Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Сначала будут рассмотрены теоретические вопросы, затем рассмотрим балансирование госбюджета на примере Российской федерации.

Содержание

Введение.

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Практикум.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

государственный бюджет как инструмент государственного регулирования.docx

— 55.81 Кб (Скачать)
 

ПРОФИЦИТ  И ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА.

МУЛЬТИПЛИКАТОР  СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА.

Оценка  состояния государственных финансов определяется соотношением доходов  и расходов государственного бюджета.

Полностью сбалансированный государственный  бюджет , то есть бюджет без сальдо (расходы равны доходам), возможен только теоретически.

Превышение  расходов по государственному бюджету  над доходами называется бюджетным дефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.[6, с.638]

Бюджетный дефицит – это  финансовое явление с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.

Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют  о расстройстве в той или иной мере финансовой системе государства, что чревато отрицательными последствиями, как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизации инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательные эффект непредсказуемой силы.

Таким образом, нельзя утверждать точно относительно таких финансовых явлений, как дефицит  и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительно или, наоборот, отрицательное само по себе.  Возникновение дефицита и профицита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического, так и неэкономического характера.

Профицит может возникнуть следующим образом:

  • если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полеченные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;
  • если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;
  • если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;
  • если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны. [11, с.27]

По природе  своего происхождения необходимо различать  циклический и структурный бюджетный  дефицит.

Циклический дефицит – результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

Государство имеет несколько источников средств для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:

  • печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;
  • неналоговые поступления, например доходы от иностранного туризма;
  • внешний долг – международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны.
  • внутренний долг - государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. [4, с.516]
 

Бюджет  называется сбалансированным, если государственные  закупки и налоги увеличиваются  на одну и туже величину (∆G = ∆T).

Мультипликатор  сбалансированного  бюджета – изменение величины чистого национального продукта в результате равного прироста (сокращения) налоговых поступлений и государственных расходов. Обычно он равен единице.

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода:         , 

а изменение  автономных налогов приводит к изменению  дохода:

.

Общее изменение  Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

Следовательно           .

А по скольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

. Т. е. мультипликатор сбалансированного  бюджета равен единице.

     Таким образом,  если государственные закупки  и  автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну  и туже величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов. 

БАЛАНСИРОВАНИЕ  ГОСБЮДЖЕТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ  В РОССИИ.

К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию государственного бюджета.

Первый  подход связан  с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения  его сбалансированности постоянной самодовлеющей  целью государственных финансов. Такое целеполагание фискальной политики по сути снижает ее эффективность и изводит на нет антициклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращение государственных расходов, либо сочетание того и другого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание общественного производства.

При профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй  подход сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистскую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени)  и рестриктивную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции.

Несмотря  на внешнюю привлекательность такого механизма реализации фискальной политики, он явно страдает упрощенностью. Это  связано с отсутствием  идентичных экономических циклов как по продолжительности  отдельных фаз и цикла в  целом, так и  по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным  вялом и небольшим подъемом и, наоборот, длительная и устойчивая фаза подъема может сопровождаться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий  подход базируется на идеи функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая  стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на второй план и рассматривается лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительной воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга. [6, с.640]

В условиях командно-административной системы  в Советском Союзе государственный  бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования  общегосударственного фонда денежных средств. Эти средства расходовались  для выполнения директивного плана  социально-экономического развития народного  хозяйства. Бюджет и народно-хозяйственный  план составлялись  и утверждались одновременно и в тесной взаимоувязке.

Основными источниками общегосударственных  финансов были платежи предприятий  в форме налога с оборота (правительство  устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в  бюджет) и отчислений от прибылей (они  доходили иногда до 70%). Подоходный налог  с населения составлял менее 10% доходной части бюджета. [4, с.518]

Финансирование  народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именного из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование  пропорций общественного воспроизводства. Общегосударственные финансы расходовались  на здравоохранение, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально культурные нужды.

90-е  годы ХХ столетия были для  российской экономики и государственных  финансов кризисными.

В переходной экономики в условиях инфляции, вызванной  общей либерализацией экономических  отношений, снятием контроля с предпринимательских  доходов и цен в сфере производства и обращения (без создания конкурентной среды), правительство на первых этапах получает огромные инфляционные налоги, замораживая или задерживая индексацию бюджетных расходов.

С помощью  этих «ножниц» удается сжать бюджетный  дефицит, частично сбить спрос. На то же направлена и жесткая денежно-кредитная  политика: повышаются до положительной  ставки рефинансирования Центрального банка и процентные ставки коммерческих банков; урезаются кредиты экономике. Политика бюджетного дефицита в этот период подчинена задачам ограничения  инфляции. Поэтому она выступает как фактор, противостоящий задачам сохранения экономического потенциала и экономического роста, поскольку  проводится однобокая и однолинейная бюджетная и монетаристская политика на сдерживание или подавление инфляции за счет резкого ограничения бюджетных расходов по всем основным статьям бюджетной классификации, а так же политика сжатия денежной массы, ведущая к хроническому кризису не платежей.

Возникают проблемы глубокой стагнации и длительного  спада,  предприятия реального  сектора лишаются  оборотных средств  и накоплений, подпадают под пресс  высоких налогов и оказываются  неспособными не только к инвестиционной деятельности, но не редко и к  простому воспроизводству производственных мощностей и кадрового потенциала. К концу 1993г. платежный кризис выразился  в массовой остановке предприятий. [8, c.261]

Вслед за глубоким спадом материального производства идет снижение реальных доходов и  расходов государственного бюджета (бюджетной  системы). Бюджетная «кривая» вогнута вниз, а не направлена по восходящей колебательной траектории. Бюджетные дефициты (профициты) не отражают в полной степени глубокий бюджетный кризис, ибо доходы и расходы деформированы,  в реальном исчислении их объемы падают, а бюджетные дефициты могут быть незначительными, поскольку государство перестает финансировать многие отрасли и жизненные потребности страны, учреждения социальной сферы, науки, здравоохранения и образования. Свертываются расходы на финансирование капитальных вложений и вообще на поддержку национальной экономики. Бюджет приобретает «потребительский» характер.

Бюджетная система, получившая в начале инвестиционного  «бума» большие инфляционные «профициты», очень скоро попадает в ситуацию хронического бюджетного кризиса, нарастающей дефицитности и сжатия реального бюджетного потенциала с угрозой полномасштабного финансового краха.

В первые годы реформ на покрытие дефицита бюджета привлекались огромные кредиты Центрального банка Российской Федерации и проводились изъятия средств из пенсионного фонда.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования