Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:51, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие профицита государственного бюджета, объяснить понятие стабилизационного фонда и его роль в качестве инструмента макроэкономического регулирования.
Для достижения цели данной работы, перед нами ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие и роль государственного бюджета
- выяснить причины возникновения профицита бюджета
-определить методы предупреждения профицита бюджета
- раскрыть понятие стабилизационного фонда
- назвать методы макроэкономического регулирования
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……………...4
1.1. Понятие и роль государственного бюджета……………………4
1.1.1. Доходы бюджета………………………………………………..5
1.1.2. Расходы бюджета……………………………………………….6
1.2. Понятие профицита бюджета…………………………………….8
1.3. Проблемы связанные с профицитом бюджета………………….9
2.Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования……………….13
2.1. Понятие стабилизационного фонда……………………………...13
2.2. Методы макроэкономического регулирования…………………15
2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв………………16
2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………..19
2.3. Стабилизационный фонд России: возможности для будущего...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…31
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ……………………...
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская
таможенная академия»
Кафедра
экономической теории
К
У Р С О В
А Я Р А
Б О Т А
по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики»
на тему
«Профицит государственного
бюджета. Стабилизационный
фонд как инструмент
макроэкономического
регулирования национальной
экономики»
Оценка __________________________
Подпись_______________________
« »_______________ 2009г.
Москва
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……………...4
1.1. Понятие и
роль государственного бюджета………………
1.1.1. Доходы бюджета…………………………………………
1.1.2. Расходы бюджета……………………………………………….6
1.2. Понятие профицита бюджета…………………………………….8
1.3. Проблемы
связанные с профицитом
2.Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования……………….13
2.1. Понятие стабилизационного фонда……………………………...13
2.2. Методы макроэкономического регулирования…………………15
2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв………………16
2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………..19
2.3. Стабилизационный фонд России: возможности для будущего...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫ
ИСТОЧНИКОВ……………………...33
ВВЕДЕНИЕ
Цель
данной работы – раскрыть понятие
профицита государственного бюджета,
объяснить понятие
Для достижения цели данной работы, перед нами ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие и роль государственного бюджета
-
выяснить причины
-определить
методы предупреждения
-
раскрыть понятие
- назвать методы макроэкономического регулирования
Тема данной работы является актуальной, так как бюджет государства – центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом.
Профицит
бюджета и стабилизационный фонд-
взаимосвязанные явления в экономике,
так как, профицит бюджета перечисляется
в стабилизационный фонд.
1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1.
Понятие и роль
государственного
бюджета
Государственный бюджет – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.
При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства – это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.
По своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».
Бюджет
выступает в качестве экономической
категории, представляет собой денежные
отношения, возникающих в результате
распределения и
Любой бюджет выполняет следующие основные функции:
- Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
-
Государственного
- Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
-
Контроля за образованием и
использованием
1.1.1.
Доходы бюджета
Доходы бюджета включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет и состоящие из налоговых и неналоговых доходов, кроме того, доходы бюджета образуются за счёт безвозмездных перечислений.
Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
К
неналоговым доходам относятся:
доходы от продаж и использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
В зависимости от источников поступления бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.
Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги, иные платежи.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение центра и регионов. Доходная часть территориального бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.
Механизм трансфертов – ещё одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. Был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов.
Трансферт – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие из Фонда финансовой поддержки; перечисляются ежемесячно.
Регионы объединяются в зависимости от географического положения, а также от факторов, в наибольшей степени влияющих на доходы и расходы бюджетов.
Трансферты выделяются только тем регионам, которые действительно « нуждаются в поддержке».
Для
выравнивания доходов важно создать
взаимоотношения между
1.1.2.
Расходы бюджета
Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное управление, международная деятельность, национальная оборона): ведомственное - обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономические – те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами ( выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.
В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.
Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом о бюджете на следующий год
Текущие расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.
В бюджете текущих расходов предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым осуществляются независимо от снижения объёма поступлений доходов в бюджет. Например, в соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2000г.» - приоритетному финансированию подлежат (оплата труда работникам бюджетной сферы, бесплатны отпуск молочных продуктов детям, субсидии малоимущим на строительство и приобретения жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, расходы по обслуживанию и погашению государственного долга.
Именно такие статьи расходов, как социальные пособия, образование, здравоохранение играют самую важную роль; поэтому им отводится первое место в бюджетной политике.[1,2]
Разница
между доходами и расходами бюджета
на определенный промежуток времени может
показывать дефицит или профицит бюджета.
1.2.
Понятие профицита
бюджета
При формировании бюджета важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики.
Профицит бюджета также нарушает нормальные финансовые процессы – денежные средства должны работать, а не лежать мёртвым грузом на бюджетных счетах.
При
профицитном бюджете необходимо
его сокращение в следующей