Проблемы государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить проблемы государственного долга России.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. отразить теоретические основы проблем государственного долга Российской Федерации,

2. отразить особенности управления государственным долгом в России в настоящее время,

3. дать рекомендации на тему управления долгом России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы государственного долга Российской Федерации: теоретические основы 6
1.1. Общее понятие государственного долга 6
1.2. Проблемы законодательной базы управления государственным долгом 10
1.3. Проблемы механизма совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом 18
Глава 2. Государственный долг в России в современный период 25
2.1. Управление государственным долгом в России в период с 2000 по 2007 гг. 25
2.2. Управление государственным долгом в России в период с 2008 по 2010 гг. 26
Глава 3. Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом и рекомендации на тему управления долгом России 37
3.1 Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом…………………………………………………………………………….37

3.2 Рекомендации на тему управления долгом России……………………39

Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 47

Работа содержит 1 файл

Проблемы государственного долга России.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Проблемы  государственного долга  России

 

Содержание 

 

Введение 

    Актуальность  выбранной темы обуславливается тем, что исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета. Как правило, он возникал при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории все это бывало. В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счет внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской, и в нормальных условиях.

    В послевоенный период на протяжении ряда десятилетий многие страны прибегали  к расширению масштабов внутренних и внешних заимствований в надежде на решение накопившихся социальных проблем и на создание условий экономического роста путем активизации инвестиционного процесса. Однако займы редко использовались в целях крупномасштабного инвестирования. Поэтому и нет впечатляющих примеров решения социально-экономических проблем на базе роста государственного долга.1

    В странах, где отраслевая структура  производства включает низкорентабельные  отрасли и для поддержания  бюджетных расходов предпринимаются  государственные займы, растет как  внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немалых расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени. Такие риски характерны и для долговой политики России. Особенно значительными они были в 1990-е гг., когда внешний государственный долг достигал 159 млрд. долл., а внутренний был формой функционирования финансовой "пирамиды". Она и привела к дефолту 1998г. Краткосрочных займов (ГКО) было недостаточно для погашения и обслуживания долга, поскольку высокая инфляция диктовала займы под высокий процент.

    Постепенно ситуацию удалось изменить. К началу 2008 г. внешний государственный долг был снижен до 46, 7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 1 января 2005 г. составлял 757 млрд. руб., на начало 2006 г. - 851 млрд. руб., на начало 2007 г. - 1028 млрд. руб. В 2007 г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2010 г. будет не менее 1, 5 трлн. руб. Совокупный внешний российский долг на 1 января 2008 г. составлял 459, 6 млрд. долл. и неконтролируемо растет. Ситуация становится тревожной. Следовательно, необходима более взвешенная долговая политика.2

    Объектом  изучения является государственный  долг России. Предмет изучения –  проблемы государственного долга Росси.

    Цель  работы – отразить проблемы государственного долга России.

    Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. отразить теоретические основы проблем государственного долга Российской Федерации,

2. отразить особенности управления государственным долгом в России в настоящее время,

3. дать рекомендации на тему управления долгом России. 
 

    При курсовом исследовании использовались следующие методы:  

  1. изучение и анализ научной литературы;
  2. изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
  3. аналитическая группировка данных, графическое изображение;
  4. горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчётности и др.

    Практическая  значимость заключается в возможности использования результатов курсовой работы для информирования о современном состоянии государственного долга России.

    При проведении экспертно-аналитической  работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, статистические, справочные материалы министерств и ведомств Российской Федерации,  а также иные материалы по данной тематике. 

 

Глава 1. Проблемы государственного долга Российской Федерации: теоретические основы 

1.1. Общее понятие  государственного  долга 

    Государственный долг - это долговые обязательства  государства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.

    Долговые  обязательства РФ могут быть в  форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.

    Государственный долг подразделяется на внутренний и  внешний.

    Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

    Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. 3

    Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает  Министерство финансов РФ, владельцами  облигаций государственного сберегательного  займа РФ могут быть юридические  и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

    Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

    Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний  государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

    Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

    Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

  1. срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
  2. признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
  3. по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

    Займы также классифицируются по форме  выплаты доходов и методам  размещения.

    Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

    Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь  в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

    Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:

  1. списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
  2. выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
  3. секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;
  4. обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.4
 

 

1.2.  Проблемы законодательной базы управления государственным долгом 

    До  введения в действие Бюджетного кодекса  Российской Федерации5 законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли 2 основных Федеральных закона: “О государственном внутреннем долге Российской Федерации” от 13 ноября 1992 года № 3877-1 и “О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям” от 17 декабря 1994 года № 76-ФЗ.

    Полномочия  Правительства Российской Федерации  по вопросам управления государственным  долгом были определены Федеральным  конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”6. В соответствии со статьей 15 “Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики” вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.

    Отдельные вопросы, связанные с управлением  государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций, регулировались и продолжают в настоящее время регламентироваться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.

    В Бюджетном кодексе Российской Федерации  основные положения и понятия (с учетом дополнений и изменений) по активной части долга приведены в главе 15 “Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, и долг иностранных государств перед Российской Федерацией” и по пассивной части долга - в главе 14 “Государственный и муниципальный долг”.

    Государственными  внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.

    Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы государственного долга России