Конкуренция в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение конкуренции, ее места и роли в современном хозяйственном механизме.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить и охарактеризовать конкуренцию как важнейший элемент хозяйственного механизма;
- определить понятие и сущность конкуренции;
- перечислить основные виды конкуренции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Основные виды конкуренции 7
1.3. Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера 9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ФОРМ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
2.1. Несовершенная конкуренция 12
2.2. Совершенная (свободная) конкуренция 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

конкуренция в рыночной экономике.doc

— 147.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

1.1. Понятие и сущность конкуренции

1.2. Основные виды  конкуренции

1.3. Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ФОРМ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Несовершенная конкуренция

2.2. Совершенная (свободная) конкуренция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент хозяйственного механизма, что позволяет выделить в хозяйственном механизме две стороны:

- механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;

- механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.

Актуальность исследования конкуренции, ее понятия, видов и роли в современном хозяйственном механизме обусловлена тем фактом, что конкуренция, в той или иной форме присутствует в современной рыночной системе России. Знание и умение определения типа или вида существующей на сегодняшний день конкуренции, может помочь предпринимателю в плане увеличения конкурентоспособности своего дела или предприятия.

Цель работы - изучение конкуренции, ее места и роли в современном хозяйственном механизме.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить и охарактеризовать конкуренцию как важнейший элемент хозяйственного механизма;

- определить понятие и сущность конкуренции;

- перечислить основные виды  конкуренции;

- обозначить сущность модели пяти сил конкуренции М.Е. Портера;

- дать характеристику видов и форм конкуренции в рыночной экономике: несовершенной и совершенной (свободной) конкуренции.

Объект исследования – общественные отношения в сфере конкурентной борьбы в современном хозяйственном механизме.

Предмет исследования – конкуренция и ее роль в современном хозяйственном механизме.

Структура работы представлена: введением, двумя главами с подпунктами, заключением, списком используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

1.1. Понятие и сущность конкуренции

 

Конкуренция (от латинского слова «конкурро» – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями[1]:

-                    наличием множества равноправных рыночных субъектов;

-                    полной экономической обособленностью каждого из них;

-                    зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

-                    противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам.

В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Совершенно очевидно, что конкуренция – это двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху лишь в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайкену сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои бо­гатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д[2].

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:

- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

- стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);

- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

- стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

 

1.2. Основные виды  конкуренции

 

В современной литературе по экономической теории, а в частности в учебнике Г.П. Журавлевой и В.М. Юрьева различают следующие виды и конкуренции[3]:

-                    функциональную (конкуренция определенного товара);

-                    видовую (по цене и качеству);

-                    межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

-                    внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в III томе «Капитала»;

-                    совершенную и несовершенную, получившую распространение в западной экономической литературе.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.

Совершенная конкуренция – абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому
неоклассическая школа (А. Маршалл, Д. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 1920-х годах нашего столетия (под влиянием работ П. Стаффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), позволила по-иному взглянуть на конкуренцию[4].

Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим фактором при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости – это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что приводит к объединению их усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство и законы поведения на рынке, защищающие в том числе и интересы национальных предпринимателей от иностранного капитала и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

 

1.3. Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера

 

Для выявления природы конкуренции и оценки ее интенсивности в западной экономической литературе используется теория английского ученого, специалиста в области конкуренции М.Е Портера, известная под названием «модель пяти сил конкуренции», согласно которой выделяются следующие пять сил конкуренции (рис.1) :

-                    соперничество среди конкурирующих продавцов;

-                    конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены;

-                    угроза появления новых конкурентов;

-                    экономические возможности и торговые способности поставщиков;

-                    экономические возможности и торговые способности покупателей.

Рис.1. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

«Модель пяти сил конкуренции» М.Е. Портера является концептуальным средством для формирования и диагностики принципиальных структурных схем конкурентных сил. Использование этой модели действительно является простым путем понимания сложной проблемы[5].

Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы.

Различные условия функционирования рынков (а именно, условия вхождения и выхода рыночных субъектов на рынок, движение товаров, обмен информацией и другие) породили особенность и противоречивость действия механизма конкуренции на субъекты экономических отношений.

Экономическая теория долгое время использовала количественный критерий, чтобы классифицировать различные ситуации рынка. Так, она выделяла конкуренцию между большим числом продавцов – совершенную конкуренцию, конкуренцию между малым числом продавцов – олигополию и ситуацию, когда присутствовал лишь один продавец – монополию.

В настоящее время экономическая теория выделяет четыре ситуации на рынке, которые характеризуются следующими основными чертами (см. табл. 1)[6].

 
 
 
 
 

 

Таблица 1

 

Основные черты рыночной

ситуации

Рынок

свободной конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции

Чистая

монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Количество фирм, производящих продукцию

Множество независимых

Одна крупная

Несколько

крупных

Достаточно

много

Тип продукта

Стандартизированный

Уникальный,

нет близких заменителей

Стандартизированный

Дифференцированный

Контроль

над ценой

Цены определяются рынком

Практически полный контроль

Существует влияние

ценового лидера

Влияние

ограничено

Степень сложности входа

в отрасль

Относительно легкий

Очень трудный

Трудный

Вход и выход возможны

Информация о работе Конкуренция в рыночной экономике