Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:11, курсовая работа
Цель работы осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Сначала будут рассмотрены теоретические вопросы, затем рассмотрим балансирование госбюджета на примере Российской федерации.
Введение.
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Практикум.
Заключение.
Список используемой литературы.
ПРОФИЦИТ И ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА.
МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА.
Оценка
состояния государственных
Полностью сбалансированный государственный бюджет , то есть бюджет без сальдо (расходы равны доходам), возможен только теоретически.
Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.[6, с.638]
Бюджетный дефицит – это финансовое явление с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.
Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системе государства, что чревато отрицательными последствиями, как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизации инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательные эффект непредсказуемой силы.
Таким образом, нельзя утверждать точно относительно таких финансовых явлений, как дефицит и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительно или, наоборот, отрицательное само по себе. Возникновение дефицита и профицита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического, так и неэкономического характера.
Профицит может возникнуть следующим образом:
По природе
своего происхождения необходимо различать
циклический и структурный
Циклический дефицит – результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики.
Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада экономики и вывода ее из депрессивного состояния.
Государство имеет несколько источников средств для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:
Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и туже величину (∆G = ∆T).
Мультипликатор сбалансированного бюджета – изменение величины чистого национального продукта в результате равного прироста (сокращения) налоговых поступлений и государственных расходов. Обычно он равен единице.
Выведем мультипликатор
сбалансированного бюджета
а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода:
.
Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .
Следовательно .
А по скольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:
. Т. е. мультипликатор
Таким
образом, если государственные закупки
и автономные налоги увеличиваются
(сокращаются) на одну и туже величину,
то это ведет к росту (сокращению) совокупного
дохода, причем ровно на величину роста
(сокращения) государственных закупок
и налогов.
БАЛАНСИРОВАНИЕ ГОСБЮДЖЕТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ.
К настоящему
времени определились три основных
подхода к регулированию
Первый подход связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. Такое целеполагание фискальной политики по сути снижает ее эффективность и изводит на нет антициклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращение государственных расходов, либо сочетание того и другого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание общественного производства.
При профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.
Второй подход сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистскую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени) и рестриктивную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции.
Несмотря
на внешнюю привлекательность
Третий подход базируется на идеи функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на второй план и рассматривается лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительной воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга. [6, с.640]
В условиях
командно-административной системы
в Советском Союзе
Основными
источниками
Финансирование
народного хозяйства
90-е
годы ХХ столетия были для
российской экономики и
В переходной
экономики в условиях инфляции, вызванной
общей либерализацией экономических
отношений, снятием контроля с предпринимательских
доходов и цен в сфере
С помощью этих «ножниц» удается сжать бюджетный дефицит, частично сбить спрос. На то же направлена и жесткая денежно-кредитная политика: повышаются до положительной ставки рефинансирования Центрального банка и процентные ставки коммерческих банков; урезаются кредиты экономике. Политика бюджетного дефицита в этот период подчинена задачам ограничения инфляции. Поэтому она выступает как фактор, противостоящий задачам сохранения экономического потенциала и экономического роста, поскольку проводится однобокая и однолинейная бюджетная и монетаристская политика на сдерживание или подавление инфляции за счет резкого ограничения бюджетных расходов по всем основным статьям бюджетной классификации, а так же политика сжатия денежной массы, ведущая к хроническому кризису не платежей.
Возникают
проблемы глубокой стагнации и длительного
спада, предприятия реального
сектора лишаются оборотных средств
и накоплений, подпадают под пресс
высоких налогов и оказываются
неспособными не только к инвестиционной
деятельности, но не редко и к
простому воспроизводству
Вслед за глубоким спадом материального производства идет снижение реальных доходов и расходов государственного бюджета (бюджетной системы). Бюджетная «кривая» вогнута вниз, а не направлена по восходящей колебательной траектории. Бюджетные дефициты (профициты) не отражают в полной степени глубокий бюджетный кризис, ибо доходы и расходы деформированы, в реальном исчислении их объемы падают, а бюджетные дефициты могут быть незначительными, поскольку государство перестает финансировать многие отрасли и жизненные потребности страны, учреждения социальной сферы, науки, здравоохранения и образования. Свертываются расходы на финансирование капитальных вложений и вообще на поддержку национальной экономики. Бюджет приобретает «потребительский» характер.
Бюджетная система, получившая в начале инвестиционного «бума» большие инфляционные «профициты», очень скоро попадает в ситуацию хронического бюджетного кризиса, нарастающей дефицитности и сжатия реального бюджетного потенциала с угрозой полномасштабного финансового краха.
В первые годы реформ на покрытие дефицита бюджета привлекались огромные кредиты Центрального банка Российской Федерации и проводились изъятия средств из пенсионного фонда.
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования