Формы и типы конкуренции в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать формы и типы конкуренции на примере предприятия ООО «Динамика».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать теоретические аспекты конкуренции в рыночной экономике.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о формах и типах конкуренции.
3.Пранализировать формы и типы конкуренции на примере предприятия ООО «Динамика».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты конкуренции в рыночной экономике. 5
1.1.Основные элементы рыночной экономи-ки……………………………...5
1.2.Сущность конкурен-ции…………………………………………………..6
1.3.Функции конкуренции……………………………………………………8
Глава 2.Формы и типы конкуренции……………………………………………...11
2.1.Свободная (чистая) конкуренция……………………………………….11
2.2.Монополия……………………………………………………………….12
2.3.Олигополия………………………………………………………………14
2.4.Чистая монопо-лия……………………………………………………….15
2.5.Способы ведения конкурентной борьбы………………………………16
Глава 3.Анализ конкурентов на предприятии ООО «Динамика»………………19
3.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Динамика»..19
3.2.Анализ хозяйственной деятельности ООО «Динами-ка»...…………...20
3.3.Оценка конкурентной среды ООО «Динамика»………………………22
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………………..31
Приложение………………………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

ФОРМЫ И ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     - экономический (промышленный шпионаж)

     - подделка продукции конкурентов

     - подкуп и шантаж

     - обман потребителей

     - махинации с деловой отчетностью

     - валютные махинации

     - сокрытие дефектов и т.д.

    К этому можно также добавить и  научно-технический шпионаж, т.к. любая  научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий11.

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ООО «ДИНАМИКА».

    3.1. Организационно-экономическая характеристика ООО                       «Динамика».

 

    ООО «Динамика» расположено в городе Мурманске по адресу: 183000, Россия, г. Мурманск, Самойловой ул., д.18. Основными  видами деятельности являются - производство и продажа корпусной мебели и дверных блоков.

    В состав ООО «Динамика» входят 4 основных цеха и 3 вспомогательных. Общая стоимость активной части основных производственных фондов по состоянию на 01.01.2007г. составила 8229 тыс. руб., что составляет 27% от аналогичного показателя в 2006 г. Такой скачок объясняется консервацией производственных фондов, связанной со спадом производства.

    Продукция, выпускаемая ООО «Динамика» сертифицирована, качество соответствует всем требованиям  ГОСТа 19371-90. Органом сертификации после проведения проверки выдан знак соответствия, которым маркируется вся исходящая документация. За отчетный период претензий по качеству ООО «Динамика» не имеет. Производственные площади деревообрабатывающего комплекса в состоянии производств:

  • мебель,
  • дверные блоки,
  • изделия деревообработки,
  • плита ламинированная,
  • теплоэнергия.

    ООО «Динамика» - единственное предприятие  в г. Мурманске, специализирующееся на выпуске корпусной мебели из ламинированной плиты. Двери изготавливаются из массива натуральной древесины. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1 (См. Приложение).

    Основные  показатели деятельности ООО «Динамика» в динамике за 3 года представлены в  таблице 1 (См. Приложение).

    Анализ  данных таблицы 1 показывает, что за весь анализируемый период (2005 – 2007 гг.) на предприятии усиливается  тенденция к затовариванию продукции на складе. В 2005 г. из 8655,9 тыс. руб. произведенной продукции 98,5% (8527 : 8655,9) было реализовано. Поэтому в 2006 г. было выпущено на 6,8% продукции больше. Однако, было реализовано лишь 56% (5198,6 : 9242) выпуска. В результате чего финансовый результат вылился в убыток размером 2633,4 тыс. руб. с остатком нереализованной продукции в 4043,4 тыс. руб.

    Далее несмотря на то, что объемы производства в 2007 г. по сравнению с 2006 г. снизились  на 41,1%  вследствие еще большего снижения объемов реализации с 5198,6 тыс. руб. до 2407,2 тыс. руб. в 2007 г. убыток составил 2206,8 руб. Данная ситуация, конечно же, отрицательно отразилась на платежеспособности предприятия, большая часть оборотных средств которого «замерло» в виде нереализованной товарной продукции.

    Таким образом, на предприятии ООО «Динамика» существует серьезная проблема, связанная  с реализацией продукции. Для  того, чтобы решить данную проблему необходимо провести анализ всех составляющих комплекса маркетинга: продукт, цена, продвижение и распределение товара, а также провести мероприятия по их приспособлению, адаптации к внешним условиям: деятельности конкурентов, поведению потребителей, потенциалу предприятия и прочим внешним факторам12. 
 
 

    3.2.  Анализ хозяйственной деятельности ООО «Динамика».

 

    Рассмотрим  динамику и структуру выпуска  товарной продукции ООО «Динамика». Результаты представлены в таблице 2 (См. Приложение).

    Анализ  таблицы 2 показывает, что в целом  объем произведенной продукции в 2007 г. по отношению к 2006 г. упал на 37,1% и составил 62,9% от уровня 2005 г. Снижение выпуска товарной продукции произошло за счет отказа от производства изделий деревообработки ламинированной плиты для реализации на сторону, а также снижение на 90% производства теплоэнергии. В то же время существенно на 157,9% в 2007 г. по сравнению с 2005 г. был увеличен выпуск дверных блоков из натуральной древесины, а также мебели на 5,6%. Хотя этот уровень ниже уровня 2006 г. на 19,7% и 9,5% соответственно.

    Таким образом, на 2007 г. ООО «Динамика» в структуре своей товарной продукции имеет 2 наименования:

    -мебель  из ламинированной плиты,

    -дверные  блоки.

    Анализ  структуры товарной продукции показывает, что за 3 года отслеживаются следующие тенденции:

    - устойчивая тенденция увеличения  доли изготовления мебели и дверных блоков. Удельный вес продукции указанных наименований во всей товарной продукции увеличился с 40,1% до 67,3% и с 4,5% до 18,4% соответственно.

    - тенденция к падению объемов  производства ламинированной плиты  на реализацию. В 2007 г. последняя производилась только под нужды собственного производства ООО «Динамика».

    - значительно уменьшилась доля  в структуре товарной продукции  производства собственной продукции: с 38,2% в 2005 г. до 14,3% в 2007 г. Этот факт объясняется снижением потребности производства в теплоэнергии13.

    ООО «Динамика» в 2007 г. отказалось от изготовления прочих изделий деревообработки. Таким образом, из двух обозначенных выше видов продукции основным является производство мебели, составившее в 2007 г. 67,3% ассортимента товарной продукции.

    Анализ  плана на 2008 г. свидетельствует о  намерении руководства ООО «Динамика» увеличить выпуск товарной продукции  на 4,7%. Этот рост планируется по всем номенклатурным единицам: рост выпуска мебели на 14,9%, дверных блоков – на 11,8%, теплоэнергии – на 7,5%. Причем, в структуре товарной продукции увеличение доли мебели планируется с 67,3% до 74%, дверных блоков – с 18,4 до 19,6, долю производства теплоэнергии планируется снизить с 14,3% до 6,3% (См. Приложение, табл. 3).

    Из  всего вышеуказанного следует, что мебель до 2007 г. была основным элементом товарной продукции, ее позиции в 2008 г. планируется еще более укреплять. Общие выводы из анализа:

    - ООО «Динамика» на начало 2008 г.  находится в критическом состоянии:

    - неплатежеспособен,

    - реализация произведенной продукции крайне неудовлетворительна,

    - основные фонды, производственные  мощности, позволяющие производить качественную продукцию деревообработки простаивают вследствие плохой реализации готовой продукции,

    - ассортимент продукции со временем  уменьшается14.

    3.3. Оценка конкурентной среды ООО «Динамика».

 

    Дадим оценку интенсивности конкуренции  на рынке продаж мебели. Для этого  охарактеризуем 5 сил конкуренции по М.Е. Портеру.

    1. Угроза появления новых конкурентов. Препятствием для появления новых конкурентов служат следующие барьеры:

    - затраты на приобретение основных фондов велики. По этой причине большинство предприятий мебельной промышленности образованы на базе ранее существующих предприятий путем их приватизации. В этом отношении не является исключением и ООО «Динамика».

    - фиксированные затраты, связанные с получением лицензии, сертификата соответствия, экологического сертификата.

    - что касается «прихода» на  мурманский рынок производителей  других регионов, то высокие железнодорожные тарифы являются барьером для прочих российских производителей мебели, а низкий курс рубля по отношению к доллару США на фоне низкой платежеспособности населения делает импортную мебель в своем большинстве неконкурентоспособной по цене.

    Из  всего вышесказанного следует, что  барьеры входа на мебельную отрасль г. Мурманска значительны, что сводит к минимуму конкуренцию со стороны потенциально новых производителей.

    2. Угроза замены данного продукта. Мебель относится к движимому мобильному имуществу человека. Ее развитие, изменение находится в тесной связи с развитием образа жизни людей. История мебели неотделима от общей истории техники, искусства и культуры человека. Но это накладывает свой отпечаток лишь на изменение мебельных форм, материалов, конструкций. Мебель – неотделимая часть жилища человека. До сих пор пока жизнедеятельность человека будет связана с помещением, конкуренция со стороны замены рассматриваемого товара новым практически отсутствует, возможно, лишь изменение материала, технологии изготовления (например, появление надувной мебели). Однако все эти изменения касаются очень узкого сегмента потребителей15.

    3. Сила позиции поставщиков. Для того, чтобы определить влияние поставщиков на конкурентную среду ООО «Динамика» обозначим перечень материалов и сырья, используемых в производстве: ламинированная плита, смола, теплоэнергия.

    Из  всех перечисленных позиций материалов ООО «Динамика» производит закупку  лишь смолы. Другими двумя видами материалов ООО «Динамика» обеспечивает себя самостоятельно, так как имеет производственные мощности для изготовления ДСП, ее ламинирования, а также получения теплоэнергии. В этом отношении практическое большинство мебельных фабрик Мурманской области находятся в менее удачном положении: все они используют ДСП, производимую на других мебельных деревообрабатывающих комбинатах. Себестоимость этой плиты существенно выше себестоимости ДСП, производимой на ООО «Динамика». Что касается первичного сырья для изготовления ДСП, то, благодаря тому, что в Мурманской области сосредоточено множество лесозаготовительных предприятий, последние, конкурируя между собой, ставят ООО «Динамика» и другие предприятия по изготовлению ДСП в выгодное положение. Что касается смол, то все мебельные предприятия Мурманской области приобретают их за границей. Поэтому мебельные предприятия, закупая смолы за границей, полностью зависят от конъюнктуры рынка этого товара за границей, колебаний курса рубля, что ослабляет их конкурентную позицию16.

    4. Сила позиции покупателей. Прежде  всего определим целевой сегмент  потребителей, на которых ориентирована  продукция ООО «Динамика». В ассортимент продукции ООО «Динамика» входит мебель для дома и офисная мебель. Следовательно, целевыми рынками ООО «Динамика» являются: население, а также учреждения, организации, предприятия.

    Структура реализованной мебели ООО «Динамика» по целевым рынкам распределена следующим образом: 89% составляет мебель для дома и 11% - офисная мебель. Учитывая это можно сделать вывод, что основной перспективный целевой рынок потребителей для ООО «Динамика» является население. Кроме того, из общей численности населения Мурманской области целесообразно исключить население с доходами ниже среднего, так как они представляют собой неплатежеспособный сегмент потребителя. Несмотря на то, что цены мебели ООО «Динамика» значительно ниже цен некоторых аналогов, имея доходы ниже среднего (ниже прожиточного минимума), этот сегмент целевого рынка не способен платить за мебель. Это позволяет сделать вывод, что для выживания предприятиям мебельной промышленности придется усилить конкурентную борьбу с целью увеличения своей доли, рынка сбыта за счет отвоевания ее у конкурента. Так как рассчитывать на появление новых рынков сбыта не приходится. А это возможно только при условии более полного удовлетворения требований потребностей, представляющих целевой сегмент потребителей. Для этого необходимо систематически изучать вкусы целевого сегмента, потребность в различных деталях интерьера, а также быстрой смены ассортимента17.

    5. Конкуренция между производителями  мебели, продаваемой на рынке  Мурманской области. На рынке  Мурманской области существует порядка 20 предприятий, так или иначе связанных с изготовлением мебели. Для объективного и результативного исследования следует определить приоритетных конкурентов, так называемых конкурентов «одной весовой категории». Приоритетные конкуренты производят продукты аналогичные по назначению и условиям использования, предназначающие для одного и того же сегмента потребителя.

    Характеристики  продукции ООО «Динамика»:

    - Корпусная мебель (исключаем конкурентов,  изготовляющих прочие виды мебели),

    - Серийное производство (исключаем конкурентов, занимающихся индивидуальным изготовлением мебели),

    - Материал, лежащий в основе изготовления  мебели – ДСП (исключаем конкурентов,  изготавливающих мебель из натурального  дерева и синтетических пластмасс  и пластиков),

Информация о работе Формы и типы конкуренции в рыночной экономике