Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:34, курсовая работа
Как известно, большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом.
Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Введение. 3
1. Причины возникновения государственного долга и его виды... 4
2. Последствия государственного долга и методы управления им 8
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России. 13
Заключение 18
Список литературы 19
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово
– экономический
институт
Кафедра
экономической теории
Курсовая работа
по
экономической теории
на тему:
Государственный
долг и его последствия
Преподаватель
Работа выполнена Федосеевой Светланой Михайловной
ФК, № 05ФРБ03625
Архангельск
2006
Содержание
Введение. 3
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Как
известно, большинство стран мира
сегодня живет с большим
Посредством государственных
Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.
Впрочем,
при разумном ведении дел большой
государственный долг не разрушает
экономику страны и не приводит к острым
социально - политическим конфликтам.
Для этого система управления государственным
долгом должна быть ориентирована на обслуживание
стратегических инвестиционных проектов,
а государство выступать гарантом производственных
инвестиций в рамках выработанной стратегии
экономического роста.
Причины
возникновения государственного
долга и его
виды.
Экономическая наука до сих пор сталкивается с трудностями при определении категории «государственный долг», так как не всегда ясно, что вмещает в себя «государственный сектор» как таковой. В самом широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом:
Под государственным долгом понимаются все непогашенные и долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам, в том числе и иностранным, вне государственного сектора, а также иностранным государствам.
Превращение дефицита бюджета в государственный долг происходит за счет:
Однако источники государственного долга могут быть различными: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики, т. е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов1, а с другой стороны, значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово- кредитных связей в результате неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране (как показывает практика, особенно это актуально для развивающихся и трансформируемых стран, правительства которых не в состоянии, в силу тех или иных причин, проводить эффективную экономическую политику).
Различают внутренний долг и внешний.
Внутренний – это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны.
Внешний – задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.
Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочный (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), и долгосрочные (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие.
Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Вся сумма непогашенных обязательств определяет капитальный государственный долг. Расходы по выплате доходов кредиторов по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок по которым наступил, образуют текущий долг.
В зависимости от того, кто выступает в роли заемщика, государственную задолженность разделяют на:
Государственная задолженность включает в себя три составных элемента
Под финансовой задолженностью понимаются денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов. Финансовая задолженность государственного сектора вызывает наиболее значительный общественный интерес и служит основой для межгосударственного сравнения и является основным компонентом государственного долга.
Административная задолженность государства – это находящиеся в тесной взаимосвязи с проведением текущей бюджетной политики денежные обязательства. К административной задолженности, подлежащей уплате, относятся прежде всего задолженности по платежам в государственном секторе (напр., задолженности по выплате заработной платы). Другими словами, это те средства, статьи расхода по которым уже утверждены и содержатся в бюджете, однако фактически данные платежи не были произведены. Этот вид задолженности сохраняется до момента погашения задолженности в новом финансовом году и обычно носит краткосрочный характер. К административной задолженности, не подлежащей уплате, могут быть отнесены обязательства, вытекающие из долгосрочных арендных договоров и договоров купли- продажи.
Представляют
собой особый вид долгов, возникающий
при предоставлении государственными
органами определенных финансовых гарантий
(напр., взятие на себя государством кредитных
гарантий в рамках содействия экспортно
– импортной деятельности государственных
и частных предприятий и т. п.). В индустриально
развитых странах распространена система
поддержки малого бизнеса, экспорта продукции
или производства в отдельных районах,
испытывающих спад, путем гарантирования
государством кредитов, представляемых
банками согласно соответствующим программам.
При этом государство берет на себя погашение
задолженности банкам по кредитам, предоставленным
мелким предпринимателям, в случае их
банкротства. Кроме того, в рамках поощрения
освоения новых рынков сбыта отечественной
продукции, в мировой практике получило
широкое распространение страхование
специальными государственными или полугосударственными
компаниями рисков неплатежа экспортерам
национальных товаров.
Последствия
государственного долга
и методы управления
им.
Государственный долг приводит к серьезным как экономическим, так и социальным последствиям.
Большой государственный долг ведет к вымыванию капитала из частного сектора, что ведет к замедлению экономического роста, а следовательно, к снижению благосостояния в будущем. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Интенсивность вымывания частного капитала зависит от многих факторов, в числе которых можно назвать масштабы увеличения государственного долга, доверие экономических субъектов государству и связанной с этим склонности осуществлять сбережения в той или иной форме, и т. д.
Вместе с тем следует учитывать, что рост государственного долга может также порождать тенденции, косвенно противодействующие вымыванию капитала. Так, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки, а поэтому стимулировать сбережения. Поэтому можно говорить лишь о частичном вымывании частного капитала государственным долгом.
Итак, воздействие большого государственного долга на состояние экономики характеризует следующие результаты:
Каждое из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели – обеспечения высоких устойчивых темпов экономического роста. Вместе с тем, учитывая все указанные отрицательные последствия, при оценке масштабов государственного долга и степени его воздействия на национальную экономику следует основываться не на абсолютной величине долга, а на соотношении последней с величиной ВВП. величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в 2 раза, поскольку в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что окажет подавляющее воздействие на развитие экономики.
Динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы в результате ускорения работы печатного станка, расходованию сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к «сжатию» денежной массы, которое, в свою очередь, снижает темпы экономического роста.
Большой государственный долг, порожденный крупными бюджетными дефицитами, может негативно повлиять на состояние национальной экономики, поэтому в настоящее время в большинстве стран с развитой экономикой правительства отказались от дефицитного финансирования экономики и проводят бюджетную политику, основанную на рекомендациях неоклассической теории.
Помимо
экономических последствий