Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Сначала будут рассмотрены теоретические вопросы, затем рассмотрим балансирование госбюджета на примере Российской федерации.

Содержание

Введение.

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Практикум.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

государственный бюджет как инструмент государственного регулирования.docx

— 55.81 Кб (Скачать)

Бюджетное устройство представляет собой организацию  бюджетной системы, принцип ее построения.

     Общая структура бюджета:

     а) По направлениям:

    • доходная часть;
    • расходная часть.

     б) По уровням управления:

    • федеральный бюджет;
    • бюджеты субъектов Федерации;
    • местные (муниципальные) бюджеты.

Рассмотрим  структуру государственного бюджета  на примере Российской Федерации, основанную на экономических отношениях и юридических нормах где механизм составления проекта бюджета, утверждение и исполнение закона о бюджете законодательно закреплен в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в действие с 1 января 2000г.[1, с. 384]  В посланиях Президента РФ сформулированы основные приоритеты бюджетно-налоговой политики на каждый финансовый год.

Бюджетная система РФ включает три звена  или три уровня:

  • федеральный бюджет и   бюджеты государственных внебюджетных фондов, 
  • бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) (89 бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,
  • местные бюджеты (их число составляет 29 тыс.). [12, с.63]

Федеральный бюджет и разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ разрабатываются  и утверждаются в форме законов  субъектов РФ, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном  уставом  муниципальных образований. В таком  же порядке разрабатываются и  утверждаются бюджеты государственных  целевых фондов.

Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы  государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение  доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные  же бюджеты способствуют осуществлению  конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного  ее развития.

Совокупность  всех бюджетов образует консолидированный  бюджет РФ, а совокупность регионального  бюджета субъекта РФ, бюджета территориального целевого фонда  и местных бюджетов на территории данного субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта Федерации.

Схема консолидированного бюджета Российской Федерации представлена в приложении А. [5, с.22]

Принципы  функционирования бюджетной  системы Российской Федерации следующие:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность и экономность пользования бюджетных средств;
  • общее покрытие расходов бюджета;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
 

В бюджете  находит свое отражение структура  доходов и расходов государства.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов субъектов Федерации должна состоять из собственных и регулирующих налоговых доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Собственные налоговые доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие  бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации  закреплен налог на имущество  предприятий, за местными бюджетами  – налог на имущество физических лиц. [8, с. 260] Под налогами следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими  и юридическими лицами. [8, с.258]

К основным налогам, обеспечивающим наибольшие поступления в бюджет  относятся:

  • налог на доходы с физических лиц;
  • налог на прибыль корпораций;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы, таможенные пошлины. [2, с.397]
 

Регулирующие  доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы  нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете РФ на 2000 год» 16% подоходного налога с физических лиц поступило в федеральный бюджет, а 84% - в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 85% НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, направляется в федеральный бюджет, соответственно 15% - в бюджеты субъектов РФ; 11% налога на прибыль предприятий и организаций поступает в федеральный бюджет и до 19% (для банков и страховых организаций – до 30%) – бюджеты субъектов РФ и т.д. [11, с. 28]

Основная  часть налоговых доходов субъектов  Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется  за счет регулирующих доходов.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые  из вышестоящего бюджета бюджетной  системы РФ на безвозмездной и  безвозвратной основах для покрытия текущих расходов нижестоящих бюджетов.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые  из вышестоящего бюджета нижестоящим  бюджетам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Также доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы в свою очередь делятся на налоговые и неналоговые.

Под налоговыми доходами понимают обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся  также штрафы и санкции, уплачиваемые за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся  как обязательные платежи – доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым  законодательством, доходы от реализации конфискованного имущества, перешедшего  в государственную собственность.

К капитальным  доходам относятся доходы от продажи  основных фондов, реализации государственных  запасов, земли, целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций  и учреждений, на покупку оборудования.

     Расходы бюджета, будучи компонентом общей  финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

     В условиях перехода к рынку, Правительство  ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы        управления бюджетными средствами.

     Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую  природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

     Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.п. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

     Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков  классификации расходов бюджета.

     Важный  признак классификации расходов бюджета – предметный.

     При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

    1. финансирование промышленного производства;
    2. финансирование социально-культурных мероприятий;
    3. финансирование науки;
    4. финансирование обороны;
    5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
    6. расходы по внешнеэкономической деятельности;
    7. создание резервных фондов;
    8. расходы по обслуживанию государственного долга;
    9. прочие расходы и выплаты.

     Здесь хорошо видна роль государства в  разных областях общественной жизни. Дополнительно  к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных  программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. [10, с.58] Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

     Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

     Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под  ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

     Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

  • получение максимального эффекта при минимуме затрат.
  • целевой характер использования бюджетных ассигнований.;
  • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
  • безвозвратность бюджетных ассигнований.

 

Учитывая  ситуацию, сложившуюся в настоящее  время в нашей стране, следует  отметить задачи, которые выполняет  российский бюджет на данном этапе  развития экономики:

  • преодоление последствий финансового кризиса, подержание уровня жизни  населения и  обеспечение функционирования реального сектора экономики;
  • прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
  • стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
  • снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;
  • осуществление реконструкции государственного долга РФ;
  • минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
  • снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в  том числе  с использованием бартера;
  • полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
  • полное исполнение государством своих обязательств. [9, с.387]

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования