Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Сначала будут рассмотрены теоретические вопросы, затем рассмотрим балансирование госбюджета на примере Российской федерации.

Содержание

Введение.

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Практикум.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

государственный бюджет как инструмент государственного регулирования.docx

— 55.81 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра экономической теории 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по экономической  теории на тему: 

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования 
 
 

                                                    Преподаватель: Д.Э.Н.,

профессор Михнева С.Г. 

Работа  выполнена: Аришиной Т. В.

учетно-статистический факультет,

                                                               личное дело № 05убб03828,

                                                                      2 курс, специальность бух. учет,

                                         анализ и аудит. 
 
 

Пенза  2007

СОДЕРЖАНИЕ. 

Введение.

  1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
  2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
  3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.

Практикум.

Заключение.

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

  Бюджет  государства, а государство выражает  интересы общества, в силу необходимости  является как бы связующим  звеном всех финансовых отношений,  в значительной мере и общества  в целом. Он – управляющая  и управляемая система в масштабах  всего общества. Таким образом,  бюджет является одним из важнейших  институтов любого государства. С помощью государственного бюджета власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения  возложенных на них функций,

Актуальность  этой темы рассматривается с точки  зрения, что бюджет – это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение  устойчивого экономического роста  и благосостояния страны, и как  следствие идут такие положительные  процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.  
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.

  После распада СССР в Российской Федерации начался процесс формирования бюджетной системы, отвечающей новой экономической ситуации. Протекает данный процесс очень непросто, на этом пути Правительством совершено немало ошибок, но без построения современной бюджетной системы, без выработки чётких принципов бюджетной политики невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения цивилизованной  современной (нынешний криминально-олигархический рынок назвать цивилизованным нельзя)  рыночной экономике и гражданского общества. 
Проблема повышения эффективности государственных расходов для России стоит сейчас очень остро, так как, с одной стороны, необходимы структурные реформы в экономике и социальной сфере, а с другой -  бюджетные ресурсы РФ очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным. 
Цель работы  осветить основные стороны  бюджета как государственного института.  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета. 
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Сначала будут рассмотрены теоретические вопросы, затем рассмотрим балансирование госбюджета на примере Российской федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.

Бюджет  – расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению индивидуальным или коллективным субъектом. [3, с.258]

У государства, выступающего в лице соответствующих  органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как  части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном  процессе и связаны с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенных  для удовлетворения общегосударственных  потребностей.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав – государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений  по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По экономической  сущности государственный бюджет –  это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Государственный бюджет объединяет главные доходы и  расходы государства. Бюджет – это  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т. е. через  бюджет осуществляется постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование. [5, с.54]

Централизация средств имеет важное экономическое  и политическое значение. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую  и финансовую политику на территории страны. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики.

Обычно  государственный бюджет составляется на один год, однако в бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, двух – и трехлетние бюджеты.[8, с. 251]

Проект  государственного бюджета обсуждается  и  принимается  представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципу единства, полноты и реальности.

Государственный бюджет с точки зрения экономической  категории выполняет распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с государством вступают почти все  участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения  через бюджет  и части стоимости  необходимого продукта, а иногда и  национального богатства.

Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его  потребностей. Основу контрольной функции  составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях  бюджетных поступлений и расходных  назначений.

     Для бюджета как основного финансового  плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным  финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).

Основными задачами государственного бюджета являются:

  • перераспределение национального дохода и  ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. Роль бюджета в перераспределении  валового национального продукта представлена в приложении Г. [5, с.18]  В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП. [12, с.65]  С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно  усиливать или сдерживать темпы  производства, ускорять или ослаблять  рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Важное  значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль над  финансово-хозяйственной деятельностью  народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

     Сущность  бюджета отражает:

  • базовые функции финансов в целом;
  • текущую финансовую политику конкретного государств.

    Цели  бюджета:

  • ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;
  • регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования