Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Сначала будут рассмотрены теоретические вопросы, затем рассмотрим балансирование госбюджета на примере Российской федерации.

Содержание

Введение.

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Практикум.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

государственный бюджет как инструмент государственного регулирования.docx

— 55.81 Кб (Скачать)

Покрытие  дефицита бюджета 1993г. осуществлялось за счет продажи валюты, драгоценных  металлов и камней, находящихся в  распоряжении правительства, валюты, полученной в качестве кредита международного валютного фонда, прибыли Центрального банка России.

Использовавшаяся 1990- 1995 гг. эмиссия денег для покрытия бюджетного дефицита с 1995 г не применяется. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги  - ГКО (государственные казначейские обязательства) с 3-  и 6- месячными, годовыми сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты. [8, с.262]

Внешними  источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных  финансовых организаций, прежде всего  МВФ.

Постепенно  некоторые кризисные факторы  ослабевают, однако условий для устойчивого  экономического роста и бурного  подъема экономики не базе научно-технического прогресса директивная либерально-монетаристская политика не создает. При этом бюджетный  дефицит «может укладываться» в  границы, признаваемые как достаточно приемлемые для рыночной экономики (табл. 1). Таблица основных показателей  федерального бюджета представлена в приложении Б. [13, с.59]

После 1994г. пределы колебаний бюджетного дефицита в целом не выходят за границы, близкие к нормальным колебаниям рыночного цикла а, начиная с 1999г. оживление экономики сказалось  на государственных финансах. В бюджете  2002 г. превышение доходов над расходами определялось в размере 178,4 млрд. руб. и направляется в размере 68,6 млрд. руб. на погашение государственного долга Российской Федерации и 109,8 млрд. на  образование финансового резерва.[10, с. 52]

В переходной экономике лишь инструментами регулирования  бюджетной сбалансированности и  денежной массы нельзя решить задачи антиинфляционной политики и реальной  финансовой стабилизации. Сжатие на протяжении десяти лет бюджетных расходов в их реальном исчислении и жесткая денежно-кредитная политика (исключение ресурсов Центрального банка из источников финансирования бюджетного дефицита и его «отключение» от кредитования народного хозяйства) не решают проблемы сведения инфляции до уровня ниже 10% в годовом периоде, потому что правительство весьма ограниченно воздействует на инфляцию издержек и инфляционный рост доходов  в негосударственной экономике.

Вместе  с тем к началу 2002г. федеральный  бюджет в реальном исчислении был  меньше чем в 1997г. Таблица доходов  и расходов федерального бюджета  в реальном выражении приведена  в приложении В. [13, с. 59]

Своеобразная  политика «двойного стандарта» является, с одной стороны, причиной сжатия внутреннего спроса инвестиций и  дефицита рублевой денежной массы, следовательно, причиной спада или стагнации  производства, с другой – постоянно  высокого уровня инфляции подпитываемого либерализацией роста цен и доходов  негосударственном секторе.

Сегодня общепризнано, что необходимо последовательно  проводить бюджетно-налоговую реформу. Это позволит существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджета, создать механизмы  действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРАКТИКУМ.

УСЛОВИЕ:

Экономика станы характеризуется следующими данными:

ВВП (Q) = 100 млрд. долл.,

бюджетный дефицит – 5 млрд. долл.,

денежная  масса в обращении (М) – 20 млрд. долл.,

скорость  обращения одной денежной единицы (V) постоянная.

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет  дополнительной денежной эмиссии.

ВОПРОС:

Какие последствия для экономики будет  иметь данный вариант покрытия дефицита?

РЕШЕНИЕ.

Применяя  уравнению Фишера -  M*V=P*Q, где P – уровень текущих цен.

20*V = P*100  (из условия задачи).                                                (1)

Так как  бюджетный дефицит будут покрывать  за счет дополнительной денежной эмиссии, то денежная масса в обращении  увеличится соответственно на 5 млрд. долл., скорость обращения (V) останется прежней, а уровень текущих цен соответственно изменится   и составит Р’.

Тогда уравнение Фишера будет выглядеть  следующим образом:

(20+5)*V = P’*100                                                                              (2)

Из (1) и (2) уравнений выразим V:

V = 100P/20

V = 5P          (из уравнения 1).

V= 100P’/25

V = 4P’         (из уравнения 2).

Так как  скорость денежного обращения не менялась, в связи с дополнительным выпуском денежных средств, то можем  приравнять правые части полученных уравнений и получим:

5P = 4 P’

Таким образом:

P’/ P = 5/4  

P’=1.25P                                                                                              (3)

из уравнения (3) можно сделать вывод, что при  покрытии бюджетного дефицита за счет дополнительной денежной эмиссии, в  данном случае уровень цен возрастет  в 1,25 раз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать  вывод о том, что бюджетная  система государства - совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических  нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы - бюджетное устройство страны. 
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти.  
С экономической точки зрения понятие государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, при этом бюджет рассматривается как триединое понятие - как денежные отношения, как экономическая форма существования распределительных отношений, как самостоятельная экономическая категория. 
Основными функциями бюджета являются перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, государственное регулирование и стимулирование экономики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. 
Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств. 
Основными методами перераспределения национального дохода в пользу государства являются налогообложение, государственные займы, денежная эмиссия. 
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. 
Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность бюджета по всем 3 уровням.

Следует отметить, что государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики  с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные  дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели.

 Таким  образом, бюджет,  объединяя в  себе основные финансовые категории  (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является  ведущим звеном  финансовой системы любого государства  и играет как важную экономическую,  так и политическую роль в  любом современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480с.
  2. Базылев М.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 672с.
  3. Бернар И., Колли Ж.-К. толковый экономический и финансовый словарь. – М.: Междунар. отношения, 1997- 784 с.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юристь,2000 – 568с.
  5. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 540с.
  6. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юристь, 2000 – 861с.
  7. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 2003 – 672с.
  8. Макроэкономика. Теория и  Российская практика: Учебник/ Под.  ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. –М.: КНОРУС, 2004 – 608с.
  9. Экономическая теория: Учебник для студентов высш. учеб. заведений/ Под. ред. В.Д. Каменева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002 – 640с. 
  10. Воронин Ю. Приоритеты бюджетной политики // Экономист. – 2002. - №6. – с. 52 – 63.
  11. Коровкина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета. //Финансы.- 2004.- №8.- с.27-29.
  12. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. – 2002. - №7.- с. 63 – 71.
  13. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики. // Экономист. – 2002.-.№7. – с. 55-62.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования