Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………….………………………………………………………………..4
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………..10
Балансирование госбюджета и его особенности в России……………………18
Практикум……………………………………………………………..................21
Заключение…………………………………………………………….................22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория Курсач.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Филиал  в г. Архангельске 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по курсу Экономическая  теория.

На тему: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования. 
 
 

          Студента Пожидаевой  Наталии Юрьевны
          Специальность БУ
          Курс II
          Группа периферия
          Тема №15
          Преподаватель К.э.н. Тюнькин  А.А.
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Архангельск,2010

       СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..………3    

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………….………………………………………………………………..4

Профицит и  дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного  бюджета…………………………………………………………………………..10

Балансирование  госбюджета и его особенности  в России……………………18

Практикум……………………………………………………………..................21

Заключение…………………………………………………………….................22

Список литературы………………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система, которая  позволяет осуществлять регулирование  экономических и социальных процессов  в интересах общества. Бюджет государства, денежное обращение – это своеобразное зеркало государства, отражающее его экономическое и социальное состояние и политическое положение.

В рыночной экономике значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это определяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.

Государственный бюджет как экономическая категория  представляет собой сложную систему  социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Актуальны вопросы повышения доходности бюджета и оптимизации его расходов, проблемы сбалансированности государственного бюджета и необходимости управления государственным долгом – именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения.

В конечном итоге, именно эти показатели и показывают эффективность всей проводимой государством экономической политики. 
 
 
 
 
 

       Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

Государственный бюджет взаимодействует с различными финансовыми фондами более мелкого  масштаба. При необходимости, государственный бюджет оказывает так называемую «помощь». Она сводится к тому, что денежные средства передаются из государственного бюджета муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или  административно-территориального образования  денежный фонд, который находится  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Бюджет  как экономическая категория  представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.

Государственный бюджет – это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного  фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Сущность  государственного бюджета любой  страны определяется ее социально-экономическим  строем, природой, задачами и функциями  государства.

 Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

В определении  отражены три существенных признака бюджета:

        1. Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он – смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.

        2. Бюджет представляет собой финансовый план государства.

        3. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

 Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

Сущность  бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.

Самым важным источником государственных  доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

  1. Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы.
  2. Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование.
  3. Налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

Государственные расходы также могут быть разделены  на четыре категории:

  1. Потребление в государственном секторе.
  2. Государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов.
  3. Трансферты частному сектору включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи.
  4. Проценты по государственным долгам.

Структура бюджетных расходов и доходов  и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом:

       Расходы

 Затраты  на социальные услуги: здравоохранение,  образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели – 40-50%.

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии с/х, расходы  на осуществление государственных  программ – 10-20%.

 Расходы  на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и прочих – 5-10%.

 Платежи по государственному долгу – 7-8%.

       Доходы

Налоги, в том числе акцизные сборы  и таможенные пошлины, гербовый сбор – 75-85%.

Налоговые поступления: доходы от государственной  собственности, государственного сектора  в экономике, государственной торговли – 5-8%.

Взносы  в государственные фонды социального  страхования, пенсионный, страхования  от безработицы – 10-12%.

Идеальное исполнение государственного бюджета  – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка  средств, т.е. превышение доходов над  расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

         Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между разными  подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования