экспорт.
После проведения ряда превращений из формул (1) и (2) получаем равенство:
S + (T – G) = I + NX, (3)
которое показывает, что объем частных и государственных сбережений соответствует сумме инвестиций и чистого экспорта.
Система национальных счетов (СНС) является методологической основой подсчета большинства основных макроэкономических показателей, в том числе и тех, которые являются объектами нашего анализа.
Сальдо счета текущих операций (Счет внешних операций с товарами и услугами) должно соответствовать сальдо счета капитала (Счет операций с капиталом) в состоянии равновесия внешней торговли и потоков капитала. Первый соответствует чистому экспорту и чистым инвестиционным доходам резидентов, которыми в нашем анализе можно пренебречь из-за их маленькой величины по сравнению с NX. Сальдо счетов капитала равняется чистым иностранным инвестициям (кредитам) (NFI), которые соответствуют инвестициям резидентов за границу за исключением инвестиций нерезидентов в экономику. Отсюда получаем четвертое равенство:
NX = NFI, (4)
то есть международные потоки стоимости товаров и услуг (NX) должны равняется международным потокам капитала (NFI). Из равенства (3) и (4) вытекает равенство (5):
S + (T – G) = I + NFI (5)
Правая часть равенства (5) показывает национальные сбережения как сумму частных и государственных сбережений, а левая часть – иллюстрирует направления использования этих сбережений и инвестиции в страну и за границу.
В случае, если правительство уменьшит налоговую нагрузку, оставляя уровень расходов без изменений, создастся дефицит государственного бюджета, это, соответственно (5), приведет к уменьшению сбережений и инвестиций. Последнее является, по сути, уменьшением темпов прироста капитала в стране, что, естественно, способствует уменьшению уровня производства.
С меньшим объемом капитала уровень предельного продукта капитала будет выше, а, следовательно, выше будет и уровень процентных ставок в стране. В свою очередь, производительность труда будет ниже, что приведет к уменьшению уровня реальной заработной платы.
Уменьшение
объемов чистых иностранных инвестиций
на протяжении нескольких периодов будет
означать, что резиденты будут
владеть меньшим объемом
Таким образом, подытожив выделенные выше последствия государственного долга в долгосрочном периоде, можно выделить такие программы влияния государственного долга на экономику, то есть его макроэкономические эффекты в долгосрочном периоде:
1.Сбережения ↓, → инвестиции ↓, →объем основного капитала ↓, → НД ↓, уровень процентных ставок ↑, реальная заработная плата ↓.
2.Сбережения ↓, инвестиции ↓, → чистый экспорт ↓.
Увеличение совокупного спроса в краткосрочном периоде рядом с изменением сбережений и объема основного капитала в долгосрочном периоде являются наиболее важными макроэкономическими эффектами государственного долга, однако следует помнить, что долговая политика имеет ряд других эффектов на экономику.
В конечном итоге выделим такие макроэкономические эффекты государственного долга:
- эффект монетарной политики: государственный долг может привести к повышению уровня процентных ставок, вследствие чего государственные органы, ответственные за денежно-кредитную политику, будут вынуждены проводить экспансионистскую монетарную политику с целью уменьшения уровня процентных ставок. Крайним случаем может стать финансирование бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии;
- эффект потери налоговых поступлений: обслуживание государственного долга требует использования части налоговых поступлений или увеличения государственного долга на сумму его обслуживания;
- эффект фискальной политики: возможность использования займов влияет на уменьшение дисциплины бюджетного процесса, т.к. финансирование дополнительных расходов за счет государственного долга не требует увеличения налогов, следовательно, создает дополнительные нагрузки на частный сектор, с одной стороны, и повышает склонность избирателей благодаря увеличению бюджетного финансирования определенных видов расходов, с другой;
- эффект экономической зависимости страны: как отмечают некоторые экономисты, инвесторов волнуют большие объемы государственного долга еще с времен, когда король Англии Эдвард III провозгласил дефолт по своим обязательствам перед итальянскими банкирами в 1335 году. В случае, когда значительная часть долговых обязательств пребывает в руках нерезидентов, незначительное изменение рыночной конъюктуры на уровне как страны, так и мировой экономики, может привести к значительным колебаниям валютного курса и динамики потоков капитала;
- эффект политической зависимости страны: в условиях большого объема государственного долга, кризиса ликвидности внутреннего финансового рынка и низкого уровня сбережений единственным выходом касательно избежания дефолта при сохранения надлежащего уровня правительственных расходов является привлечение внешнего финансирования. Однако в таких условиях кредиторы могут выдвигать ряд дополнительных условий и мероприятий касательно изменения экономического курса и международного политического позиционирования страны.
Некоторые исследователи
Другие исследователи показывают, что государственный долг осуществляет значительное влияние не только на экономику страны, изменение рыночной конъюктуры, фискальную и монетарную политики государства, но и на ее политическую и экономическую независимость. Поэтому макроэкономические эффекты государственного долга являются качественными оценками результатов проявления экономических процессов и явлений, созданных государственным долгом, из-за чего их можно рассматривать как объекты статистического анализа и оценки.
В свою очередь статистическое изучение государственного долга и его макроэкономических эффектов предусматривает использование определенных методов и моделей. Однако исследования определенного социально-экономического явления могут нуждаться в адаптации существующей методологии и присутствия качественного информационного обеспечения.
В результате проведенного исследования установлено, что макроэкономические эффекты государственного долга являются качественными оценками экономических процессов и явлений, созданных влиянием государственного долга на экономику. Они проявляются через изменение параметров макроэкономической конъюктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности государства и ее экономической независимости, а следовательно, является объектом статистического изучения. Основными эффектами государственного долга, является увеличение совокупного спроса и ВВП в краткосрочном периоде и уменьшение уровня сбережений, инвестиций и национального богатства в долгосрочном периоде.
Таким образом,
Источником
погашения государственных
1. списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
2.
выкуп долга - некоторые страны-должники
имеют в своем активе
3. секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;
4.
обмен госдолга на акции
Последствия внутреннего долга для экономики менее тяжелы, так как экономические ресурсы перераспределяются внутри страны.
Пик
российского государственного долга
пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января
2000 г., внешний долг достиг 146 млрд долларов
(а суммарный внешний и
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %. Однако уже в 2007 году государственный долг Казахстана достиг 100% ВВП.
Информация о работе Государственный долг и его последствия, проблемы регулирования