Профицит государственного бюджета. Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятие профицита государственного бюджета, объяснить понятие стабилизационного фонда и его роль в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

Для достижения цели данной работы, перед нами ставятся следующие задачи:

- раскрыть понятие и роль государственного бюджета

- выяснить причины возникновения профицита бюджета

-определить методы предупреждения профицита бюджета

- раскрыть понятие стабилизационного фонда

- назвать методы макроэкономического регулирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……………...4

1.1. Понятие и роль государственного бюджета……………………4

1.1.1. Доходы бюджета………………………………………………..5

1.1.2. Расходы бюджета……………………………………………….6

1.2. Понятие профицита бюджета…………………………………….8

1.3. Проблемы связанные с профицитом бюджета………………….9

2.Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования……………….13

2.1. Понятие стабилизационного фонда……………………………...13

2.2. Методы макроэкономического регулирования…………………15

2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв………………16

2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………..19

2.3. Стабилизационный фонд России: возможности для будущего...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…31

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ……………………...

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»  
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А 

по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики»

на тему «Профицит государственного бюджета. Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования национальной экономики» 
 
 

                                         Выполнил: студент 5-го курса заочной

                                         Формы обучения экономического факультета          

                                         Группа Э051ЗСП  Е. Ф. Изгаршева

                                         Подпись_________________________ 

                                         Проверил________________________

                                         Оценка __________________________

                                         Подпись___________________________

                                         «  »_______________ 2009г. 

    
 
 
 

Москва

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА……………...4

1.1. Понятие и  роль  государственного бюджета……………………4

1.1.1. Доходы бюджета………………………………………………..5

1.1.2. Расходы  бюджета……………………………………………….6

1.2. Понятие профицита бюджета…………………………………….8

1.3. Проблемы  связанные с профицитом бюджета………………….9

2.Стабилизационный фонд как инструмент            макроэкономического регулирования……………….13

2.1. Понятие стабилизационного фонда……………………………...13

2.2. Методы макроэкономического регулирования…………………15

2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв………………16

2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………..19

2.3. Стабилизационный  фонд России: возможности для  будущего...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…31

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ……………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Цель  данной работы – раскрыть понятие  профицита государственного бюджета, объяснить понятие стабилизационного  фонда и его роль в качестве инструмента макроэкономического  регулирования.

     Для достижения цели данной работы, перед нами ставятся следующие задачи:

     - раскрыть  понятие и роль  государственного  бюджета

     - выяснить причины возникновения  профицита бюджета

     -определить  методы предупреждения профицита  бюджета

     - раскрыть понятие стабилизационного  фонда

     - назвать методы макроэкономического регулирования

     Тема  данной работы является актуальной, так  как бюджет государства – центральное  звено финансовой системы страны. Его главное назначение – с  помощью финансовых средств создать  условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом.

     Профицит  бюджета и стабилизационный фонд- взаимосвязанные явления в экономике, так как, профицит бюджета перечисляется в стабилизационный фонд. 
 
 
 
 

     1.ПРОФИЦИТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

     1.1. Понятие и роль  государственного  бюджета 

     Государственный бюджет – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

     При этом значение государственного регулирования  трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства – это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.

     По  своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

     Бюджет  выступает в качестве экономической  категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики.

     Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

     - Перераспределения внутреннего  валового продукта (ВВП);

     - Государственного регулирования  экономики страны и стимулирования  экономической деятельности;

     - Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;

     - Контроля за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств.[1,2] 

     1.1.1. Доходы бюджета 

     Доходы  бюджета включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет и состоящие из налоговых и неналоговых доходов, кроме того, доходы бюджета образуются за счёт безвозмездных перечислений.

     Под налоговыми доходами подразумеваются  платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

     К неналоговым доходам относятся: доходы от продаж и использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности; штрафы, внимание которых не связано с налогами; доходы от платных услуг.

     В зависимости от источников поступления  бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.

     Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью  или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.

     Регулирующие  доходы бюджета – федеральные и региональные налоги, иные платежи.

     Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение центра и регионов. Доходная часть территориального бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.

     

     Механизм  трансфертов – ещё одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. Был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов.

     Трансферт – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие  из Фонда финансовой поддержки; перечисляются  ежемесячно.

     Регионы объединяются в зависимости от географического  положения, а также от факторов, в  наибольшей степени влияющих на доходы и расходы бюджетов.

     Трансферты  выделяются только тем регионам, которые  действительно « нуждаются в  поддержке».

     Для выравнивания доходов важно создать  взаимоотношения между ресурсами  и местными бюджетами. [1,2] 
 
 

     1.1.2. Расходы бюджета 

     Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное управление, международная деятельность, национальная оборона): ведомственное - обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономические – те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами ( выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)

     Расходы бюджета делятся на текущие и  капитальные.

     Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.

     В составе капитальных расходов сформулирован  бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.

     Объём денежных средств, направленных в бюджетное  развитие, устанавливается федеральным  законом о бюджете на следующий  год

     Текущие расходы бюджета – это часть  расходов бюджета, обеспечивающая: текущее  функционирование органов государственной  власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки  другим бюджетным и отдельным  отраслям экономике.

     В бюджете текущих расходов предусмотрено  выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым осуществляются независимо от снижения объёма поступлений  доходов в бюджет. Например, в соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2000г.» - приоритетному финансированию подлежат (оплата труда работникам бюджетной сферы, бесплатны отпуск молочных продуктов детям, субсидии малоимущим на строительство и приобретения жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, расходы по обслуживанию и погашению государственного долга.

     Именно  такие статьи расходов, как социальные пособия, образование, здравоохранение  играют самую важную роль; поэтому  им отводится первое место в бюджетной  политике.[1,2]

     Разница между доходами и расходами бюджета  на определенный промежуток времени может показывать дефицит или профицит бюджета. 

     1.2. Понятие профицита  бюджета 

     При формировании бюджета важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной  частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики.

     Профицит  бюджета также нарушает нормальные финансовые процессы – денежные средства должны работать, а не лежать мёртвым грузом на бюджетных счетах.

     При профицитном бюджете необходимо его сокращение в следующей последовательности:

Информация о работе Профицит государственного бюджета. Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования национальной экономики