Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:11, курсовая работа
Цель работы осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Сначала будут рассмотрены теоретические вопросы, затем рассмотрим балансирование госбюджета на примере Российской федерации.
Введение.
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Практикум.
Заключение.
Список используемой литературы.
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принцип ее построения.
Общая структура бюджета:
а) По направлениям:
б) По уровням управления:
Рассмотрим структуру государственного бюджета на примере Российской Федерации, основанную на экономических отношениях и юридических нормах где механизм составления проекта бюджета, утверждение и исполнение закона о бюджете законодательно закреплен в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в действие с 1 января 2000г.[1, с. 384] В посланиях Президента РФ сформулированы основные приоритеты бюджетно-налоговой политики на каждый финансовый год.
Бюджетная система РФ включает три звена или три уровня:
Федеральный
бюджет и разрабатывается и
Федеральный
бюджет балансирует доходы и расходы
государства в целом, осуществляет
необходимое перераспределение
доходов между социальными
Совокупность всех бюджетов образует консолидированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ, бюджета территориального целевого фонда и местных бюджетов на территории данного субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта Федерации.
Схема консолидированного бюджета Российской Федерации представлена в приложении А. [5, с.22]
Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:
В бюджете находит свое отражение структура доходов и расходов государства.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов субъектов Федерации должна состоять из собственных и регулирующих налоговых доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Собственные
налоговые доходы – это доходы,
полностью поступающие в
К основным налогам, обеспечивающим наибольшие поступления в бюджет относятся:
Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете РФ на 2000 год» 16% подоходного налога с физических лиц поступило в федеральный бюджет, а 84% - в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 85% НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, направляется в федеральный бюджет, соответственно 15% - в бюджеты субъектов РФ; 11% налога на прибыль предприятий и организаций поступает в федеральный бюджет и до 19% (для банков и страховых организаций – до 30%) – бюджеты субъектов РФ и т.д. [11, с. 28]
Основная
часть налоговых доходов
Дотации
– бюджетные средства, предоставляемые
из вышестоящего бюджета бюджетной
системы РФ на безвозмездной и
безвозвратной основах для
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Также доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы в свою очередь делятся на налоговые и неналоговые.
Под налоговыми
доходами понимают обязательные, безвозмездные,
невозвратные платежи в пользу бюджета.
К налоговым доходам относятся
также штрафы и санкции, уплачиваемые
за нарушение налогового законодательства.
К неналоговым доходам
К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, реализации государственных запасов, земли, целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.
Расходы
бюджета, будучи компонентом общей
финансовой категории - бюджета - представляют
собой затраты, возникающие в
связи с выполнением
В
условиях перехода к рынку, Правительство
ведет интенсивную работу по реализации
концепции совершенствования
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Многообразие
конкретных видов бюджетных расходов
обусловлено целым рядом
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
Важный признак классификации расходов бюджета – предметный.
При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. [10, с.58] Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.
Последним
признаком классификации
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования