Формы конкуренции в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эволюции понятия «конкуренция» с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Задачами в моей работе является рассмотрение следующих вопросов: что такое конкуренция, какие функции она выполняет, на какие виды делится, какие особенности конкуренции существуют в России, какие существуют модели совершенной и несовершенной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Формы конкуренции в рыночной экономике.docx

— 36.01 Кб (Скачать)

     Введение 

     Конкуренция – это состязание между производителями товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

     Целью данной работы является анализ эволюции понятия  «конкуренция» с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

     Задачами  в моей работе является рассмотрение следующих  вопросов: что такое  конкуренция, какие  функции она выполняет, на какие виды делится, какие особенности  конкуренции существуют в России, какие  существуют модели совершенной  и несовершенной  конкуренции.

     В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который  решает все экономические  проблемы общества.

     Рыночный  характер экономических  отношений означает свободу выбора для  покупателя и продавца. Механизм рынка действует  через соотношение  спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность  цен, конкуренцию  товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

     Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме  она превратилась в главный рычаг  рыночного регулирования  общественного производства.

     Конкуренция одновременно имеет  и положительные  и отрицательные  стороны.

     Позитивное  влияние конкуренции  на экономику заключается  в следующем:

     1. она способствует  развитию научно-технического  прогресса, постоянно  заставляя товаропроизводителя  применять лучшие  технологии, рационально  использовать ресурсы.  Благодаря конкурентной  борьбе вымываются  экономически неэффективные  производства, устаревшая  техника, некачественные  товары;

     2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

     3. в известной мере  выравнивает норму  прибыли на капитал  и уровень заработной  платы во всех  отраслях национальной  экономики.

     К числу негативных сторон можно отнести:

     1. придает бизнесу  определенную нестабильность, создает условия  для безработицы,  инфляции и банкротства;

     2. ведет к дифференциации  доходов и создает  условия для их  несправедливого  распределения;

     3. ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и недогрузка  мощностей в периоды  производственных  спадов.

     В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая  ей отводится при  рыночных методах  хозяйствования. С  точки зрения организации  плановой экономики  концентрация производства в монополиях считалась  наиболее эффективным  способом хозяйствования, а конкуренция  – источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

     С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни  общества значительно  возросла.

     Чем ожесточеннее конкуренция  на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются  подготовленными  к борьбе за рынки  за рубежом, и тем  в более выгодном положении оказываются  потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие потребительские  свойства, которыми бы она выгодно  отличалась от сходной  продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды  в РФ, как и во всех развитых странах  в настоящее время, стало важной задачей  государственного регулирования  экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений  является в настоящий  момент важнейшей  задачей экономических  исследований в нашей  стране 

     1. Понятие и условия  возникновения конкуренции 

     Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

     Конкурентная  борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам  производства таким  образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила  им прибыль. Она является регулирующей силой  в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

     Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую  функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить? Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

     Конкуренция представляет собой  соперничество субъектов  хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов  в своих интересах. Как экономический  закон конкуренция  выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами в  развитии экономики.

     При наличии конкуренции  на рынке производители  постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить  прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить  цены. Конкуренция  также побуждает  производителей улучшать качество товаров  и постоянно увеличивать  разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители  вынуждены постоянно  бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём  расширения и улучшения  ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более  низким ценам. От этого  выигрывает потребитель.

     Основные  условия возникновения  конкуренции:

     1. полная хозяйственная  обособленность каждого  товаропроизводителя;

     2. полная зависимость  товаропроизводителя  от конъюнктуры  рынка;

     3. противостояние всем  другим товаропроизводителям  в борьбе за  покупательский спрос.

     Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий. 

     2. Функции конкуренции 

     Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли  и виды деятельности, на продукцию и  услуги которых имеется  спрос. Это называется функцией размещения.

     Инновационная функция конкуренции  заключается в  стимулировании внедрения  достижений науки  и техники, новых  технологий, выпуска  новых видов продукции  и услуг, повышения  качества продукции  и услуг.

     Функция конкуренции, заключающаяся  в создании условий  для получения  доходов и прибыли  наиболее успешными  предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

     Конкуренция является инструментом, которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.

     Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько  небольшую часть  от общего объёма производства, что увеличение или  уменьшение её выпуска  не будет оказывать  ощутимого влияния  на цену товара. Производитель, равно как и  покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые «невидимой рукой» – способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов.

     Конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия  производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить  в производство того или иного товара. Предположим, что  один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При  такой ситуации, когда  на рынке установится  равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет  иметь последний  продавец, то есть тот, кто произвёл товар  по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. В условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

     Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение  эффективности производства. Так как конкуренция  служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

     При противоборстве субъектов  рынка усиливается  их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции  участвует множество  мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных  средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка. Важная роль конкуренции в механизме функционирования рынка определяется теми функциями, которые она должна выполнять.

     Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение  суверенитета потребителей, а также осуществление  оптимального сочетания  и эффективного использования  факторов производства. Другими словами  конкуренция должна обеспечивать адаптацию  производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

     Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое  развитие, чтобы стремление предприятий к  получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.

     В-третьих, конкуренция выполняет  функцию распределения. Она должна создать  такие условия, когда  распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости  от их производительности. Такое распределение является наилучшей основой для стимулирования повышения эффективности производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения. 

Информация о работе Формы конкуренции в рыночной экономике