Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:13, курсовая работа
Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.
Введение…………………………………………………………………..………3
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………….………………………………………………………………..4
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………..10
Балансирование госбюджета и его особенности в России……………………18
Практикум……………………………………………………………..................21
Заключение…………………………………………………………….................22
Список литературы………………………………………………………………23
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Филиал
в г. Архангельске
Курсовая работа по курсу Экономическая теория.
На
тему: Государственный
бюджет как инструмент
государственного регулирования.
Студента | Пожидаевой Наталии Юрьевны |
Специальность | БУ |
Курс | II |
Группа | периферия |
Тема | №15 |
Преподаватель | К.э.н. Тюнькин А.А. |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Государственный
бюджет, его структура и основные
макроэкономические функции………….………………………………………………
Профицит и
дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного
бюджета……………………………………………………………
Балансирование госбюджета и его особенности в России……………………18
Практикум………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система, которая позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества. Бюджет государства, денежное обращение – это своеобразное зеркало государства, отражающее его экономическое и социальное состояние и политическое положение.
В рыночной
экономике значительно
Государственный
бюджет как экономическая категория
представляет собой сложную систему
социально-экономических
Актуальны вопросы повышения доходности бюджета и оптимизации его расходов, проблемы сбалансированности государственного бюджета и необходимости управления государственным долгом – именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения.
В конечном
итоге, именно эти показатели и показывают
эффективность всей проводимой государством
экономической политики.
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
Целенаправленное
социально-экономическое
Государственный
бюджет взаимодействует с различными
финансовыми фондами более
В материальном
понимании государственный
Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.
Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.
Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.
В определении отражены три существенных признака бюджета:
1. Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он – смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
2. Бюджет представляет собой финансовый план государства.
3. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.
Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:
Структура
бюджетных расходов и доходов
и удельный вес отдельных статей
в государственном бюджете
Расходы
Затраты
на социальные услуги: здравоохранение,
образование, социальные
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих – 5-10%.
Платежи по государственному долгу – 7-8%.
Доходы
Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор – 75-85%.
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли – 5-8%.
Взносы
в государственные фонды
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.
Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.
Так, содержание
распределительной функции
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования