Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:24, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и его особенности в России.
Введение……………………………………………………………………….…2
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции……………………………………………………………………….…..3
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………………………………………………..…….8
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России………………....12
Практическое задание …………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………..…..23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Государственный
бюджет, его структура и основные макроэкономические
функции……………………………………………………………
2. Профицит и дефицит
бюджета. Мультипликатор сбалансированного
бюджета……………………………………………………………
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России………………....12
Практическое
задание …………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования», мне интересна, потому что в настоящие время, это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны. Так как государственный бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
Ведущую,
определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Целью
настоящей работы является анализ государственного
бюджета как важнейшего элемента
финансовой системы общества, основных
черт бюджетной системы, выявления
наиболее значительных проблем в функционировании
бюджетного механизма и его особенности
в России.
Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.1
В определении отражены три существенных признака бюджета:
1) Он служит общегосударственным
фондом денежных средств,
2) Бюджет представляет собой
3) Этот признак заключается в
том, что он является основным
финансовым планом. Наряду с ним
существуют другие, самостоятельные
финансовые планы, по
Государственный бюджет – это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него
организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.3
Структура бюджетной системы
той или иной страны зависит
прежде всего от ее
По
своей структуре, с одной стороны,
бюджет – это форма образования
и расходования ресурса денежных
средств, а с другой – это смета
доходов и расходов денежных средств
в целях финансового
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
В России используется 4 группы доходов:
Налоговые доходы представляют собой:
1) Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;
2) Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование.
3) Налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.
Группа неналоговых доходов включает в себя ряд подгрупп. К этим подгруппам относятся доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.
К безвозмездным поступлениям относят перечисления от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и т.д.4
Целевые
внебюджетные фонды делятся на социальные
и экономические. К социальным фондам
относится Пенсионный фонд РФ, Государственный
фонд занятости населения РФ, Федеральный
и территориальные фонды
Расходы государственного бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Классификация расходов государственного бюджета – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Группировка имеет четырехуровневую структуру:
Рис.1 Структура
государственного бюджета.
Идеальное
исполнение государственного бюджета
– это полное покрытие расходов
доходами и образование остатка
средств, т.е. превышение доходов над
расходами. Образовавшийся остаток
правительство может
Сущность
государственного бюджета, как экономической
категории, реализуется через
Распределительная функция проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.
Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использование бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
- контроль
за правильным и своевременным
перечислением доходов в
- контроль
за целевым, экономным и
Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают доходы. Большинство правительств как в развитых, так и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой не могут покрыть доходами своих расходов, сводя государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит).
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств – к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к ряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.6
Причин бюджетного дефицита может быть много, например:
· спад общественного
· рост предельных издержек общественного производства
· массовый выпуск «пустых» денег
· излишне, неоправданно
· возросшие затраты на
· оборот «теневого» капитала
в огромных масштабах
Когда
у правительства возникает
выпускает
облигации, представляющие собой долговые
обязательства, т.е. обещание заплатить
деньги в какой-то определенный момент
в будущем. Государственный долг
(накопленная сумма
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования