Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:42, курсовая работа
Цель работы – проанализировать формы и типы конкуренции на примере предприятия ООО «Динамика».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать теоретические аспекты конкуренции в рыночной экономике.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о формах и типах конкуренции.
3.Пранализировать формы и типы конкуренции на примере предприятия ООО «Динамика».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты конкуренции в рыночной экономике. 5
1.1.Основные элементы рыночной экономи-ки……………………………...5
1.2.Сущность конкурен-ции…………………………………………………..6
1.3.Функции конкуренции……………………………………………………8
Глава 2.Формы и типы конкуренции……………………………………………...11
2.1.Свободная (чистая) конкуренция……………………………………….11
2.2.Монополия……………………………………………………………….12
2.3.Олигополия………………………………………………………………14
2.4.Чистая монопо-лия……………………………………………………….15
2.5.Способы ведения конкурентной борьбы………………………………16
Глава 3.Анализ конкурентов на предприятии ООО «Динамика»………………19
3.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Динамика»..19
3.2.Анализ хозяйственной деятельности ООО «Динами-ка»...…………...20
3.3.Оценка конкурентной среды ООО «Динамика»………………………22
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………………..31
Приложение………………………………………………………………………...33
- Целевой сегмент – население, проживающее в малогабаритных квартирах.
Отобрав по вышеперечисленными критериям, составим перечень приоритетных конкурентов с указанием занимаемой каждым из них доли на рынке мебели Мурманска (См. Приложение, табл. 4). Для того, чтобы отобрать изделие, по которому будет строиться весь дальнейший анализ, проанализируем структуру реализованной мебели АО «ЛМ» в 2007 г. Данные таблицы 5 (См. Приложение) показывают, что наибольшая доля продаж в структуре реализованной продукции приходится на стенки. Поэтому для анализа выбираем 1 ассортиментную единицу стенка «Картина». В дальнейшем сравнение будем осуществлять по этому наименованию. На рынке Мурманской области четко выделяется 4 стратегические группы конкурентов:
- стенки, хорошо вписываемые в квартиру старой планировки с относительно высокой ценой;
- стенки, хорошо вписываемые в квартиру старой планировки с относительно средними ценами;
- стенки со средними ценами, но для размещения в квартирах старой планировки комплекты мебели придется расчленять;
- стенки с высокими ценами, предназначенные главным образом для квартир новой планировки.
ООО «Динамика» входит во вторую стратегическую группу, в которой ее главными конкурентами являются: ООО «Барэкс», «Ариес», мебельная фабрика Сибири. Удельный вес мебели этой группы на рынке составляет 11,5%. Наибольший удельный вес в рассматриваемой стратегической группе принадлежит Сибирским фабрикам – 6%, имеющих цены несколько ниже, чем мурманские. Доля остальных конкурентов в рамках рассматриваемой группы примерно одинакова: 1,5 – 2% рынка, в том числе столько же составляет и доля ООО «Динамика» на рынке стенок. Определим доли производителей стенок в рамках конкурентов второй стратегической группы (См. Приложение, табл. 6).
Из
таблицы 6 видно, что рыночным лидером
в рамках выбранной стратегической группы
являются стенки из Сибири. Все конкуренты
имеют примерно одинаковую долю. Учитывая,
что лидер еще и предлагает мебель хоть
и незначительно, но по более низким ценам,
конкурентное преимущество для стенок
ООО «Динамика» следует формировать через
придание изделиям мебели дополнительных
ценностей, значимых для потребителя18.
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Характер конкурентной борьбы во многом зависит от того, является ли фирма лидером, претендентом, последователем или организаций, действующей в рыночной нише. В том случае, когда в отрасли существует много организаций-конкурентов, круг последних сужают до круга приоритетных конкурентов.
Систематизировав теоретический анализ о формах и типах конкуренции, выделим следующее. Основными характеристиками чистой конкуренции являются многочисленность участников обмена, стандартизированная продукция, свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с них.
В монополистической конкуренции можно выделить относительно большое число некрупных производителей, продажу схожей, но не идентичной продукции, наличие у отдельного производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой, различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции.
К
основным характеристикам
Основными чертами чистой монополии являются единственный продавец, отсутствие товарной дифференциации, очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.
Конкурентоспособность товара (услуги) – его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром при решении потенциальным покупателем своих проблем. В общем виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество, которое не является имманентным качеством товара, а заменяется во времени под воздействием множества различных факторов.
Конкурентоспособность может быть оценена только в сравнении конкурентов. При исследовании конкурентоспособности необходимо: выбрать базовые товары сравнения, выбрать критерии сравнения (показатели).
Обоснованно сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяются по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую группу.
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции.
Основным перспективным целевым рынком потребителей для ООО «Динамика» является население. Проанализировав формы и типы конкуренции на предприятии ООО «Динамика» можно сделать вывод, что существует серьезная проблема, связанная с реализацией продукции. Для того чтобы решить данную проблему необходимо провести анализ всех составляющих комплекса маркетинга: продукт, цена, продвижение и распределение товара, а также провести мероприятия по их приспособлению, адаптации к внешним условиям: деятельности конкурентов, поведению потребителей, потенциалу предприятия и прочим внешним факторам.
Рис.
1.Организационная
структура ООО
«Динамика»
Таблица 1. Основные
показатели деятельности
ООО «Динамика»
|
Таблица
2.Динамика состава
товарной продукции
ООО «Динамика»
|
Информация о работе Формы и типы конкуренции в рыночной экономике