Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и его особенности в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции……………………………………………………………………….…..3
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………………………………………………..…….8
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России………………....12
Практическое задание …………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………..…..23

Работа содержит 1 файл

эконом теория.docx

— 173.29 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции……………………………………………………………………….…..3

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………………………………………………..…….8

3. Балансирование госбюджета и его особенности в России………………....12

Практическое  задание …………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………..…..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Тема  «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования», мне  интересна, потому что в настоящие  время, это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны. Так  как государственный бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого  экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие  положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса  и снижение уровня процентных ставок.

    Достижение  всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это  полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением  государством своих обязательств.

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Нет лучшего способа  управлять  государством, чем управлять с  помощью денег, и другого, лучшего  способа управления государством ,общество и человечество еще не придумала .

    Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. 

    Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы, выявления  наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и его особенности в России. 

  1. Государственный бюджет, его структура  и основные макроэкономические функции
 

Государственный бюджет – это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного  фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных  задач и функций.1

     В определении отражены три существенных признака бюджета:

     1) Он служит общегосударственным  фондом денежных средств, который  создается для покрытия государственных  расходов. Данный признак бюджета  имеют в виду, когда в официальных  документах и в практике государственной  работы говорят о финансировании  из бюджета, о содержании тех  или иных органов и учреждений  за счет бюджета, об отнесении  определенных расходов на бюджет. Бюджет является лишь планом  образования и использования  общегосударственного фонда денежных  средств. Он – смета, роспись  доходов и расходов государства,  согласованных друг с другом  как по объему, так и по срокам  поступления и использования.

     2) Бюджет представляет собой финансовый  план государства.

     3) Этот признак заключается в  том, что он является основным  финансовым планом. Наряду с ним  существуют другие, самостоятельные  финансовые планы, по отношению  к которым он занимает ведущее  место.2

     Государственный бюджет – это  крупнейший денежный фонд, находящийся  в распоряжении правительства.  Совокупность входящих в него

организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.3

      Структура бюджетной системы  той или иной страны зависит  прежде всего от ее государственного  устройства. В странах, имеющих  унитарное устройство, бюджетная  система имеет двухъярусное построение  – государственный и местный  бюджет. В странах с федеральным  государственным устройством (США,  ФРГ, Российская Федерация) имеются  промежуточные звенья – бюджеты  штатов, земель, субъектов федерации.

     По  своей структуре, с одной стороны, бюджет – это форма образования  и расходования ресурса денежных средств, а с другой – это смета  доходов и расходов денежных средств  в целях финансового обеспечения  задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией.

     Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

В России используется 4 группы доходов:

  1. Налоговые;
  2. Неналоговые;
  3. Безвозмездные поступления;
  4. Доходы целевых внебюджетных фондов.

Налоговые доходы  представляют собой:

          1) Налоги на расходы, в том  числе налоги с продаж, акцизы и импортные     тарифы;

      2) Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование.

     3) Налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

     Группа  неналоговых доходов включает в себя ряд подгрупп. К этим подгруппам относятся доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.

     К безвозмездным поступлениям относят перечисления от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и т.д.4

     Целевые внебюджетные фонды делятся на социальные и экономические. К социальным фондам относится Пенсионный фонд РФ, Государственный  фонд занятости населения РФ, Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования, Фонд социального  страхования РФ. Экономическими фондами  являются Фонд развития таможенной системы, дорожные фонды и т.д.

     Расходы государственного бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Классификация расходов государственного бюджета – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

     Группировка имеет четырехуровневую структуру:

  1. Потребление в государственном секторе;
  2. Государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;
  3. Трансферты частному сектору включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи;
  4. Проценты по государственным долгам.
 

Рис.1 Структура  государственного бюджета. 

Идеальное исполнение государственного бюджета  – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка  средств, т.е. превышение доходов над  расходами. Образовавшийся остаток  правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах  для долгосрочных выплат или перевести  его в доход бюджета следующего года.5

Сущность  государственного бюджета, как экономической  категории, реализуется через распределительную и контрольную функции.

     Распределительная функция проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления.  Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

      Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использование бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

- контроль  за правильным и своевременным  перечислением доходов в бюджеты  и внебюджетные фонды;

- контроль  за целевым, экономным и эффективным  использованием бюджетных ресурсов  и средств внебюджетных фондов. 
 
 

  1. Профицит  и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированности бюджета

Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают доходы. Большинство правительств как в развитых, так и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой не могут покрыть доходами своих расходов, сводя государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит).

     Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств – к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к ряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.6

Причин  бюджетного дефицита может быть много, например:

   · спад общественного производства

   · рост предельных издержек  общественного производства

   · массовый выпуск «пустых»  денег

   · излишне, неоправданно раздутые  социальные программы

   · возросшие затраты на финансирование  ВПК

   · оборот «теневого» капитала  в огромных масштабах 

Когда у правительства возникает дефицит  бюджета, оно должно занимать деньги у населения, чтобы оплатить свои счета. Для этого правительство

выпускает облигации, представляющие собой долговые обязательства, т.е. обещание заплатить  деньги в какой-то определенный момент в будущем. Государственный долг (накопленная сумма задолженности  правительства) – это денежная ценность правительственных облигаций, принадлежащих  обществу (домохозяйствам, банкам, предприятиям, иностранцам и другим неправительственным  учреждениям).

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования