Автор: P************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа
Объектом исследования является тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования».
Предметом исследования служат особенности бюджетной политики Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование устройства бюджета Российской Федерации, а так же особенности бюджетной политики.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- структуру государственного бюджета и выявить его основные макроэкономические функции;
- сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;
- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;
- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (1991-2000 гг.), проблемы и способы балансирования.
- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (2000 -2010), проблемы и способы балансирования.
Введение……………………………………………………………………..….3
1.Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования……………….……………………………..…………………..5
1.1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………………………………………………...5
1.2. Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета ……..…11
1.3. Концепции бюджетной политики..……………………………….20
2.Особенности бюджетной политики РФ…...………….…………….....…..24
2.1.Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм…......24
2.2.Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………………….27
2.3.Анализ динамики и сальдо бюджета РФ (2000-2010 г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………29
3. Практикум……………………...………………………………….………..35
Заключение……………………………………………………………………36
Список нормативных актов и литературы…………………………….....….38
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:_____Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
Дисциплина: Экономическая
теория
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Государственный
бюджет как инструмент государственного
регулирования……………….…………………………
1.1.Государственный
бюджет, его структура и основные
макроэкономические функции…………
1.2. Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета ……..…11
1.3.
Концепции бюджетной политики..
2.Особенности
бюджетной политики РФ…...………….
2.1.Бюджетная
система России. Межбюджетный федерализм…......
2.2.Анализ
динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000г.г.).
Проблемы и способы балансирования…………………………………………
2.3.Анализ
динамики и сальдо бюджета
РФ (2000-2010 г.г.). Проблемы и способы
балансирования………………………………………
3. Практикум……………………...…………………………
Заключение……………………………………………………
Список
нормативных актов и
Введение
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что бюджет – это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Объектом исследования является тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования».
Предметом исследования служат особенности бюджетной политики Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование устройства бюджета Российской Федерации, а так же особенности бюджетной политики.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
-
структуру государственного
-
сальдо бюджета, его виды, дефицит
бюджета, способы его
- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;
-
анализ динамики сальдо
-
анализ динамики сальдо
Информационной базой написания курсовой послужили работы следующих авторов: Година А. М., Горегляд В. П., Ивашковского С. Н., Коровкиной Е. Б., Матвеевой Т. Ю., Подпорина И. В., Селезнева А., Сидоровича А. В. и других авторов.
Методами исследования в данной работе мною были использованы
Анализы сальдо бюджетов Российской Федерации с 1991 по 1999гг и 2000 по 2010гг.
В первой главе работы мною было дано определение государственного бюджета, рассмотрена его структура и основные функции, описаны виды сальдо бюджета, а также рассмотрены способы борьбы с дефицитом бюджета.
Во второй главе курсовой работы мною были выявлены особенности бюджетной политики Российской Федерации с 1990 по 1999гг и с 2000 по 2010гг., а также рассмотрены особенности бюджетной структуры Российской Федерации.
В заключении курсовой работы мною была выявлена важность бюджета для финансовой системы страны.
Глава 1.
Государственный бюджет как инструмент
государственного регулирования
1.1 Государственный
бюджет, его структура и основные макроэкономические
функции
В
формировании и развитии экономической
и социальной структуры общества
большую роль играет государственное
регулирование. Одним из механизмов,
позволяющих государству
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, также для осуществления социально-экономических функций1.
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Главными источниками дохода государственного бюджета являются налоги:
- налоги на доходы физических и юридических лиц;
- налоги на товары и услуги (НДС, налог с продаж, акцизы, пошлины);
-
налоги на капитал (на
Налоги делятся на прямые, которые взимаются с физических и юридических лиц, и косвенные, которые взимаются путем установления надбавки к цене товаров и услуг.
Неналоговые доходы весьма разнообразны, но среди них в России доминируют доходы от приватизации, сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности, предоставления домохозяйствам и фирмам платных услуг, перечисленной в бюджет прибыли Центрального банка, от процентов выданных за границу государственных кредитов.
В свою очередь расходы государства могут быть разделены по целям:
- расходы
на политические цели –
- содержание аппарата управления государством;
- расходы
на экономические цели –
- помощь частному сектору экономики;
- расходы
на социальные цели –
С
макроэкономической точки зрения все
государственные расходы
- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
- трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
- выплаты
процентов по государственным
облигациям, т.е. обслуживание
Структура
бюджетных расходов и доходов
и удельный вес отдельных статей
в государственном бюджете
Доходы Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор - 75 – 85 %.
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли – 5–8%.
Взносы
в государственные фонды
Расходы затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели – 40-50%.
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.
Административно-
Платежи по государственному долгу – 7-8%.
Следовательно, финансовые отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйственных субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане и хозяйствующие субъекты в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизведенного потенциала всего общества.
Будучи производными от финансовых отношений, бюджетные отношения призваны выполнять те же государственные функции: бюджетного регулирования и бюджетного обеспечения.
Содержание функции бюджетного регулирования характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, всеми субъектами бюджетных отношений, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера этой функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают практически все участники общественного производства.
Таким образом, бюджетное регулирование – это организованная система управления бюджетным устройством государства. Содержание функции бюджетного регулирования реализуется в процессе формирования доходных источников всех уровней бюджетной системы на всех стадиях бюджетного процесса и их использования для проведения экономической политики государства, ориентированной на обеспечение макроэкономической стабильности и рост общественного производства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой, перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, в основном находящуюся на содержании бюджета.
Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. Соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. При этом в бюджетном процессе высвечиваются слабые места, и правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования