Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:54, дипломная работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может
быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими
единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель
конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией
называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса
потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Введение.......................................................................3
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-17
2. Виды конкуренции........................................................18-22
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы.................................... 23-28
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных
отношений на рынке................................ 29-35
8. Заключение.................................................................36
8. Список литературы..........................................................37
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ЭКОНОМИКА
Курсовая работа
По теме:
Конкуренция
в рыночной экономике
Выполнил: Студент IV курса ФВВО
Специальность: “МАРКЕТИНГ”
Лейкина Виктория Ефимовна
Преподаватель: Трифонова
Елена Леонидовна
САМАРА 1999
г.
Содержание
Введение......................
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-17
2. Виды конкуренции..............
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и
внерыночные формы.............
7. Роль государственного
регулирования при
отношений на рынке.........................
8. Заключение....................
8. Список литературы.............
Введение
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может
быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими
единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель
конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией
называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса
потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Рыночный характер
экономических отношений
покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и
предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию
товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая
частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской
деятельности.
Конкуренция одновременно
имеет и положительные и
1) она способствует
развитию научно-технического
заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально
использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные
производства, устаревшая техника, некачественные товары;
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек
производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
3) в известной
мере выравнивает норму
платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для
безработицы, инфляции и банкротства;
2) ведет к
дифференциации доходов и
распределения;
3) ее следствием
может быть перепроизводство
товаров и не догрузка
в периоды производственных спадов.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую
конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того,
чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов
потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое
преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании
эффективности производства.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли,
которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. Справочники,
словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали о
полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным
- с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому
российская экономика превратилась не только в систему
высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских
промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем
необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном
счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно
высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому
отставанию от
передовых научно-технических
С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в
монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а
конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства.
Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке,
тем лучше национальные
фирмы оказываются
рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на
внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь
конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства,
которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в
экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание
конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время,
стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит,
изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в
настоящий момент
важнейшей задачей
Цель данной работы рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с
развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в
развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
1. Основные теории конкуренции.
Четыре модели рынка.
Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления
торговых отношений и приобрела свою полноценность с появлением свободных
рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические
положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом -
классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита. Он
рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все
отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.
А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически
равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы
прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору
частных и общественных интересов. «.При полной свободе предпринимательства,
когда каждый производитель преследует свои интересы, и стремиться к
собственной выгоде вовсе не возникает хаос и неразбериха, .ведомые невидимой
рукой Проведения, преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для
общества в целом» [3].
А.Смит считал, что цель предпринимателя – это получить как можно больше
прибыли, и им движет эгоизм. Законы рынка заставят предпринимателя выпускать
не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по
возможно низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих
конкурентов и получить максимальную прибыль. Таким образом, хотя
предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его
эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг
лучшего качества и по более низким ценам.
«Невидимая рука»
может успешно действовать
острой конкуренции. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно
искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и
увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.
А.Смит на примере
ценовой конкуренции
экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу,
тем не менее, следует строгим правилам поведения. В соответствие с ними
свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять
преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает
оптимальное распределение ресурсов между отраслями.
Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного
механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал
первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового
регулирования:
- на основе
теории конкурентной цены
соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего
цены (при избытке предложения);
- определил основные
условия эффективной
большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность
используемых ресурсов;
- впервые показал,
каким образом конкуренция,
приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;
- разработал
элементы модели совершенной
конкуренции и теоретически
что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;
- сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения
ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
Свободная конкуренции, теоретические основы которой постулировал А.Смит,
полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными